Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
профессия и удовольствие.Брюхановой Т. 4072.1.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
39.6 Кб
Скачать
  1. Удовольствие

«Радуйся жизни, наслаждайся каждой минутой ее - ведь удовольствия заканчиваются раньше, чем жизнь» - Ф. Честерфилд

Удовольствие — положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей. Антонимом удовольствия являются страдание и боль. Понятие удовольствия в философии Эпикура отождествлено со счастьем. В дальнейшем такая позиция получила наименование гедонизм. Стоики, напротив, считали удовольствие страстью, вызывающей зависимость и привычку. Сейчас под удовольствием подразумевают контролируемые определённым участком головного мозга тактильные ощущения, создающие положительный эмоциональный фон. (Википедия)

Немного истории

Специальные исследования позволили австрийскому ученому З.Фрейду сделать вывод о несомненно положительной роли наслаждения в жизни организма, в особенности наслаждения, связанного с продолжением рода, и дали основание говорить о «принципе наслаждения» (Lustprinzip) как главного естественного регулятора психических процессов, или душевной деятельности, а шире – инстинкта жизни. Наиболее интенсивными и яркими, а вместе с тем и относительно доступными, являются телесные наслаждения, в первую очередь, сексуальные, а также связанные с удовлетворением потребности в пище, тепле, отдыхе (расслаблении). В процессе социализации происходит ограничение естественной установки индивида на наслаждение. Расширяющиеся контакты с окружающими требуют от человека контролировать свое стремление к наслаждению, откладывать получение наслаждение, терпеть неудовольствие и т.п. Потребности адаптации индивида в окружающем мире и эффективного социального взаимодействия приводят к замещению принципа наслаждения «принципом реальности» (Realitätsprinzip), который, по Фрейду, тоже влечет к наслаждению, но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надежному. В наслаждении индивид принадлежит самому себе, освобожден от обязательств и в этом плане – суверенен. Ориентация на наслаждение, поиск наслаждения как деятельность, или опыт желания противоположны обыденному поведению, основанному на благоразумии и стяжании пользы; последовательность же в стремлении к наслаждению реализуется за счет ухода от ответственных отношений с другими людьми.

Уже в античности была выдвинута теория наслаждения как восполнения недостатка (Платон, Аристотель и др.). В той мере, в какой тело рассматривалось как микрокосмос, стремящийся к внутренней упорядоченности, наслаждение может быть представлено как благо и, стало быть, добро. Из этого взгляда может вытекать определенная нормативная позиция, согласно которой внутренний баланс является идеальным состоянием организма, и человеку следует делать все то, чего желает его тело. Основной принцип такой позиции, или умонастроения, образа жизни и системы ценностей гласит: «Поступай всегда так, чтобы ты по возможности мог непосредственно удовлетворять свои желания и испытывать как можно большее наслаждение». Как показывает анализ логики и психологии гедонического, т.е. сориентированного на наслаждение, сознания, оно не допускает никаких ограничений наслаждению, не признает контроля и меры, т.к. жаждет в конечном счете наиболее насыщенных наслаждений. На это обратил внимание Сократ: жизнь, отданная наслаждению, неизбежно ведет к неистовству. Это не значит, что невозможно принятие в качестве высших именно возвышенных, разумных или умеренных наслаждений, на что ориентирует этика эвдемонизма. Однако это предполагает отказ от принципа наслаждения как приоритетного и совмещение его с другими нравственными ориентациями – на совершенство, самоограничение, благоразумие и т.п. Отвержению внешних ограничений в этике наслаждения сопутствует нигилистическое отношение к традиционным нравственным установлениям вообще. Однако мораль наслаждения не антинормативна, в ней сохраняется непременная для этики установка на самодостаточность добродетели. Но добродетелью называется способность и умение наслаждаться. Добродетели же универсальной морали рассматриваются лишь под углом зрения того, содействуют или препятствуют они истинному наслаждению. Для гедонистического сознания не существует высшего долженствования: коль нравственный идеал усматривается в исполненности всех мыслимых наслаждений, то идеальное и должное оказываются сведенными к нереализованному наличному – к желанию. Стремящийся к наслаждению как к ценности самой по себе, уповает не просто на удовлетворение потребности, но на получение наслаждения. Последнее же возможно двояким образом: либо в разнузданности разнообразных желаний, либо в их упорядоченности и утонченности. Первый путь концентрированно выражен в моральном садизме, второй – в эротизме. И садизм (напр., маркиза де Сада), и эротизм (например, Э.Арсан, автора скандально известного романа Эмануэль) содержат достаточно развитые и рационально обоснованные, хотя отличающиеся друг от друга в существенных чертах, нормативные построения. В сравнении с садизмом эротизм представляет смягченную версию морали наслаждения, что выражается главным образом в характере не исповедуемых ценностей, а той коммуникативной среды, в которой эти ценности утверждаются.

В истории философии этическая критика морали наслаждения имела целью не отказ от принципа наслаждения как такового, но ограничение – посредством принципов пользы, совершенства и человеколюбия – эгоистического своеволия. Как показатель исполненности желания и важный фактор жизненного благополучия человека наслаждение является безусловной положительной ценностью.

Современнее общество сейчас значительно индивидуалистичнее и свободнее, чем было раньше, а из основных ценностей можно выделить следующие:

- «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

- «саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

- «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

- «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, — к «непотребительскому» отношению к другим людям (т.к. главный ресурс — свои способности — за счет других увеличить невозможно).

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для современного общества — это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. Важным нравственным императивом также является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Исходя из вышеперечисленных принципов, можно предположить, что будет являться для современного человека удовольствием.

С точки зрения жизнедеятельности человека, удовольствие знаменует различные по характеру и смыслу переживания: а) преодоления недостатка, б) освобождения от давления, в) личностно значимого самоосуществления, г) самоутверждения. Жизненное значение наслаждения определяется тем, что оно сопровождает уменьшение и угасание внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма.

Однако, имея все, можно оставаться несчастным и одиноким человеком. Почему так?

Задавая вопрос своим близким людям «Что в вашем понимании значит удовольствие и при каких условиях вы его испытываете? (если когда-либо испытывали), я получала ответы из серии: «Откуда я знаю?», «Я затрудняюсь ответить на этот вопрос», или вплоть до того, что «Все живы – уже хорошо». Так неужели в наше время такие понятия, как удовольствие, наслаждение и счастье не существуют? Отнюдь, нет. Мне кажется, ответ на вопрос, что такое удовольствие – оно индивидуально. Поскольку современные условия позволяют людям зарабатывать деньги, сполна удовлетворять свои потребности, самореализовываться, проявлять свою индивидуальность, от того и мыслят все по-разному, преследуют разные цели и по-своему расставляют приоритеты, отсюда и эмоции от разного испытывают разные. Некоторым достаточно иметь признание на работе и поэтому получать от нее удовольствие, а другим важен сам процесс, не взирая на мнения окружающих. Кому-то надо выиграть миллион долларов, чтобы почувствовать себя счастливым, а кому-то важно, чтобы его близкие были здоровы.

Если сравнивать понятия удовольствие и счастье, то, на мой взгляд, удовольствие – это переживание какого-либо процесса (удовольствие от работы, удовольствие от игры на пианино и т.д.), а счастье - это состояние здесь и сейчас, не обязательно что-то делать в конкретный момент, это гармония души и тела, человека и окружающей его среды.

Что касается лично меня, могу сказать, что я счастливый человек, не только потому, что обстоятельства мне позволяют так считать, но и потому что я так решила для себя. Поэтому удовольствие я могу получать от любых процессов своей деятельности, даже, казалось бы самых неприятных. Важны не обстоятельства, а отношение к ним. Этому учит нас сейчас литература, кино, другие СМИ, а учиться здесь нечему, просто надо настроить себя на это. Мне доставляют удовольствие такие банальные вещи, как прослушивание любимой музыки, громко и желательно, чтобы я могла подпевать или дальние поездки, именно сам процесс дороги. Поэтому когда я отправляюсь на машине на дачу, включаю громче музыку, смакую долгую и живописную дорогу, то испытываю настоящее удовольствие от процесса. Или забота о близких и любимых людях (животных), ничто не доставляет такого наслаждения, как делать другим приятно и заботиться о них. Или учебный процесс, от того, что я узнаю что-то новое (желательно на интересующую меня тему), или делая тот или иной курсовой проект с осознанием того, что я делаю и с желанием познать и получить конечный результат, можно также испытать удовольствие. Несчастливый человек не способен испытывать удовольствие. Главное, это быть в гармонии с самим собой, тогда и обстановка вокруг покажется не такой угнетающей, что бы там не происходило.