Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.21 Mб
Скачать

Л.А Карпенко

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО

 

1. XXI век веком психологии не станет, но психология будет все более интенсивно проявляться в междисциплинарных взаимодействиях и глубже войдет в культуру народа. Например, перестанут отождествлять психологию с репрессивной психиатрией. Психология станет такой же массовой профессией, как педагогика, выступая при этом методологическим основанием последней и способствуя более осознанному управлению развитием и воспроизведением отечественной культуры. Психология войдет в более тесный контакт с такими фундаментальными науками, как физика, биохимия, математика, информатика. Опыт показывает, что скорость накопления нового научного знания намного ниже, чем скорость протекания человеческой жизни. Поэтому то, что сейчас кажется уже решенным или достаточно обоснованным, будет пересмотрено следующими поколениями психологов в XXI в. с позиций новых объяснительных принципов, опирающихся на новые доказательные знания в физике, биологии, информатике.

Следующий век скорее станет веком электроники и информационных технологий с расширяющимися возможностями интернет-коммуникации. Накопление нового опыта взаимодействия людей с электронной техногенной средой поставит перед психологией очередные проблемные задачи. Психология будет активно втянута в исследование влияния на психику людей опосредствующих форм интернет-коммуникации, в выработку методов психологической защиты от вторжений в психику, разработку правил поведения и взаимодействия в виртуальных пространствах и т.п. При этом многие из загадок человеческой психики останутся неразрешенными, более того, к ним добавятся новые. Тем не менее накопленные психологией знания позволят, обобщив их, выработать в XXI в. новую аксиоматическую базу психологии и на ее основе разрешить проблему противопоставления духа, души и тела, индивидуального (личностного) и коллективного (социального), сознательного и бессознательного и многие другие спорные проблемы.

 

31

 

2. Пророчество о вступлении человечества в психозойскую эру в том смысле, как это понимал сам В.И. Вернадский (о все возрастающем влиянии технической мощи человечества, сопоставимом по своим масштабам с самыми грозными геологическими процессами), безусловно, сбылось. Известно, что подобные мысли рождались не только у В.И. Вернадского. В 1933 г. американский геолог Ч. Шухерт предложил рассматривать современную эпоху как начало новой психозойской эры истории Земли, подчеркнув этим названием значение психической деятельности человечества как геологического фактора. Пригласивший В.И. Вернадского в Московский университет в 1890 г. известный ученый-минеролог А.П. Павлов также считал, что с появлением на Земле человека начался новый геологический период ее истории, который он предложил назвать антропогенным. Были и другие высказывания подобного рода. Однако главная заслуга В.И. Вернадского в том, что он не только не ограничился общими высказываниями, но и начал кропотливую работу по количественной оценке масштабов человеческой деятельности. Например, публикуя в 1933–34 гг. книги по истории природных вод (продолжение книг по истории минералов земной коры), В.И. Вернадский немало страниц уделил сознательному и бессознательному влиянию человеческой деятельности на географическое распределение и состав всех вод Земли. Его вывод: «на всей биосфере исчезают и изменяются старые виды поверхностных, пластовых вод, вод почв и источников, создаются новые культурные воды». Исследования антропогенного влияния на среду существования самого человека будут расширяться и углубляться, и психология, безусловно, внесет свою лепту не только в изучение и осознание этого влияния, но и в создание условий для развития экологического и нравственного сознания.

3. Будущее за теми психологическими направлениями и научными школами, которые дают возможность исследовательской мысли выйти за пределы постулируемых ими идей. К таким направлениям относятся: культурно-историческая концепция и развиваемый на ее основе деятельностный подход; гуманистическая психология с ее психотерапевтическими подходами; когнитивная наука (или когнитология), которая будет включать не только когнитивную психологию, но и смежные науки: лингвистику, философию, антропологию, нейрофизиологию, некоторые разделы физики и химии, информатики (в особенности — системы искусственного интеллекта и нейронные сети) и т.п. Помимо этого, появятся совершенно новые, возможно, неожиданные направления психологии. Например, в связи с увеличением числа людей, которым будут имплантированы искусственные биологически совместимые протезы жизненно важных органов тела и областей мозга, появятся отрасли психологии на стыке с химией, биологией, медициной, кибернетикой и т.п. Одновременно медицинская психология, психофизиология и психогенетика направят свои усилия на разработку концепций и технологий поддержания здоровья. Вновь активно начнут развиваться исследования на стыке психологии и физики («психоэнергетика»), основанные на иных представлениях о границах человеческого тела и механизмах его взаимодействия с различными средами (полями). Получат научное объяснение феномены энергетических оболочек человека, ясновидения и других паранормальных (экстрасенсорных) способностей некоторых людей. С новых позиций будут исследоваться феномены сознания — как индивидуального, так и коллективного, появятся энергоинформационные объяснения его механизмов. Безусловно, будет развиваться социокультурная составляющая психологии, в том числе психология духовности, проблемы нравственной психологии. Будут углубленно исследоваться (в частности, с позиций психоэнергетики) причины включения и выключения человека из социальной жизни, причины его подверженности разным видам зависимости, будут разрабатываться технологии противостояния различным кризисным

 

32

 

ситуациям. В XXI в. человек намного больше будет знать о себе как о личности.

4. Как это всегда бывает, исследователи в своем анализе будут обращаться к истокам и потому будут продолжать ссылаться на работы классиков психологии, создателей научных школ и продуктивных концепций. Кроме того, в каждом из направлений психологии есть персоны, идеи которых можно либо продолжать, либо критиковать. К безусловным именам относятся: В. Вундт, У. Джемс, Ф. Брентано, К. Бюлер, В. Штерн, Г.Т. Фехнер, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Лоренц, З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, В.Франкл, Ж. Пиаже, К. Левин, Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, А. Маслоу, К. Роджерс, М. Мид, Л. Леви-Брюль, Э. Эриксон и многие другие. Среди отечественных ученых это И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л.С. Выготский, В.М.Бехтерев, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, А.А. Потебня, М.М. Бахтин и многие другие (ныне живущие психологи не указываются).

5. В XXI в. психология, религия и искусство, безусловно, сблизятся. Психология всегда была в большей или меньшей мере частью теологических и искусствоведческих исследований и практик. Однако в советский период психологическая наука и религия были идеологически и политически остро противопоставлены друг другу, чего нельзя было сказать о взаимодействии психологии и искусства. Известны работы Л.С. Выготского, М.М. Бахтина, К.С. Станиславского, А.А. Потебни, П.М. Ершова и других по психологии искусства. Это взаимодействие плодотворно развивается сейчас и, безусловно, будет развиваться в следующем веке. Что же касается психологии и религии, то в 70–80-е гг. работы по психологии религии носили исключительно критический характер, без углубления в суть религиозного сознания. Сейчас ситуация существенно иная: принят закон о свободе совести и вероисповедания. Обретенная гражданами свобода выбора своих религиозных предпочтений не замедлила проявиться и в психологии: в 90-х гг. появились первые публикации, посвященные проблемам духовности, психологии религии, веры, религиозного сознания и т.д. Попытки психологов войти со своими исследованиями в религиозное пространство вызвали отнюдь не однозначное к себе отношение, поскольку пока преобладает точка зрения, что психология и религия находятся в разных плоскостях и им совершенно не нужно пересекаться. В следующем веке подобная точка зрения будет преодолена, поскольку психология будет основываться не только на материалистических постулатах. Существенно расширится и изменится понимание предмета психологии: им будет целостный, духовный человек (и человечество) в своих внутренних и внешних взаимосвязях со всеми мирами (по В.И. Вернадскому).

6. Клятва Гиппократа в том виде, в каком она сейчас существует в медицинских учреждениях, психологам не нужна. Подготовка современных психологов обязательно включает сведения об этических нормах, которые они должны соблюдать, и потому ритуализация этичности поведения мало что добавит к их профессионализму. В XXI в. подготовка психологов будет поставлена на качественно новый уровень. Принцип «не навреди» и этические нормы будут неотчуждаемыми культурными ценностями подготовленных психологов, в связи с чем на них не будут оказывать влияние ни экономические, ни конъюнктурные факторы, что, к сожалению, иногда имеет место сейчас. Зная человеческую природу, подобное кажется недостижимым для всех подготовленных специалистов, но хочется надеяться на лучшее.

7. У репрессированных наук и идей в психологии шанс возродиться есть. Однако когда чему-либо не дают своевременно развиваться, будь это человек, растение или идея, то, безусловно, это нечто либо погибает, либо замирает, ожидая своего часа. Подобная судьба трагична для творящих науку и идеи ученых, поскольку срок их жизни ограничен. Она может быть вредна для общества и государства,

 

33

 

но не трагична для самих этих наук и идей. Их час придет, если они действительно ценны и могут служить благу людей. С этих позиций возродиться может любое направление психологии, если только оно будет социально востребовано и экономически поддержано. Это касается, естественно, и педологии, и психотехники, однако сомнительно, чтобы они возродились в прежнем их качестве.

8. Исторический смысл психологического кризиса заключается в том, что ни западной, ни отечественной психологии так и не удалось разрешить поставленные еще век назад фундаментальные вопросы, несмотря на огромные затраченные усилия. Методологические «опоры», взятые современной психологией из физики, философии, биологии, антропологии и т.п., не помогают, поскольку периодически рушатся под натиском не имеющих объяснения фактов, оставляя психологию в состоянии очередного кризиса.

Слово «кризис» (crisis) в переводе с греческого означает — суд, судебное разбирательство. Оно родственно по значению слову «критика» (суд). Кризисное состояние (близко — критическое состояние) толкуется как состояние, за которым должна наступить какая-то решительная перемена. Например, если происходит переоценка ценностей или появляются новые факты, не имеющие убедительного объяснения, налицо кризисное явление. Смена ценностей или отказ в истинности старым объяснительным принципам и принятие новых принципов означает смерть (старого) и рождение (нового), т.е. разрешение кризиса. Надо полагать, что кризисы у психологии будут постоянными, так как занимается она проблемами человека, т.е. сущностью «без дна». Мы стоим на пороге смены представлений о научной картине мира, на пороге новых фундаментальных открытий и нового парадигмального знания. И психология ждет своего часа. Поэтому XXI в., будем надеяться, позволит психологии отказаться от старых объяснительных принципов и, накопив новые знания, построить систему адекватных новому мировоззрению постулатов, кои и помогут разрешить ее очередной исторический кризис.