Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция-10.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
190.98 Кб
Скачать
  1. Учение об истине. Практика как критерий истины.

Познание выступает как процесс проникновения мысли в объект, а познавательной целью этого процесса является постижение истины. Проблема истины - одна из центральных в теории познания.

Истина – это знание, соответствующее действительности.

Объективные идеалисты трактуют истину как некую вечную идею, существующую помимо сознания человека в «царстве чистой мысли», неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин) или как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априор­ными, доопытными формами (Кант). Немецкий классический идеализм, на­чиная с Фихте, внес в трактовку истины диалектический подход. По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, система понятий, суж­дений и теорий.

Субъективные идеалисты - эмпирики понимают истинность как соответствие мышления ощущениям субъекта (Юм, Рассел) или как соответствие идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, наконец, как наиболее простую взаимосогласованность ощущений (Мах, Авенариус).

Неопозитивисты рассматривают истинность как согла­сованность предложений науки с чувственным опытом. Иногда под исти­ной понимается результат произвольного соглашения, конвенционализм (А. Пуанкаре) - истинно то, что признается таковым определенной группой людей.

Субъективно-идеалистически трактуют истину и представители экзистенциализма, рассматривая ее как форму психологического состояния личности. Общая черта всех, ранее названных концепций истины - отрица­ние объективности содержания знания.

Иной подход к истине отличает представителей, опирающихся на принцип корреспонденции, понимающих истину как соответствие знания действительности. Эта традиция, восходящая к Аристотелю, была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бекон, Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах, М. Ломоносов, Н. Чернышевский, Г. Гегель, Л. Фейербах, а также К. Маркс и его последователи).

Современная материалистическая гносеология конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь поня­тий: «объективная истина», «абсолютная истина», «относительная исти­на», «конкретность истины», «заблуждение».

Объективная истина - это такое содержание человеческих знаний о действительности, которое не зависит ни от конкретного человека, ни от человечества.

По своему содер­жанию истина объективна, т. е. независима от познающего ее субъек­та. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил про­блему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необхо­димость, но сама истина субъективна, поскольку является формой де­ятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предме­та. Гегель показал, что истина — не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причем истина предполагает и изменение самого предмета в процессе по­знания.

Рассматривая познание как общественно - исторический процесс, современная материалистическая теория познания подчеркивает, что ис­тина также является исторически обусловленным процессом. Поэтому анализ истины она не ограничивает характеристикой ее лишь как объек­тивной по содержанию, а дополняет анализом диалектики абсолютной и относительной истины или, точнее, диалектикой абсолютного и относи­тельного в истине.

Относительная истина - это такое знание, которое в принципе правильно, но не полно отражает действительность, не дает ее всестороннего исчерпывающего образа. Это неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Исторический процесс развития познания имен­но в том и состоит, что неполное, одностороннее знание заменяется более точным, всесторонним. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине.

Абсолютная истина - это такое содержание человеческих знаний, которое тождественно самому предмету и которое не будет опровергнуто дальнейшим развитием познания и практики. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические констан­ты и т. п.

Нет и не может быть отдельно абсолютной истины и отдельно относительной. Существует одна истина - объективная по содержанию, которая является диалектическим единством абсолютного и относительного, т.е. является истиной абсолютной, но относительно определенных преде­лов. Относительная истина с необходимостью содержит в себе момент абсолютной, обусловливает и предусматривает ее. Абсолютная истина, в свою очередь, дается человеку лишь через относительные истины, кото­рые пребывают в бесконечном процессе постоянного развития.

Ошибочным было бы предполагать, что абсолютная истина является недосягаемым идеалом. В каждой относительной истине есть момент абсолютной. Это то объективное истинное, проверенное практикой знание, которое не опровергается дальнейшим развитием познания, а сохраняет­ся, включаясь в содержание нового знания.

Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и все­гда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятель­ствам.

Одним из основных принципов гносеологии является принцип конкретности истины, предусматривающий максимально полное и точное вы­явление тех пределов, в которых знание характеризуется объективной истинностью. Требование конкретности истины означает, что объект следует рассматривать в тех условиях места и времени, в тех связях и отношениях, в которых он возник, существует и развивается. Незнание или игнорирование этих пределов превращает наши знания из истины в заблуждение.

Заблуждение - это такое содержание человеческого знания, в кото­ром действительность воспроизводится неадекватно и которое обусловле­но историческим уровнем развития субъекта и его местом в обществе. Заблуждение - это не специальное искажение действительности в пред­ставлениях субъекта. Существование его обусловлено закономерностями развития, как самого познания, так и практики.

Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволя­ющего выявить объективную истинность знания.

Что же служит критерием истины? Такой критерий не может быть обнаружен ни в самом объекте познания, ни в сознании субъекта.

В истории филосо­фии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т. е. вопроса о том, чем же определяется соответствие знания действительности.

В современной философии выделяются три концепции истины:

♦ концепция соответствия, согласно которой истинными являют­ся высказывания, соответствующие действительности;

♦ когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;

♦ прагматическая концепция истины, в которой истинность и лож­ность суждений проверяются на практике.

Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими.

Истина как верное отражение действительности в сознании человека предполагает оп­ределенное взаимодействие субъекта и объекта. Основой же такого позна­вательного взаимоотношения является практика - предметно - чувствен­ная деятельность людей, направленная на преобразование мира природного и социального. При этом имеется в виду предметно - чувственная деятель­ность не отдельного человека, не единичные случаи воздействия людей на окружающий мир, а опыт всего человечества в его историческом развитии. Являясь основой и целью познания, практика служит и критерием истины.

В философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека дает главные аргументы для философского спора с агностицизмом.

Следует сказать, что есть философы (представители рационализма XVII-XVIII вв., позитивизма, некоторые философы - марксисты), которые на основе того, что логическое доказательство имеет широкое и многогранное применение в научном познании, утверждают, что и логика является критерием истины, поскольку истинность логических форм может определяться их взаимной логической связью и взаимным соответствием. По­становка вопроса о логическом критерии истины непосредственно связа­на с существованием логического доказательства, возможного без обра­щения к практике. Отмечая эту важную черту, ученые, признающие логи­ческий критерий истины, тем самым утверждают, что доказывать можно не только практическим путем, но и теоретическим, логическим. Это, бе­зусловно, так, но назначение критерия истины состоит в том, чтобы разли­чать, отграничивать истинное от неистинного, а для этого необходима именно практическая проверка, как логического доказательства, так и те­оретического обоснования. Конечно, и логика выявляет ошибки, если они есть в той или иной концепции, однако устранение логических ошибок обеспечивает лишь логическую правильность выводов. Иначе говоря, ло­гическая правильность является необходимой основой научного мышле­ния, эффективного исследовательского поиска, предварительной провер­ки, умозаключений.

В противовес рационализму, эмпирическое направление в гносеоло­гии разрабатывая в принципе правильное учение о чувственном проис­хождении наших знаний, приходит, однако, к ошибочному выводу, что ис­тинность любых теоретических построений может быть проверена лишь путем их сравнения с исходными данными чувственного опыта. Между тем история науки свидетельствует, что ее самые выдающиеся достиже­ния часто противоречат исходным чувственным данным. И эта противо­речивость между теорией и чувственными данными совсем не означает ошибочности ни того, ни другого. Разрешение этой противоречивости предусматривает применение критерия практики.

Формы практической проверки истинности знаний многообразны. Это и лабораторный эксперимент, и наблюдение с помощью различных прибо­ров, и промышленное и сельскохозяйственное производство. Проверка истинности социального познания осуществляется всей общественной жизнью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]