Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 8..doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
206.34 Кб
Скачать

27

Тема 8: Социальные общности и социальные институты.

План

  1. Понятие социальных групп.

  2. Виды социальных групп.

  3. Социальные институты: их сущность и виды.

  4. Понятие социальной организации.

Социальная жизнь по самому своему смыслу - жизнь коллективная. Она определяется существованием и деятельно­стью человеческих объединений, - разных по характеру и по содержанию отношений между людьми, различных по мас­штабу, сфере влияния и предназначению. Жить в обществе, значит жить в рамках разнородных социальных общностей, которые влияют на индивидов и поддерживают существова­ние одновременно и общества, и индивида. Значение социаль­ных общностей столь велико, что ряд социологов, особенно отечественных, сводят к ним предмет социологии. Они счита­ют, что практически все свойства социальной жизни так или иначе порождены этими общностями и, следовательно, могут быть объяснены именно через их анализ. Это, разумеется, да­леко не бесспорная точка зрения, которую ее критики называ­ют «социологическим редукционизмом», но она основывается на действительно огромной роли социальных групп и общностей.

1. Понятие социальных групп

Социальных групп и общностей в мире существует ве­ликое множество и даже отдельно взятый, конкретный инди­вид принадлежит к целому спектру со­циальных объединений. Совершенно очевидно, что у каждого из нас есть своя нация, имеется круг друзей, коллег по работе и учебе. Каждый Яз нас имеет гражданство, принадлежит к числу жи­телей определенного города. Мы составляем публику концер­тов, зрителей телепрограмм или телеканала. Кое-кто принад­лежит к числу почитателей футбольной команды «Динамо» или же какого-либо эстрадного певца. Наконец, абсолютное большинство имеет семью, круг родственников. Как писал П. Сорокин, биография любого человека по своей сути есть описание групп, с которыми связан человек, а также его места в рамках каждой из них.

Многообразие социальных объединений

Семьи и кланы, безработные и наркоманы, касты и по­литические собрания, нации и агрессивные толпы, публика рок-концерта и различные по целям группы, трудовые коллек­тивы и банды, пассажиры автобуса и соседи - все это примеры социальных объединений. Всякий раз, вступая в отношения между собой, люди либо создают, либо поддерживают суще­ствование уже имеющейся социальной общности.

Естественно, для того, чтобы разобраться во всем этом многообразии социальных объединений, их нужно каким-нибудь образом классифицировать. Ясно, например, что семья и нация слишком различны, чтобы подходить к ним с одной меркой. У них разные социальные свойства, закономерности функционирования и развиваются они по-своему. Классифи­кации для того и нужны, чтобы понять и объяснить внутрен­нюю логику жизни этих объединений.

Прежде всего, необходимо развести понятия социальной категории и социальной общности. Изучая общество, социо­логу приходится в общем массиве населения выделять катего­рии людей, обладающих каким-либо общим признаком. Тако­вы, например, безработные, люди, имеющие высшее и среднее образование, бедные и богатые, интересующиеся политикой или нет, и т.п. Совокупность людей, обладающих общим (но не объединяющим) признаком, как правило, выделенным сто­ронним наблюдателем, называется социальной категорией (множеством, или агрегацией).

Таким образом, категория не имеет внутреннего единст­ва, люди в ней необязательно связаны взаимодействием; они могут быть, как говорят, «рассеяны» по всему массиву насе­ления. Это своеобразная арифметическая сумма индивидов, сходных по одному или нескольким объективным критериям. Скажем, при изучении политических предпочтений и прогно­зировании исхода выборов специалисты выделяют сторонни­ков различных партий и политических лидеров: электорат А. Мороза, электорат КПУ, электорат А Лебедя. Очевидно, что к этим категориям относятся очень разные по статусу и другим социальным параметрам, возможно, не знающие о су­ществовании друг друга люди. Однако все они имеют общий признак - определенные политические ориентации.

Выделение категорий людей помогает социологам диф­ференцировать население, выделять в этих агрегациях другие сходные или различающиеся социальные свойства, объяснять, исходя из этого, действия и поведение людей, а в итоге прихо­дить к наиболее общим характеристикам состояния общества в целом. К наиболее используемым в социологическом иссле­довании можно отнести половозрастные категории (мужчины, женщины, пенсионеры, молодежь и т.д.) и профессиональные категории (шахтеры, инженерно-технические работники и т.п.). Под социальной общностью обычно понимается сово­купность людей, вступающих в различные по характеру и продолжительности социальные связи и отношения. Другими словами, общности создаются взаимодействиями между людь­ми, - длительными или кратковременными, глубокими или по­верхностными, случайными или необходимыми. Очередь, воз­мущенная отсутствием продавца, трудовой коллектив, семья, болельщики на стадионе, митинг протеста и дружеская компа­ния, нация и собутыльники, круг знакомых и друзей - все эти общности созданы взаимодействиями между людьми.

Характерные черты социальной группы

Как видно, социальные общности сами по себе многооб­разны и разнородны. Поэтому среди них опять-таки выделяют различные типы и виды. Важнейшей разновидностью общности является социальная группа. Что же такое социальная группа? Если без тени со­мнения социальной группой считают семью, даже когда она состоит из двух человек, то можно ли считать социальной группой студентов-заочников, сведенных в академическую группу волею началь­ства и встречающихся на занятиях лишь несколько раз в году?

В социологической литературе можно встретить разные определения социальной группы. Например, Р. Мертон счита­ет группой совокупность людей, которые определенным обра­зом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принад­лежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Известный польский Я. Щепаньский да­ет более «жесткое» определение: группа - «определенное чис­ло лиц, связанных системой отношений, регулируемых инсти­тутами, обладающих определенными общими ценностями и отделенных от других общностей определенным принципом обособления».

Итак, очевидно, что социальная группа отличается от других общностей тем, что является более или менее устойчи­вой совокупностью людей, связанных системой отношений и взаимодействий и осознающих свою принадлежность к дан­ной совокупности. Тот или иной тип отношений «замыкает» индивидов в группу, отделяя и отдаляя их от других людей; он соединяет, организует, сплачивает индивидов и порождает между ними солидарность. Семью, например, создает кровное родство или брачные отношения; трудовой коллектив форми­руется на основе правил, норм, требований, вытекающих из производственных задач; футбольная команда возникает в ре­зультате подбора игроков «под» ролевую структуру (вратарь, защитник, нападающий и т.п.), группа друзей существует на основе стойких и долголетних взаимных симпатий и привя­занностей, даже некой общности судьбы.

Таким образом, социальная группа - это, прежде всего, некоторая система взаимодействий между людьми. Человек, включаясь, например, в группу сослуживцев, строит свои по­ступки и взаимоотношения по правилам и канонам, принятым среди этих людей; но он переориентируется, подчиняясь уже иным стандартам, переходя в другую группу (например, груп­пу однокашников). Поэтому многие группы мало зависят от своей численности и персонального состава: он меняется, а группа остается тем же, чем она была, ибо сохраняется ее осо­бая система взаимодействий.

Система взаимоотношений включает, таким образом, определенные стереотипы и образцы поведения, манеры об­щения, нормы и правила, порой особый язык (жаргон) и сим­волы, характеризующие данную группу. Эти стандарты, разу­меется, бывают жесткими и мягкими, формальными и нефор­мальными, сильно или незначительно отличающимися от стандартов и норм доминирующей культуры. Они могут но­сить демонстративный характер, как, например, в подростко­вых группировках. Или же, наоборот, иметь тайный и скры­тый, понятный лишь посвященным вид, как, например, в ма­сонских ложах или тоталитарных религиозных сектах. В лю­бом случае они регулируют и контролируют взаимодействия между участниками группы и одновременно исключают из этих взаимодействий других людей.

Фактическое единство группе придают так называемые центры объединения. Их роль играют самые разные элементы группы. Очевидно, что всякий лидер, по смыслу своего стату­са, объединяет и организует людей. Но центром объединения может быть и помещение, где собираются члены, например, кружка филателистов или какого-либо привилегированного клуба. Во многих группах такую роль выполняют общие цен­ности и общие интересы. Центрами объединения бывают цели и задачи, если группы создаются для их достижения.

Таким образом, роль центров объединения могут выполнять практически все элементы социальных взаимоотношений. Они крайне необходимы для организации и структурирования группы, так как поддерживают необходимую меру ее спло­ченности и солидарность ее участников. Часто они получают символическое выражение (сам символ играет объединяющую роль): эмблемы, знамена у воинских и спортивных групп, униформа у полицейских, самоназвание у молодежных груп­пировок. Символы могут быть также своеобразным «принци­пом обособления» группы, ибо они наглядно демонстрируют отличие членов данной группы от остальных людей, как бы проводя зримую границу между ними и другими группами.

Разрушение центров объединения чаще всего ведет к разрушению или реорганизации группы. Исчезает человек, вокруг которого сложилась группа и она распадается; цели и задачи, стоящие перед группой выполнены или потеряли смысл, и ничто теперь не удерживает людей вместе и т.п.

Социальная группа отличается от других общностей тем, что включение в нее (вход), а порой и исключение (вы­ход) затруднены. Она - отнюдь не свободная ассоциация лю­дей, к которой может присоединиться каждый, а вполне ин­тегрированное сообщество, стремящееся поддерживать соли­дарность между своими участниками и даже, порой, их внут­реннюю однородность. Группы намеренно или стихийно про­водят отбор в свои ряды, принимая одних и отсекая других, а также контролируют своих членов, избавляясь от «недостой­ных» и «изменников».

Селективные механизмы бывают формальными - в про­фессиональную группу могут попасть только те, кто обладает определенной специальностью и квалификацией, другими де­ловыми качествами, или же неформальными как в группе дру­зей. В ряде случаев группа вырабатывает собственную этику и мораль вроде кодексов чести, а также создает моральный и даже физический образец своего члена. Во всяком случае она предъявляет ряд требований, которым должен удовлетворять каждый из ее участников. В молодежную группировку вряд ли будет принят человек средних лет, в религиозную секту - убежденный атеист. Находиться в группе, быть ее членом, значит соответствовать ее ролевым образцам. Понятно, что те, кто стремится попасть, скажем, в привилегированный клуб, в спортивную команду, в бандитскую группировку и т.д. должны показывать и доказывать свое соответствие ролевым образцам данной группы и ее стандартам. Надо, однако, заметить, что обычно каждый человек входит в несколько групп и, следова­тельно, он принадлежит каждой из них лишь какой-то частью своей личности, лишь некоторыми аспектами своей жизни.

Объективная включенность людей в группу обычно до­полняется и субъективной. Люди осознают свою принадлеж­ность к группе, рассматривают себя в качестве ее представи­телей, стремятся, чтобы и другие так считали, оценивают себя-с точки зрения ее стандартов. Такая привязанность человека к группе рассматривается и как эмоциональная связь, одинаково необходимая для существования, как индивида, так и самой группы. Причисляя себя к ней, человек идентифицируется с целым рядом людей, свойствами и качествами группы, ее стандартами, ролевыми образцами и статусом. В группе же возникает специфическое сознание «мы» (мы - шахтеры, мы - бритоголовые, мы - члены сборной команды страны и т.п.), в котором сплавляются воедино и чувство общности, и чувство обособленности от остального общества.

Итак, социальная группа представляет собой более или менее сплоченную и обособленную общность людей, связан­ных определенным типом взаимоотношений и сознательно причисляющих себя к ней.

Социальный круг

Близок к группе по некоторым свойствам социальный круг. Его можно определить как совокупность людей, поддер­живающих между собой более или менее ре­гулярные личные контакты. Это главный и, пожалуй, единственный его отличительный признак. При сравнении с группой в глаза бросается более слабая выраженность в нем социальных свойств группы: круг менее орга­низован, контакты между людьми в нем менее обширны и глубоки, чем в группе, даже поверхностны и носят как бы не­обязательный характер, завися в первую очередь от каждого индивида в отдельности. Границы, отделяющие социальный круг от остального общества, размыты; включение или ис­ключение из круга редко регулируется какими-либо правилами. Таков, например, круг знакомых, который представляет собой не что иное, как сферу общения индивидов. Близость социальных кругов и групп обнаруживается в том факте, что круг при определенных условиях и обстоятельствах может пе­рерасти в социальную группу. Например, появление целей и задач, скажем, во время производственной практики, сплачи­вает и организует круг студентов в целевую группу. Когда же цели достигнуты, практика закончена, группа может распасть­ся, контакты между людьми теряют свою глубину и интенсив­ность, она растворится в социальном круге. Таким образом, социальный круг можно считать своеобразной «питательной средой» для возникновения социальных групп.

Взаимное притяжение индивидов, создающее круги, ба­зируется на тех или иных социальных основаниях. Это, на­пример, общая заинтересованность в одном и том же предмете внимания (круг театралов или спортивных болельщиков), про­странственная близость (круг соседей, коллег по работе), общность позиций и взглядов (политические круги), одинако­вость статусов (аристократические круги, круг руководите­лей), принадлежность к одной и той же субкультуре (круг подростков, круг пенсионеров или наркоманов). Однако, кру­ги не создаются этими социальными основаниями, так сказать, автоматически. Они возникают в силу естественных потреб­ностей людей в общении и коммуникации. Можно сказать, что, с одной стороны, острота этих потребностей, переживае­мая конкретными индивидами, с другой стороны, мера воз­можности удовлетворить эти потребности в данном социаль­ном окружении и определяет параметры каждого конкретного социального круга: регулярность и интенсивность контактов между его участниками, размер и степень однородности его состава, его авторитетность и влияние на индивидов.

Если с психологической точки зрения социальные круги отличаются, прежде всего, своей способностью удовлетворять человеческие потребности в общении, то с социологических позиций их главная функция - коммуникативная. Здесь про­исходит сбор информации, поступающей из разных источни­ков, ее проверка обсуждением, обмен новостями, взглядами, суждениями, их сопоставление и отбор. Словом, в социальных кругах зарождается и формируется общественное мнение. По­тому общественное мнение - не сумма индивидуальных пози­ций, а продукт взаимодействий людей, составляющих социальные круги. Социологам, выявляющим позиции людей по тем или иным вопросам, нет нужды опрашивать каждого человека, им достаточно выяснить доминирующие в социальных общно­стях мнения. Авторитетному американскому Институту Гэллапа, например, достаточно опросить всего лишь 1200-1600 чело­век, чтобы с погрешностью в 1,4% прогнозировать исход голо­сования на любых выборах в масштабе Соединенных Штатов.

Показательно, что под влиянием исследований Р. Мертона и П. Лазарфельда среди специалистов утвердилось представление о двухступенчатое™ коммуникативного про­цесса в масштабах общества: средства массовой коммуника­ции воздействуют на индивидов не столько непосредственно, сколько через «лидеров мнений», влияющих, в свою очередь, на окружающих. Лидеры мнений - люди компетентные, авто­ритетные, склонные к интеллектуальной работе - аккумули­руют и формулируют позиции, придают им статус общезна­чимости, «оснащают» их аргументацией. В общении с ними и между собой индивиды усваивают эти мнения в качестве сво­их собственных. Наше личное мнение зачастую не что иное, как коллективное мнение нашего социального окружения.