
- •Тема 3.10.3. Русская архитектура и искусство в период феодальной раздробленности XII-XV вв.
- •На Руси
- •Архитектурная школа Владимиро-Суздальского княжества
- •Успенский собор (1156—1160 гг.)
- •Церковь Покрова на Нерли (1165 г.)
- •Дмитриевский собор во Владимире (1194—1197 гг.)
- •Характерные черты архитектуры Владимиро-Суздальской школы
- •Архитектурная школа Новгородского княжества
- •Церковь Спаса на Нередице (1198 г.)
- •Церковь Василия на Горке (1314 г.)
- •Характерные черты архитектуры Новгородской школы
- •Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399 г.)
- •Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре (1422 г.)
- •Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1390-е - 1410-1427 гг.)
- •Характерные черты архитектуры Московского княжества
- •Русское деревянное зодчество
Архитектурная школа Новгородского княжества
Будучи крупнейшим центром международной торговли на севере Европы, Новгород не уступал в своем развитии Киеву и уже в XII веке занимал территорию, в 300 га. Город был окружен кругообразной стеной из песчаника (на обоих берегах р. Волхор). При проведении археологических раскопок А. Арциховского были обнаружены не только знаменитые берестяные грамоты, но и бревенчатые мостовые улиц, хорошо сохранившиеся деревянные трубы водопровода.
В 1237—1240 гг. в пожарах, сопровождавших нашествие татар, погибло большинство русских городов, поскольку они были из дерева. Погибли Владимир и Киев.
Новгородская земля, скрытая лесами, болотами, непроходимыми для конницы кочевников, не подверглась разорению. Поэтому в XIII — начале XV веках только Новгород и освободившийся от его влияния Псков сохранили значение жизнедеятельных центров русского зодчества. Только здесь продолжалось развитие монументальной архитектуры. Характер общественной жизни Новгорода (вече) и его роль основного носителя русской культуры нашли свое отражение и в архитектуре княжества.
После отделения Новгорода на Руси крупных соборов уже не строили, декор соборов отличался строгостью. Хотя во время татаро-монгольского ига орды не дошли до Новгорода, но с севера ему угрожали войска ливонского ордена, этим объясняется крепостной характер сооружений. Лаконизм, монументальность и суровая простота свойственны сооружениям Новгорода XII века.
Одной из новгородских церквей этого периода является
Церковь Спаса на Нередице (1198 г.)
Эта небольшая четырехстолпная одноглавая церковь (рис. 84) отличается гармоничностью пропорций, строгостью и лаконизмом. Церковь имеет сильное расширение книзу, что придает сооружению особую тектоническую устойчивость.
Сложенная из местного камня с кирпичными прослойками и покрытая толстым слоем штукатурки, церковь поражает строгой геометричностью форм и живописностью поверхностей. В известковый раствор штукатурки добавляли толченый кирпич, придававший постройкам «теплый» оттенок, так необходимый на севере. Фасады церкви делились простыми выступающими лопатками на три поля, завершающиеся полукруглыми закомарами. Боковые апсиды у церкви ниже и меньше выступают.
Интерьеры церкви были известны своими великолепными древними фресками, которые были почти полностью уничтожены во время Второй мировой войны. Поистине чудом мировой реставрации стало их частичное восстановление русскими мастерами.
В XIV — XV веке Новгород достигает своего расцвета, строительство ведут цеховые организации на средства города, богатых горожан, вскладчину от приходов и улиц. Примерами являются церкви: Параскевы Пятницы (1207 г.), Николы на Липне (1292 г.), Федора Стратилата на ручью (1361 г.), Власия на Волосовой улице (1365 г.), Спаса Преображения на Ильиной улице (1374 г.). В Пскове — церковь Богоявления в Запсковье, Василия на Горке (1413 г.).
В начале XIII века в Новгородском княжестве намечаются своеобразные тенденции развития зодчества. За счет боковых нефов планировочно укрупняется центральное пространство соборов. В свою очередь конструктивный прием перекрытия боковых нефов четвертными сводами создал предпосылки для объединения на фасадах линии закомар под общей восьмискатной кровлей. Позже лопасти стен объединяются единым фронтоном. Таким образом, в XIII—XV вв. в Новгороде осуществляется строительство церквей с тремя видами завершения стен:
позакомарным,
трехлопастным,
фронтонным.
С конца XIII века в Новгороде строятся, в основном, четырехстолпные одноглавые приходские и «уличанские» церкви. Примерами являются однокупольная трехлопастная Церковь Власия на Волосовой улице (1365 г. — конец XIV в.) (интересно сочетание поклонения христианскому святому Власию и языческому богу Волосу; а также Церковь Федора (Феодора) Стратилата на ручью (1361 г.).
Это одноглавая церковь (рис. 85) местного святого была построена вскладчину всей улицей. В отдалении находится шатровая колокольня. В церкви применено цельное трехлопастное перекрытие с пониженными в углах полусводами, благодаря чему объем внутри стал свободнее, потолки выше. Творческая переработка
Рис.
85
Храм имеет одну большую апсиду, которая своей декоративной обработкой напоминает апсиды французских романских церквей. Глава храма великолепно гармонирует с общим силуэтом здания. Барабан главы своеобразно декорирован аркатурным пояском и «мережкой». Над окнами барабана применены небольшие арочки.
В целом на фасадах использован очень сдержанный декор. В интерьерах сохранились фрески XIV века.
Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице (1374 г.)
Церковь Спаса Преображения, в отличие от более ранних храмов, была перекрыта на 8 скатов. В этом проявился, с одной стороны, рациональный подход к перекрытию, более соответствующему климатическим условиям Севера, а с другой стороны, влияние западной готической архитектуры со щипцовыми крышами. Церковь увенчана одной слегка вытянутой главой на высоком, богато декорированном барабане. Фасады расчленены лопатками на 3 части. Тройные окна, накрытые «бровками», образуют живописные пятна над входами. В декоре храма — тяга к узорочью народного характера: применены декоративные элементы — бегунок, сухарики. Однако традиционные культовые мотивы сохраняют свою ведущую роль, что проявляется обилием выложенных в кирпиче крестов. В 1378 году интерьер церкви был расписан Феофаном Греком, часть росписей сохранилась до сих пор, несмотря на повреждения во время войны. Это единственная новгородская постройка, имеющая документальные свидетельства росписи Ф. Грека.
Наилучшей сохранностью отличаются фрески купола (Пантократор с Архангелами и Серафимами.) Несколько однообразный коричневатый колорит остальных фресок объясняется многочисленными пожарами и химическими воздействиями среды.
В архитектуре церкви Спаса Преображения на Ильиной улице прослеживается путь развития культовой архитектуры Новгорода от строгих массивных сооружений крепостного характера к более нарядным изящным сооружениям конца XIV века.
Вторым по величине центром Северо-Западной Руси периода феодальной раздробленности являлся «младший брат» Новгорода — Псков.
Архитектура Пскова в XIII—XV веках проходила примерно тот же путь, что и архитектура Новгорода. Однако приобретение Псковом в 1348 году независимости от Новгорода не замедлило сказаться на своеобразии местного архитектурного творчества. Именно здесь в XIV веке был создан особый тип звонницы — в виде стены с пролетами.
Древнепсковское зодчество приобретает свои наиболее характерные черты к XV—XVI вв. Здесь был создан замечательный комплекс оборонительных сооружений — Детинец. Прекрасно сохранились гражданские сооружения — комплекс каменных жилых домов богатых горожан XV—XVII вв. Это дома Яковлева, Лапина, торговых людей Поганкиных.
Поганкины Палаты возведены, как и многие жилые дома того времени, из серого сланца, имеющего грубую «рваную» поверхность. Поэтому в дальнейшем стены штукатурились и белились. Над каменным подклетом (хозяйственным этажом) возвышались 1—2 каменных или деревянных жилых этажа. Наверху устраивалось летнее жилое помещение — терем.
Отличительной чертой псковского зодчества являлось очень скромное применение декора на фасадах как гражданских, так и культовых построек. Церкви во Пскове строились небольших размеров, они были проще, «уютнее». Это было связано с небольшими размерами города и с нехваткой средств для строительства.
Церкви Пскова имели сильное расширение стен и даже барабана книзу. Обычно главный объем псковских церквей обстраивался дополнительными приделами и ставился на высокий подклет. Волнообразным кровлям здесь предпочитали прямолинейные. Все это придавало общей композиции церкви распластанный ступенчатый силуэт. При входе устраивалось широкое крыльцо с массивными столбами и мощеной площадкой — паперетью.
Еще одной отличительной чертой псковской архитектуры является применение в интерьерах круглых в плане столбов, зрительно увеличивающих внутреннее пространство — прием, перенятый в дальнейшем древнемосковской школой зодчества. В небольших храмах вводятся ступенчато-перекрещивающиеся арки, позволяющие вообще освободиться от подкупольных столбов (церковь Николы Каменноградского). Переход от стен к барабану осуществлялся при помощи тромпов или ступенчато, но последний прием не получает в дальнейшем широкого распространения.
Примерами ранней псковской культовой архитектуры являются Преображенский собор Мирожского монастыря, церковь Успения «с пароменея», Воскресения «со стадища» (рис. 86).
Наиболее полно зодчество древнего Пскова характеризует