Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная история Учебное пособие.doc
Скачиваний:
107
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
2.31 Mб
Скачать

3. Политическое и духовное развитие советского общества

Не менее сложные, чем в экономической области, возникали проблемы в социально-политической сфере, в общественной жизни страны. Война оставила глубокий нравственный след в сознании народа, ее уроки ускорили процесс десталинизации общественного сознания. Энтузиазм, охвативший народ после войны, объяснялся не только естественной гордостью за победу, но и верой в то, что пролитая кровь «зачтется», что жизнь действительно будет меняться к лучшему. Одним из важных нравственно-психологических итогов войны стал быстрый рост числа критически мыслящих людей. Объективно это таило в себе угрозу авторитаризму, и силы, бывшие его опорой, вместо расширения свобод и демократизации общественной жизни, взялись за дальнейшее укрепление командно-административной системы. Стабилизация международных позиций СССР позволила авторитарному режиму поправить свои позиции и внутри страны.

Власть прибегала к испытанным методам: жестко ограничивала проявления элементов демократизма, отгораживала страну от мирового сообщества «железным занавесом». Ограничивались и ущемлялись права миллионов участников Отечественной войны, которые побывали в окружении, в плену. За «неблагонадежность» были депортированы в районы Средней Азии и Сибири крымские татары, чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, поволжские немцы.

Во второй половине 40-х гг. был сфабрикован ряд дел в отношении высшего командного состава армии и флота. Был снят с должности Главкома сухопутных войск Г.К. Жуков, которого отправили командовать Одесским военным округом. За несогласие со Сталиным в вопросе о разделе Балтийского флота пострадали вице-адмирал флота Н.Г. Кузнецов, адмиралы В.А. Алафузов, Г.А. Степанов. В 1947 г. была арестована группа генералов и офицеров, обвиненных в подготовке «военного заговора». По мнению Г.К. Жукова, это делалось с целью разобщения сильного и дружного коллектива высшего командования Вооруженных Сил.

В 1947 – 1949 гг. возникло так называемое «ленинградское дело», по которому подверглись репрессивным мерам 200 партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных, комсомольских, военных работников, представителей творческой интеллигенции Ленинграда. Первыми жертвами стали секретари горкома ВКП(б) П.С. Попков и Я.Ф. Капустин, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецов (бывший первый секретарь Ленинградского обкома), зам. председателя Совета Министров и председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский и др. Им были поставлены в вину сепаратизм, противопоставление себя ЦК ВКП(б), попытка создать Компартию РСФСР; позже они были обвинены в измене Родине, подрывной работе в партии и государственных органах.

Одновременно с репрессивными мерами усиливался диктат в сфере идеологии. Жёсткой критике, ставшей образцом политической цензуры, были подвергнуты журналы «Звезда» и «Ленинград», творчество писателей М. Зощенко, А. Платонова, поэтессы А. Ахматовой, которые обвинялись в «идейно-порочных» качествах их произведений, малохудожественности, пессимизме. Известным советским композиторам, создавшим в годы войны шедевры симфонической и инструментальной музыки – С. Прокофьеву, А. Хачатуряну, Д. Шостаковичу – ставилось в вину тяготение к антинародности, западноевропейским корням музыки.

С критики учебника Г. Александрова «История западноевропейской философии» начались так называемые «творческие дискуссии», которые выполняли не научную, а скорее профилактическую функцию. В августе 1948 г. осуждением генетики как науки на сессии ВАСХНИЛ была завершена долголетняя дискуссия биологов. В мае – августе состоялась дискуссия по проблемам языкознания, в 1951 г. – по проблемам политэкономии социализма. В среде интеллигенции ощущалась потребность широкого обсуждения назревших проблем, однако сложно говорить об обогащении науки в проводившихся дискуссиях, поскольку они скорее давали повод для расставания интеллигенции с иллюзией относительно либерализации режима. ЦК КПСС как бы не замечал новые явления в науке, роль развертывавшейся научно-технической революции. Диктовавшиеся временем кардинальные перемены в социально-политическом развитии страны сдерживались, и это не прошло бесследно для советского общества.

В 1949 г. была организована травля «безродных космополитов». К сожалению, до недавнего времени это понятие фигурировало в нашей литературе как одно из проявлений буржуазной идеологии, проповедовавшее отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицавшее государственный и национальный суверенитет. Фактически выступление против космополитизма направлялось против людей, приобщенных не только к национальной культуре, но и к мировой общественной, научной, культурной мысли. Борьба с космополитизмом перекликалась с нарушениями национальной политики; среди подвергавшихся гонениям было немало писателей, ученых, деятелей культуры, врачей еврейской национальности. В 1949 г. была прекращена деятельность еврейского антифашистского комитета, возникшего во время войны, а его члены подверглись репрессиям.

В 1952 г. последовало «дело врачей», видных представителей советской медицины, обвинявшихся в преступной деятельности против руководителей Советского государства. Проблемы медицины, охраны здоровья затрагивали интересы каждого, поэтому «делом врачей» поддерживалась атмосфера недоверия и психоза в стране, идея «праведного гнева» в массовом сознании, «справедливости» репрессивных мер. Такая позиция Центральных органов расходилась с назревшими в общественной жизни назревшими потребностями, обеспечивала сохранение личной власти вождя.

Но превентивные меры, ужесточение властью контроля над инакомыслящими не смогли предотвратить нарастание кризисных явлений в стране, а напротив, осложнили работу по их преодолению, ускорили формирование адекватных времени рожденных войной конструктивных общественных сил, которые вскоре возглавили борьбу за демократизацию страны, обновление методов руководства и форм общественной жизни.

Документ