Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политология. Политика.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
194.56 Кб
Скачать

Новейшие тенденции

Виргинская школа — в 1963 в городке Шарлоттсвиле (штат Виржиния) была проведена первая конференция экономистов, выбравших политические решения и государственные решения объек­том своего анализа с 1969 по 1982 гг. Центр изучения общественного мнения находился в Виржинском политехническом институте. (Прим. пер.)

Среди новейших теоретических подходов к политике — то, что называется формальная политическая теория, известная также как «политическая экономия», (17) «теория общественного выбора» и «теория рационального выбора». Этот подход многое заимствует из современной экономической теории, особенно концепций рациональ­ного экономического поведения индивидов. Тверже всего укоренившись в США и будучи связанной в особенности с так называемой Виргинской школой, формаль­ная политическая теория по крайней мере дает полезный аналитический инстру­мент, что может пролить свет на поведение избирателей, лоббистов, чиновников и политиков, а также поведение государств в рамках международной системы. Этот подход имеет свое самое широкое воздействие на политический анализ в форме того, что называется институциональная теория общественного выбора. Использование этой концепции такими авторами, как Энтони Даунз (Anthony Downs), Манкур Олсен (Mancur Olsen) и Вильям Нисканен (William Niskanen) в исследованиях соперни­чества партий, поведения групп интересов и политического влияния чиновничества (18) обсуждается в последующих главах. Подход так­же используется в виде теории игр, что при­шло сюда из области математики. Наиболее известный пример из теории игр — это «ди­лемма заключенных» (см. рис. 1.2.)

Однако нельзя сказать, что теория раци­онального выбора получила повсеместное признание. Ее сторонники, разумеется, ут­верждали, что она принесла с собой целый ряд новых возможностей в исследование по­литических явлений, но нашлись и критики, поставившие под сомнение самые базовые ее предпосылки и указавшие, что она, возмож­но, переоценивает роль рационального нача­ла в поведении человека и игнорирует то, что люди редко имеют ясно осознаваемый набор целей, а еще реже — полную и точную ин­формацию для принятия решений. Более того, со временем стало ясно и то, что при своем абстрактном понимании человека теория ра­ционального выбора недостаточно учитывает общественные и исторические факторы политики — то, что интересы человека зачастую носят социально обусловленный, а не произвольно индивидуальный характер.

Наука, сциентизм — это область деятель­ности и знания, целью которой является объяс­нение мира на основе наблюдения, экспери­мента и логического мышления. Главным ин­струментом получения объективной истины здесь выступает так называемый «научный метод», предполагающий верификацию (про­верку на истинность) наших предположений путем их соотнесения с доступными данными опыта. Карл Поппер (1902—1994), однако, ут­верждал, что наука способна не верифициро­вать, а лишь «фальсифицировать» (демонст­рировать неистинность) наши предположения, поскольку любые «факты» всегда могут быть опровергнуты последующими эксперимента­ми. Сциентизм (от лат. scientia — знание) — это мировоззренческая позиция, согласно которой научный метод должен быть принят как единственный источник достоверного зна­ния, и в качестве такового должен применяться не только в естественных науках, но и в таких областях знания, как философия, история и политология. Такие учения, как марксизм, утилитаризм и расизм, в этом смысле являются сциентистскими.

Как следствие всех этих процессов политолог в своей работе сегодня волен использовать самые разные методы, что придает политическому анализу как глуби­ну, так и разнообразие. В последнюю четверть XX в. к нормативным, институцио­нальным и бихевиористским подходам, ставшим уже классикой, добавились не только методы формально-политического анализа, но и целый спектр уже совер­шенно новых идей и тем. С 1970-х годов развивается феминистское направление, существенно обогащающее наше понимание гендерных различий в обществе и вы­нуждающее нас переосмысливать самое понятие «политического». Тем временем сложился так называемый «новый институционализм», где центр внимания пере­местился от формальных и структурных качеств общественных институтов к их бо­лее широкому общественному значению и их действительной роли в политическом процессе. Движение «зеленых» выступило с отказом от антропоцентризма тради­ционной социально-политической теории, настаивая на целостном, холистичес­ком, подходе к политическому и социальному анализу. Социально-критическая теория неомар­ксизма (см. с. 115), вышедшая из созданной еще в 1923 г. Франкфуртской школы, подвергла ос­новательной критике все виды социальной практики, опираясь при этом на достижения самых разных мыслителей — от 3. Фрейда до М. Вебера. В лоне постмодернизма (см. с. 79), поста­вившего под вопрос достижимость той абсолют­ной истины, что приемлема для всех и каждого, зародилась теория дискурса.

Общественный институт — элемент социальной структуры со своей специфи­ческой ролью и статусом; в более широ­ком смысле — свод установлений и пра­вил, обеспечивающих правильное и предсказуемое поведение, «правила игры».

Дискурс — речевое взаимодействие между людьми; рассуждение, беседа, коммуникация. Может отражать распределение власти между людьми. (19)

Общим и чрезвычайно важным итогом всего этого стало, наконец, то, что политическая философия и политическая наука уже не воспринимаются как разные и при этом соперничаю­щие дисциплины: сегодня это очень близкие друг другу способы постижения поли­тической реальности.