Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
faktory_kulturnoi_determinacii_pri_perevode_politicheskih_te.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
259.07 Кб
Скачать

2.1.2 Особенности текстов политических выступлений

Речевая коммуникация является той формой, в которой преимущественно осуществляется политическая деятельность. В таком случае текст как единица общения в политике становится предметом изучения многих дисциплин, ведущая из которых – политическая коммуникация. В структуру политической коммуникации входит риторическая критика, целью которой является анализ и оценка публичного выступления или текста с точки зрения его воздействия на аудиторию.

В зарубежной психологии насчитывается более 2000 публикаций, отражающих данную тематику. В отечественной психологии с исследованием текстов связаны имена Т.М.Дридзе, Н.И.Жинкина, И.Ф.Нево-лина и др. Непосредственно к политической коммуникации в последнее время обращались В.Ф.Петренко, О.В.Митина (1991), С.В.Разворотнева (1993), Т.Н.Ушакова, В.А.Цепцов, К.И.Алексеев (1998) и др. Эти работы предлагают методы анализа текстов, в том числе и политических. Очевидно, что политический текст, так же, как и другие виды текстов (художественный, научный и т.д.), имеет свою специфику.

Общественное предназначение политического текста состоит в том, чтобы внушить адресатам – гражданам сообщества – необходимость «политически правильных» действий и/или оценок. Иначе говоря, цель политического текста – не описать (то есть, не референция), а убедить, пробудив в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию [Bayley 1985: 104]

Речь политика (за некоторыми исключениями) оперирует символами [Rathmayr 1995: 211], а ее успех предопределяется тем, насколько эти символы созвучны массовому сознанию: политик должен уметь затронуть нужную струну в этом сознании; высказывания политика должны укладываться во «вселенную» мнений и оценок (то есть, во все множество внутренних миров) его адресатов, «потребителей» политического дискурса.

Тексты политических выступлений имеют следующие характеристики:

1) Политика всегда касается жизненно важных проблем. Большинство людей понимают это, поэтому политические выступления и тексты справедливо рассчитаны на то, что они будут услышаны, опубликованы. В этом случае политическому тексту свойственны все признаки публичного выступления: монологичность, большая структурированность, чем в разговорной речи, использование более формального языка, разнообразие способов преподнесения.

2) Политический текст всегда подразумевает влияние на аудиторию. Это влияние может иметь три формы: пассивную (согласие с мнением автора), пассивно-активную (изменение установок аудитории), активную (побуждение к какому-либо действию). Таким образом, политический текст должен быть действенным, убеждающим.

3) Политический текст далеко не всегда предполагает явную презентацию целей автора. Более того, за представленными целями (всеобщее благо, справедливость и т.п.) могут подразумеваться групповые интересы, которые маскируются. Некоторые авторы считают, что влияние политического выступления тем больше, чем более цели скрыты от аудитории. Политический текст имеет подтекст, определить который можно только исходя из дополнительной информации за пределами текста.

4) Политический текст является основой политического капитала. Политик стремится, чтобы общение с аудиторией приносило «политические очки». Текст тщательно готовится, экспромты редки.

Определение особенностей политических текстов позволяет решить по крайней мере две прикладные задачи политической коммуникации: совершенствование способов подготовки политических текстов и разработка специальных методов анализа политических текстов.

Политический текст - это вербализованная политическая деятельность во всех ее проявлениях: как знаковых/символических, так и незнаковых . Это понятие охватывает тематический объем и стилевые особенности реализованной в языке и средствами языка политической активности.

Тексты политических выступлений требует определенной языковой стилистики. Стиль текстов политических выступлений близок по своему устройству к публицистическому, для которого характерны следующие стилистические черты :

1) Лаконичность изложения, “экономия” языка:

Несмотря на интерес к политическим событиям, большинство людей оценивают потери своего личного времени выше, чем выигрыш от анализа политической информации, поэтому восприятие политических текстов происходит в условиях минимизации затрат (времени, усилий). Таким образом, политической текст должен быть ориентирован на беглое, целостное, однократное восприятие в условиях помех.

Короткие предложения обеспечивают изящество и скорость изложения.

E.g. I have a dream today! We can’t walk alone. We cannot turn back.

Главная задача таких предложений – это донести максимум главной информации с минимумом слов.

2) отбор языковых средств с целью добиться доходчивости изложения:

Политический текст не возможен без наличия фактов, статистики, важных вопросов и политических примеров, но в то же самое время он должен быть ярок, богат и выразителен. Такие качества политический текст приобретает при наличии всевозможных языковых средств ( антитеза, инверсия, градация и др.) Так создаётся образность посылаемой информации, что ведёт к лучшему усвоению и пониманию.

E.g. Paddy Ashdown.: “And now there is no direction, no honour, and no respect. (Градация) Градация создаёт ощущение нарастания эмоциональной содержательности и насыщенности. Отчасти это связано не столько со смысловым нарастанием, сколько с синтаксическими особенностями строения фразы.

3) Использование речевых стереотипов:

В лингвистической теории приблизительно в том же значении употребляются следующие термины: клише, идиомы, фразеологизмы, штампы, групповые шаблоны, излюбленные обороты, стереотипизированные обороты и т.д. Все эти речевые явления составляют некое понятийное поле, одной из функций которого является демонстрация социальной включенности говорящего. Если говорящий произносит “It’s the capitalist tool” ,это значит, что он является читателем американского финансово-экономического журнала “Forbes”, который носит вышеназванный девиз. Такой прием продуктивен в распространении доверия путем публичного причисления себя к той или иной социальной группе.

Адресат, как правило, воспринимает клише адекватным образом, но возможны два типа исключений:

а) реципиент воспринимает отдаленный по времени или переведенный с другого языка текст и не может «распознать» введенные блоки-клише;

б) реципиент принадлежит к иной социальной группе, и тем самым функции клише не выполняются.

4) стилевое разнообразие и разнообразие языковых средств, многозначность, эмоционально-экспрессивная лексика:

Разнообразие стилей так же способствует лучшему усвоению текста политического выступления. Различные стили имеют разную направленность, поэтому политическим текстам не чуждо заимствование из других стилей такого приема как использование эмоционально-экспрессивной лексики, которая свойственна художественному стилю. Такой текст воздействует на воображение и чувства слушателя. Многие слова художественного стиля не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего, особого рода оценочность. Соответственно, для политика важно не только констатировать факты, но и показывать своё отношение к тому или иному феномену. Эмоциональный элемент в значении слова обнаруживается при сопоставлении его с эмоционально нейтральным словом: например “soldier” (нейтр.) и “warrior” (уважит.) Тем самым, употребляя эмоционально окрашенные слова, политик акцентирует, пропагандирует или восхваляет то, на что направлено его обращение. Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятия: например “gentleman” (нейтр.) и “gent” (шутл., фам.) Таким образом, она направлена на выражение протеста.

Эмоциональность речи нередко передается особо выразительной экспрессивной лексикой. К экспрессивной лексике можно отнести и многозначные слова. Они получают качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении.

Развитию экспрессивных оттенков в семантике слова способствует и его метафоризация. Так, стилистически нейтральные слова, употребленные как метафоры, получают яркую экспрессию: например “pipe dream” (голубая мечта)

5)императивность, смысловая и информативная насыщенность, демонстративность.

Как мы видим, политический текст экспрессивен по своей природе. Использование эмоционально – стилистических приемов в политическом тексте не случайно. Широкий набор таких приемов позволяет сформировать у реципиента образ, который способствует лучшему запоминанию и усвоению информации. Так как политический текст имеет побудительный характер, то он должен создаваться экспрессивным и эмоциональным, по средствам стилистических инноваций. Данный аспект входит в структуру понятия эмоционального воздействия на аудиторию. Выделяется три типа политических текстов по характеру их эмоционального воздействия на реципиентов : “агрессивный”, “эпатажный”, “энергичный”.

В основе “агрессивного” типа текста в основном лежат сильные с точки зрения психической активности, негативные эмоциональные состояния: ненависть, озлобленность, страх, ужас. Из состояний средней психической активности: презрение, тревога, беспокойство. Из состояний низкой психической активности: чувство обиды, униженность.

В целом тексты агрессивного типа заставляют человека чувствовать себя обиженным, униженным, оскорбленным, но не беспомощным и ущербным. Они призывают активно действовать, мстить. Основным смыслом выступает идея об опасности врага, который сделал нашу действительность “отвратительной, мерзкой, страшной” и с которым нужно бороться. В них много обращений к физиологической стороне человеческого существования, много говориться о насилии, убийствах, самоубийствах. Часто в агрессивных текстах происходит смена эмоциональной доминанты. В начале текста - в основном лексика, описывающая состояние страха, безнадежности, тревоги. К концу текст становится более жизнеутверждающим.

Пример агрессивного текста:

Который год - в стране царствует смута и развал, властвует произвол финансово-чиновничьей олигархии.

Который год мы ожидаем обещанного благополучия и процветания, получая взамен безудержный рост цен, неплатежи по зарплатам и социальным пособиям, межнациональные войны и конфликты, бандитизм и коррупцию. Довольно слушать бесконечные обещания и заверения чиновников, терпеть унижения и издевательства обнаглевших "реформаторов". На попытку Ельцина путем политических рокировок продлить агонию ненавистного антинародного режима - ответим: НЕТ - антинародному курсу ! На угрозы президента распустить Государственную Думу, выступающую за изменение курса "реформ ", заявим: Руки прочь от Государственной Думы! Даешь Правительство народного доверия!

Эти психолингвистические характеристики соотносимы с результатами системного анализа. Частое употребление лексики, задаваемой семантическими категориями ‘смерть’ и ‘тоска’ придают текстам эмоциональную насыщенность.

С точки зрения литературного языка в этих текстах нередко встречается разговорная лексика, стилистически сниженные языковые обороты, вульгаризмы. Предложения в основном простые или сложносочиненные. Много безличных конструкций, конструкций с пассивным залогом. Большое количество абзацев придает агрессивным текстам некоторую отрывистость и резкость.

Из стилистических приемов можно отметить наличие эпитетов, имеющих негативную окраску, сравнений, гипербол. Иногда встречается ирония и сарказм.

Характерной чертой текстов данного типа является частое обращение к авторитетам, что свидетельствует о желании найти подтверждение или оправдание своим словам, заверить читателя в том, что не только они, но и народная мудрость, и авторитетные личности думают так же.

Тексты “эпатажного” типа заставляют чувствовать свою неполноценность, считать себя ущербными, жалкими и обманутыми. Они представляют собой некий диалог автора и читателя, целью которого является подавление самого собеседника, т.к. именно он (собеседник) является жалким и ничтожным, предавшим свое Отечество, или просто бездельничающим, не желающим работать и трудиться.

В основе эпатажного типа текста лежат в основном эмоциональные состояния низкой психической активности: униженность, подавленность, чувство пустоты, чувство ущербности, беспомощность, обида. Из состояний средней психической активности: презрение, раздражение, беспокойство. Из позитивных эмоциональных состояний - веселость, что, на наш взгляд, является проявлением эмоциональной насыщенности, претенциозности, красочности текстов как в плане лексики, так и в плане синтаксиса и стиля.

Эти психолингвистические характеристики репрезентируются лексикой разных функциональных стилей и разновидностей национального языка. Наряду с разговорной лексикой, которая придает тексту неофицальный характер, создает более близкое общение между автором и читателем, а также сленгом, вульгаризмами, окказионализмами, много возвышенной лексики, тяготеющей к архаике.

Пример эпатажного текста:

Встала из мрака (сем. катег. "сумрак") младая (устар.), с перстами (устар.) пурпурными, Эос и провалилась (сем. катег. "падение") обратно, стеная (устар.) ужасно (сем. катег."тоска"). К зрелищам типа таких (разг.) не привыкли античные боги. Некий ахейский товарищ (уж мужем (устар.) и зваться не может; мужи (устар.), как зайцы, не бегают от КГБ (совр. аббривиатура) лет на двадцать в изгнанье) как-то решился разочек смотаться (разг.) под Трою.

Актуальны различные стилистические приемы: метонимия, оксюморон, ирония, сарказм. Много эпитетов, метафор, сравнений, гипербол. Характеризуются эти тексты и наличием пословиц и поговорок, которые имеют в основном негативный оттенок. Также для текстов эпатажного типа характерна ритмичность.

С точки зрения синтаксиса, много абзацев, вставных конструкций, вводных слов и словосочетаний, предложений с прямой речью. Нередко встречаются нарративные вопросы, полипропозициональные предложения. Отсюда возрастает и роль пунктуации. Много тире, двоеточий, восклицательных и вопросительных знаков, есть многоточия, кавычки, а также сочетания различных знаков препинания.

Система образности эпатажных текстов связана с наличием семантических категорий: “зло” и “ложь”.

Эпатажные тексты ориентированы в основном на мифологическое сознание и строятся с опорой на категориальные оппозиции: свой-чужой, голодный-сытый, добро-зло и т.п. В идеологическом плане противопоставление добро-зло является абсолютной ценностной шкалой. Абсолютные ценности “добра” и “зла” связываются со значимым в данном сообществе символическим рядом и олицетворяются с образах “нас” и “наших оппонентов, врагов”.

В эпатажных текстах имеют место апелляция к фольклору, обращение к христианству, к древнейшим представлениям, которые отражаются в данных текстах в виде использования стереотипных образов животных. Есть обращения к физиологической стороне человеческого существования, что проявляется в противопоставлении плотского и духовного, высокого и низкого.

В основе “энергичного” типа текста лежат в основном положительные эмоциональные состояния: воодушевление, радость, гордость, восхищение. Энергичные тексты не подавляют, не унижают человека. Из негативных эмоциональных состояний они вызывают лишь легкое раздражение, иногда беспокойство, тревогу.

Основная идея энергичных текстов заключается в неповторимости нашего Отечества и нашего народа, в неповторимости и уникальности каждого человека в отдельности. Характерны призывы к добру, справедливости, честности. Акцентируется необходимость уважения личности, самосознание каждого человека, несущего ответственность за все, что он делает. Они вселяют в человека оптимизм, надежду, призывают работать, жить активно, творчески.

Пример:

Период разрушения духовных, личностных и гражданских основ заканчивается. С каждым днем появляются и крепнут убеждения в ценности духовных основ личности и норм взаимоотношений.

Данное эмоциональное состояние связано с наличием определенной системы образности в текстах данного типа, которая характеризуется семантическими категориями: ‘жизнь’ ‘истина’ ‘борьба’ ‘добро’. В энергичных текстах присутствует и более эмоционально окрашенная лексика, относящаяся к семантическим категориям ‘враг’, ‘зло’. Но она скорее выражает подозрительность, недоверие, обидчивость, нежели явную агрессию, нападение.

С точки зрения литературного языка, лексика в целом нейтральная, иногда встречаются элементы разговорного языка, что делает автора текста более искренним, сближает его с читателем. Есть метафоры, эпитеты. Часто встречается употребление пословиц, поговорок, цитат. Их использование ориентировано на экспрессивизацию контекста, на стилизацию разго­ворной речи, выполняющей функцию интимизации, установления контакта с читателем, привнесение оценочного начала для выражения по­зиции автора.

В текстах энергичного типа встречается большое количество сравнений и противопоставлений. Как правило, сравниваются или противопоставляются истина-ложь, доверие-подозрение, богатство-нищета. По количеству слов превалирует положительная сторона данных оппозиций.

В результате исследования стало очевидно, что политический текст, нацеленный на пропаганду определенных идей, на привлечение новых сторонников, достигает своей цели не столько путем объективных рассуждений и логических доказательств, сколько путем апелляции к эмоциям реципиентов. В целом это, видимо, связано с тем, что во времена политической и экономической нестабильности, несовершенства правительственных органов власти и нечеткости их деятельности, появление огромного количества различных политических партий способствует нарастанию эмоциональной напряженности.

Внешней формой выражения эмоционального напряжения становится экспрессивный вокабуляр, экспрессивный синтаксис, стилистические приемы, смешение различных функциональных стилей, а также лексики из разных слоев языка. Иногда встречаются стилистические, грамматические, лексические, орфографические ошибки. Все это значительно усиливает воздействие политических текстов.

И так, Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

  1. Политический текст имеет особый и самостоятельный стиль со своими формами, задачами и функциями.

  2. Политический текст обладает стилистикой способной эмоционально воздействовать на реципиентов и формировать у них нужное эмоциональное психическое состояние и правильное политическое решение.

  3. Существует тенденция в том, что политические тексты нацелены прежде всего на воздействие путем апелляции к эмоциям реципиента, по средствам создания образов, при помощи эмоционально – стилистических приёмов..