
- •(Часть IV) Глава 7 Возрождение династии Чосон в XVII-XVIII вв.
- •1. Консолидация «дружественных партий» (пундан) и движение за «северный поход»
- •2. Частая смена у власти (хвангук) «дружественных партий» (пундан) и усиление ванской власти
- •3. «Политика беспристрастия» (тханпхёнчхэк) вана Ёнджо и новый подъем династии
- •4. Политика беспристрастия (тханпхёнчхэк) вана Чонджо и реформы «во имя государства для народа» (мингук)
- •5. Развитие системы налогообложения (податей)
- •6. Развитие хозяйства и изменения в сословной системе
2. Частая смена у власти (хвангук) «дружественных партий» (пундан) и усиление ванской власти
После четырнадцати лет правления Хёнджона взошедший на престол Сукчон (1674–1720 гг.) в течение долгого 45-ти летнего царствования для усиления ванской власти изменил существовавший до этого порядок непрерывного правления правящих групп (танпха) и перешел к практике частой смены их. Это называлось изменением «обстановки» (хвангук). Политическая практика хвангук означала метод частой смены кабинета, чтобы вызвать конкуренцию государевых слуг в усердном служении ему и тем укрепить ванскую власть. Хотя внешне период правления вана Сукчона кажется временем самой ожесточенной борьбы между «дружественными партиями», но в действительности тогда происходило ускоренное развитие государства в результате ожесточенного столкновения политических линий.
В начале правления Сукчона у власти находились «южане», отстаивавшие усиление ванской власти, причем это было результатом того, что ван поддержал наминов в разгоревшихся в связи с кончиной супруги (королевы) Хёджона новых спорах о трауре. Тогда Сон Сирёль и другие «западники» предлагали установить траур по матери Хёджона (великой княгине Чо) на 9 месяцев (тэгон), а Хо Мок и другие намины настаивали на трауре в один год. Победа «южан» была результатом усиления политического влияния группировки Хо Джока, которая укрепила свою позиции во второй половине правления Хёджона.
Захватившие власть в начале правления Сукчона намины, во главе которых стояли Хо Джок, Юн Хю и другие, так называемые умеренные «южане» (тханнам)4, снова поднимали вопрос о походе на север. Заново возродив для этого военное управление Точхечхальса, для его размещения построили вблизи Кэсона горную крепость Тохын (1676 г.) и усилили военные приготовления, отобрав одновременно 18 тыс. человек из числа выдержавших военные экзамены, и начали их усиленное обучение. Накануне этого были построены горная крепость Хванён в Ёнгане провинции Пхёнан и 48 наблюдательных постов (тондэ) на о. Канхвадо. Хотя такое возрождение планов северного похода было вызвано трудным положением Цинского государства, когда в начале правления Сукчона (1675 г.) в Китае поднялось восстание У Саньгуя, оно было связано и со стремлением укрепить полученные основы власти наминов.
Но преследовавшиеся в течение многих лет «западники» в 6 году Сукчона (1680 г.), когда вождь наминов Хо Джок признался в подготовке заговора с использованием военных сил горной крепости Тохын, предали смертной казни Хо Джока, Юн Хю и др., а также изгнали из правительства всех остальных наминов. Этот эпизод назывался «переворотом года кёнсин» («кёнсин хвангук»). Но еще до этого самих «западников» поразил внутренний раскол, и они распались на норонов (сторонников старой догмы, или «стариков») во главе с Сон Сирёлем, и соронов («молодых»), руководимых Юн Джыном (1683 г.). Политические разногласия между ними состояли в том, что если нороны, почитая принципы долга, акцентировали внимание на внутреннем и внешнем совершенствовании, т.е. на налаживании народной жизни и на укреплении своей самостоятельности, то сороны придавали большое значение реальным выгодам (силли) и отстаивали необходимость территориального расширения на севере. Хотя ван поочередно выдвигал обе группировки, но ядро власти составляли нороны, и всю политику направляли Сон Сирёль и три родственника вана по женской линии (самчхок) Ким Сокчу, Ким Манги и Мин Джонджун.
Власть «западников» объединила находившийся в руках «южан» хуллён пёльто (учебный отряд) с Чончхогун и образовала охранный корпус Кымвиён (1682 г.) и завершила создание системы пяти корпусов (ён). Поскольку военную власть ван вручал своим доверенными родственникам (чончхок), фактически ему принадлежало командование вооруженными силами. Для повышения благосостояния народа и поощрения развития производства правительство сократило размер военного налога (кунпхо) для простолюдинов (1703 г.), поощряло денежное обращение путем отливки металлических монет (санпхён тхонбо) и способствовало развитию торговли. Отдельные [воинские] части (управления) также занимались производством монет и, осуществляя торговлю, постепенно превращались, перерождались в органы по извлечению доходов. В этот период в деревнях поднимались восстания крестьянских низов, выступавших под знаменем веры в Майтрейю, а в городах – движения сопротивления во главе с тайными обществами (ке) – «Комге» («Общество мечей»), «Сальчуге» («Общество убийц») и др., в которых основную массу составляли подневольные ноби. К тому же непрерывные стихийные бедствия подрывали общественное спокойствие.
В 15 году правления вана Сукчона (1689 г.) с возведением в качестве наследника сына вана от наложницы (Чан Хибин) из среды наминов находившиеся в течение 9 лет у власти нороны потерпели поражение, и к власти снова пришли намины. Лидеры из норонов – Сон Сирёль, Ким Сухан и др. – из мести были подвергнуты смертной казни. Это событие называют «переворотом (хвангук) года киса».
После прихода к власти наминов в связи с внутренними смутами в Цинском государстве предприняли меры по защите столицы, построив крепость на о. Канхвадо, а также горную крепость Мунсу в Тхонджи, что на противоположном берегу (1694 г.). И намины, пришедшие к власти в результате переворота года киса, в 20 году Сукчона (1694 г.), в связи с тем, что ван изменил свое мнение и вернул во дворец королеву Мин (Инхён ванху), а связанную с наминами Чан Хибин заставил покончить с собой, после 5 лет правления были свергнуты, и к власти пришли нороны и сороны. После этого инцидента, названного «переворотом года капсуль», намины пришли в такой упадок, что не имели шансов подняться снова. Нороны и сороны же связались с незаконнорожденными, переводчиками, военными, торговцами и даже с представителями ноби и получили от них помощь в виде денежных средств, необходимых для изгнания наминов.
С 20 по 46 годы правления Сукчона власть попеременно принадлежала норонам и соронам. Период с конца XVII до начала XVIII века был временем наступления холодов (малым ледниковым периодом) в мировом масштабе, поэтому и Корея не была исключением. В результате непрерывных неурожаев, наводнений и эпидемий в период с 1693 по 1699 гг., население страны сократилось на 1420 тыс. человек. К 23 году Сукчона (1697) серьезно возросли силы появившейся еще 10 лет назад крестьянской повстанческой армии Чан Гильсана (выходца из Чхану), действовавшей в горах Кувольсан провинции Хванхэ, поэтому весь северо-запад страны был охвачен волнениями. Дело дошло до того, что и в Сеуле представители среднего сословия и незаконнорожденных, связавшись с повстанцами Чан Гильсана, составили заговор в целях свержения династии, но были разоблачены.
Однако в правление Сукчона закон об эквиваленте (Тэдонбоп) был распространен вплоть до территории провинции Хванхэ (1708 г., 34 год Сукчона), жители Северо-запада в большом числе использовались на военной службе, равно как были приняты меры к тому, чтобы на административные должности (сурён) назначать и представителей среднего сословия и незаконнорожденных – сооль (1697 г., 23 год Сукчона). А в 1712 г. (38 год Сукчона) уточнили на севере границу с Цинами и поставили пограничный столб (чонгеби)5, к западу от которого граница определялась по р. Амноккан, а к востоку по р. Тхомун. Хотя здесь р. Тхомун была определена крайне нечетко, корейцы понимали ее впоследствии как реку, находящуюся к северу от р. Туманган. Пограничный столб на Пэктусане создавал обстановку, благоприятную для территориального расширения Чосона.
А представитель морских сил (войск) Ан Ёнбок6 изгнал японцев, посещавших острова Уллындо и Усандо (о. Токто) и в переговорах с японскими властями получил подтверждение, что они являются корейской территорией (1696 г., 22 год Сукчона). После этого инцидента с Ан Ёнбоком правительство Чосона с сёгунским правительством (бакуфу) решило вопрос о принадлежности Уллындо, а затем, усилив оборонительные меры на море, приступило к освоению о. Уллындо. Как раз к этому времени относится и интенсивное составление карты о. Уллындо.
Далее, в 31 году Сукчона (1705 г.) для того, чтобы не забыть благодеяний Минского государства в оказании помощи в Имджинской войне, а также для признания, что Корея является единственным цивилизованным государством, унаследовавшим конфуцианскую культуру Минов, по предложению норонов во дворце Чхандоккун учредили Великий алтарь благодарения (Тэбодан), чтобы совершать жертвоприношения духам основателя (Тайдзу) Минской династии и императора Шэнь-цзуна, помогавшего корейцам во время Имджинского японского нашествия. Патриотическое сознание подданных было поднято также присвоением храму Ли Сунсина почетного названия Хёнчхун («за верность») в 1707 г. (33 году Сукчона) и строительством в Ыйджу храма Кан Гамчхана. Затем в последние годы Сукчона усилиями Нам Гумана была восстановлена часть из разрушенных «Четырех округов», построенных во времена Седжона, и началось систематическое освоение территории бассейна р. Амноккан. В больших масштабах восстанавливались пахотные земли на о. Канхвадо, непрерывное строительство внутренней крепости (нэсон) на о. Канхвадо (1704-1709 гг.), крепостей Пукхансан (1711-1712 гг.), Пхёнян, Анджу и др. значительно укрепили оборонительную систему.
В последние годы Сукчона была завершена в трех южных провинциях работа по обмеру площадей пахотных земель, и в результате выявлено неучтенных земель в 667800 кёль. Все население страны выросло до 6800 тысяч человек (1720 г.). В правление Сукчона выявились важные успехи и в культурной области. Оживленно велась издательская деятельность, направленная на укрепление государственного порядка: «Тэджон сокрок» («Продолжение Великого уложения»), «Ельчо сугё» («Уроки царствований») и др.
Правление Сукчона можно считать временем, когда династия Чосона завершала работу по восстановлению страны после военных разрушений и по налаживанию государственного порядка, и формировались основы для дальнейшего подъема.