Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
04_Ч4 гл4 (МН Пак и КВ Хазизова)_19 стр.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
198.14 Кб
Скачать

(Часть IV) Глава 4 Культура начального периода Чосон

1. Развитие неоконфуцианства

Установление династии Чосон вызвало социальную революцию, сменившую аристократическое правление на бюрократическое. В соответствии с этим, место буддизма, служившего опорой аристократического правления, заняло конфуцианство в качестве господствующей идеологии, что, в свою очередь, привело к культурной революции. Чон Доджон, стоявший во главе критиков буддизма, в 7 году правления вана Тхэджо (1398 г.), написал трактат «Пульсси чаппён» («Разнообразные превращения Будды»), в котором приведена критика буддизма, осуществленная, как считается, на высочайшем уровне. Появление этого трактата знаменовало расцвет конфуцианской политики.

Вслед за Чон Доджоном, конфуцианские идеи стал развивать Квон Гын, автор сочинений «Ипхак тосоль» («Схематичное введение в учение [конфуцианства]»), «Огён чхонгённок» («Запись мнений о пяти канонах»), «Сасо огён кугёль» («Толкование четырех историй и пяти канонов»), появление которых ознаменовало становление конфуцианской философии в Корее как науки. В правление вана Седжона жили «три Кима – конфуцианских мудреца»: Ким Маль, Ким Бан и Ким Гу, которые обеспечили развитие официального конфуцианства с центром в Сонгюнгване. Конфуцианство преподавали в различных образовательных учреждениях, и оно также вошло в программу государственных экзаменов. Основными конфуцианскими канонами стали «Сасо» («Четыре истории»: «Лунь Юй», «Мэнцзы», «Чжун Юн», «Дасюэ») и «Огён» («Пять канонов»: «Шицзин», «Шуцзин», «Чжоули», «Чуньцю», «Лицзи»). Кроме того, важное значение придавалось изучению «Сяосюэ», в котором разъяснялись моральные принципы самган орюн (трех начал и пяти отношений).

Неоконфуцианство (соннихак), рассматривавшее как мировой порядок в целом, так и человеческие отношения, выражаясь современным языком, представляло собой идейную систему, объединявшую в себе гуманитарные и социальные науки с естественными, и воспитывало объективный и рациональный взгляд на вещи. Таким образом, по сравнению с эпохой Корё, в период Чосон были созданы новое общество и культура, отличавшиеся рационализмом, научностью и демократичностью.

Неоконфуцианство занимало место науки не быстро, а постепенно, и вначале воспринималось как теория перестройки, подчеркивающая бюрократическое управление и идеи заботы о народе (минбонджуи), но затем стало развиваться в идеологию морального воспитания ученой элиты. В поздний период Чосон конфуцианство трансформировалось в идеологию сирхак (учение о реальных науках), включавшую в себя идеи управления, в центре которых было нравственное воспитание и заботы об интересах государства и благополучии народа.

Однако нельзя утверждать, что, как только неоконфуцианство стало господствующей идеологией, исчезли конфуцианские идеи династий Хань и Тан, в центре которых стояли представления общей заботы о богатой стране и сильной армии, а также укрепления централизованной власти. Поэтому на первых порах предметами чтения монарха по-прежнему оставалось сочинение «Чжэньгуан чжэньяо» («Основы истинного управления»), в котором описывалась политика танского императора Тай-цзуна и, кроме того, придавалось большое значение развитию различных отраслей техники и науки. Это объяснялось тем, что в начале периода Чосон главными задачами были создание сильного государство и стабилизация народной жизни.

Деятели, рассматривавшие неоконфуцианство с точки зрения задач морально-нравственного совершенствования, выступали против установления династии Ли, поэтому неоконфуцианство развивалось вначале как оппозиционное учение, и только в XVI в. оно поднялось и стало идеологией конфуцианских ученых саримов. Конфуцианцы высоко чтили Чон Монджу, деятеля конца периода Корё, который, как известно, выступал против установления династии Чосон, отвергали идею богатого государства и сильной армии, считали заслуживающими внимания только конфуцианские убеждения и принципы и подчеркивали политическую и социальную независимость провинциальных конфуцианских ученых. С конца периода Корё они распространяли труд «Чжу-цзы цзяли» («Домашние установления Чжу Си»), позаимствовали из него основные принципы и устраивали в своих домах домашние алтари, где поклонялись поминальным табличкам своих предков и совершали жертвоприношения. Это течение особенно процветало на территории Ённама, родине таких «преданных слуг государства» (чольсин), как Чон Монджу, Киль Джэ и др., причем ученые из Сонсана Ким Сукча и Ким Джонджик с сыном воспитали множество учеников, так что к концу XV в. превратились в весьма влиятельную политическую силу.

Если официальное неоконфуцианство XV в., поддерживая конфуцианские идеи ханьского и танского периодов, внесло вклад в государственное строительство, то оппозиционные неоконфуцианцы (сарим) внесли вклад в нравственное воспитание ученого сословия и усиление влияния провинциального общества.