Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тгп-ответы.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
288.27 Кб
Скачать

Вопрос 3 Аналитическая Юриспруденция, социология права, политика права

Аналитическая юриспруденция – система научного изучения действующего права с целью его всестороннего теоретического осмысления и эффективного практического использования. Современная аналитическая юриспруденция является модификацией новейшего юридического позитивизма.

Аналитическая юриспруденция развивается по двум направлениям, одно из которых исследует строго определенные правовые институты и явления, юридические понятия и категории, а другое касается научной разработки специальной юридической теории права – общих положений о правоотношениях, законах, юридических фактах и т. д.

В рамках первого направления аналитической юриспруденции правовые явления и категории – правовые системы, законодательство, юридические нормы, право и обязанности субъектов, юридическая ответственность и т. п., – исследуются и систематизируются с точки зрения присущих им логических связей, юридических черт и соотношений. Подобный анализ осуществляется путем изучения источников права, проработки текстов законов и иных нормативно – правовых актов, судебной практики, сложных юридических дел (казусов) и др. В дальнейшем он находит выражение в классификации юридических норм и фактов, толковании юридических положений, выработке на их основе обобщений и определений.

Появление второго направления принято связывать с именем английского юриста, основателя школы аналитического правоведения Дж. Остина. В своей работе «Чтения по юриспруденции» (1932) он впервые предпринял попытку сформулировать ряд абстрактных положений, характерных для права вообще, независимо от места и времени его действия.

Именно для этого подхода более всего характерно восприятие права как некой совокупности норм, как упорядоченной системы законов и отраслей права. При этом закон воспринимается как словесное выражение мысли законодателя. В совокупности законов имеется своя внутренняя логическая связь и своя более или менее совершенная система соподчинения и распределения. Понятно, что такая система законов не может быть последовательно логической и разумной, поэтому задача юристов и науки состоит в том, чтобы содействовать избавлению системы от противоречий и пробелов и позаботиться о более совершенном словесном и смысловом содержании юридических текстов, поскольку самая элементарная юридическая практика требует понимания и толкования законов. Из этого анализа и толкований и рождается то совокупное знание и умение, которое называют догмой права или догматической юриспруденцией. Задачи науки при таком подходе не имеют глубоких и качественных отличий от практики аналитического толкования законов в судах или правительственных учреждениях. Поэтому и сама наука - догматическая юриспруденция должна быть отнесена к разряду описательных наук.

Потребности жизни, законодательства, юридической практики вызвали к жизни социологию права – сферу знаний, которая вслед за аналитической юриспруденцией также относится к прагматике юриспруденции – к практической стороне изучения права.

Значительно распространены социологические методы в странах англосаксонского права, прежде всего американского. Это объясняется не только интенсивным развитием в странах Запада социологии, ориентированной главным образом на практически значимые результаты, но и во многом юридическим особенностям самого общего, прецедентного права, выраженного в основном не в кодифицированных законодательных системах, а в судебных прецедентах – в «праве судей».

Ныне ситуация другая. Социология находится на более высоком уровне развития, однако ее главной задачей является не только описание правовой системы, но и ее раскрытие с социальной стороны, выявляя при этом экономические, политические, этические и иные факторы, влияющие на ее развитие, чтобы далее давать научно – обоснованный прогноз развития правовой системы.

С социологической точки зрения правовые отношения являются частным случаем общественных отношений. Поэтому выработку понятия права, считает Муромцев, надо начинать не с норм и правил, а с анализа общественных отношений, вернее, той их части, которые характеризуются как правовые. Следовательно, под правом следует понимать совокупность юридических отношений или то, что называется правовым порядком. С этой точки зрения правовые нормы представляют собой некоторые атрибуты правового порядка.

В составе развитого правопорядка Муромцев выделяет два элемента:

правовые институты, которые определяют характер всего правопорядка в целом

разрозненные и немногочисленные отношения, представляющие собой зарождающиеся или вырождающиеся отношения, представляющие собой зарождающиеся или вырождающиеся компоненты правопорядка. Социологическое изучение права противопоставлялось им догматическому, целью которого признавалась сугубо подготовительная работа, ориентированная на описание фактов гражданского права. По его мнению, догма права есть не наука, а «искусство», то есть прикладная, технико – вспомогательная дисциплина. Догма права как систематизация и классификация правового материала может успешно разрабатываться лишь тогда, когда она опирается на научно – объективную теорию права, тесно связанную с социологией. В трактовке Муромцева социологическое изучение права является отраслью юридической науки.

Другой выдающийся русский юрист, который считается одним из первых русских зачинателей социологического подхода к праву – Н.К. Михайловский.

Проблема взаимосвязи понятий «государство», «суверенитет», «общество», «личность», «общественное мнение» возникает всякий раз, когда встает вопрос о конституционном государстве, о правах человека, о выборе путей социального развития возникла перед Россией после отмены крепостного права. Одними из первых на нее отреагировали российские юристы. Их идейным лидером можно считать Михайловского.

Становление политики права было связано, прежде всего, с признанием за так называемым политическим подходом самостоятельного научного значения. Право может и должно изучаться с разных сторон, разными методами, в том числе политически, такова господствующая мысль в указанный период. В этом смысле идея политики права выражала присущее дореволюционному правоведению стремление к методологическому разнообразию. Как писал Э.В. Кузнецов, правоведение конца XIX – начала XX вв. приходит к признанию того, что право является сложным и многосторонним образованием, обладающим целым рядом отдельных сторон и форм бытия Можно указать и некоторые характерные черты данной дисциплины:

политика права рассматривалась как составной компонент правовой науки. Правда, вопрос о ее соотношении с другими юридическими науками решался неоднозначно. Одни авторы выделяли ее как самостоятельную науку, другие же, как практическую часть других дисциплин, например, философии права.

характеризовалась как особая практическая (иногда прикладная) наука. В этом смысле политика права выступала в виде своеобразного продолжения и логического завершения теоретических наук, ибо свои выводы о состоянии действующего права, путях и средствах его совершенствования она строила, исходя из знания тех закономерностей, которые были выявлены в результате теоретического изучения права. В частности, осуществляла юридико – аналитическую обработку нормативного материала, занималась комментированием и систематизацией действующего права, разработкой вопросов законодательства.

политика права оценивается в качестве оценочно – критической и телеологической науки. Т.е. она оценивает действующие правовые предписания, институты и так далее с точки зрения их способности служить тем или иным идеальным, но практически значимым благам.