Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IST_ISK_DEKOR_PRIK_ISK.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
30.61 Кб
Скачать

Декоративно- прикладное искусство Византии.

Серебро.

Изделия из серебра в ранневизантийский период изготовлялись преимущественно в крупнейших городах империи — Александрии, Антиохии, Константинополе, в т. ч. расположенных на побережьях Эгейского и Мраморного морей. Со времени экономической реформы император Анастасия I (491–518) серебро, вышедшее из столичной придворной мастерской, имело ставившиеся в процессе работы пробирные знаки, подтверждавшие высокую пробу металла. В клейма, их, как правило, было 5, включали монограммы имени правившего императора, а также комита «священных щедрот» — чиновника, отвечавшего за качество серебра. Подобная система апробирования действовала в Константинополе до конца VII в., и все изделия с т. н. клеймами императорского типа имеют точные даты их изготовления (с точностью до года, если известно время пребывания в должности конкретного комита). Свои клейма имели Антиохия, Никомидия, Наис и Карфаген.

Серебро применялось для изготовления всевозможных сосудов (блюд различной величины: кувшинов, ваз, чаш, ковшей), употреблявшихся по преимуществу светской и церковной знатью.

Византийские мастера широко пользовались чеканом, при к-ром силуэты изображений выбивались с оборота, а детали наносились с лицевой стороны и иногда дополнялись гравировкой, позолотой и чернью. Сосуды из золота и серебра часто служили дипломатическими подарками. Каждый год предводителям варварских дружин, в помощи и поддержке которых Византия была заинтересована, отсылались богатые дары, куда непременно входили и сосуды из драгоценных металлов. Предметы, посылавшиеся в подарок, не были в прямом смысле слова чашами или блюдами, но являлись своего рода богато украшенными щитами (миссориями), на которые было принято насыпать золотые монеты.

Со времени основания К-поля там работали мастера — выходцы из различных областей, поэтому созданные в столице империи памятники имеют черты искусства разных провинций.

Стекло.

Стеклоделие, переживающее невиданный расцвет в Риме, где впервые было изготовлено стекло с помощью выдувания, в ранней Византии начало клониться к упадку. Быть может, именно поэтому ко времени императора Константина относится закон, согласно которому стекольщики (делившиеся на шлифовальщиков и выдувальщиков) причисляются к привилегированным профессиям, освобожденным от налогов. Наиболее развито стеклоделие в Сирии и Египте.

Наиболее интересны найденные, главным образом в римских катакомбах донца стеклянных сосудов (размерами от 2 до 10 см) с гравированными по золотому листку изображениями, тончайшие листки золота здесь, как в кубиках мозаики, заключались между двумя стеклянными поверхностями. На образцах, относящихся по преимуществу к IV в., наряду с портретами и мифологическими изображениями появляются сопровождаемые латинскими надписями сцены и отдельные персонажи христианского происхождения. Однако и они трактуются в духе старых традиций: так профильное изображение апостола Петра (на фрагменте из собрания Эрмитажа) напоминает римский портрет, а сцена жертвоприношения Авраама (из того же собрания) - образы античных идиллий. Лишь на некоторых фрагментах наблюдается характерная для слагающегося средневекового стиля фронтальность.

Слоновая кость.

Слоновая кость доставлялась в Константинополь из Индии и Африки и шла на изготовление пиксид, консульских и церковных диптихов, для украшения ларцов и мебели. Именно в византийское время скульптура и рельефы из слоновой кости получают особое распространение, т. к. в предшествующий период она чаще применялась для облицовки мебели или различного вида шкатулок.

В V -VI веках диптихи из слоновой кости изготавливались в честь избрания консула (высшая должность в древнем Риме, сохранившаяся в Византии в качестве почетного звания). Консулы должны были устраивать цирковые представления, во время которых раздавали хлеб и мелкие монеты. Вот почему на многих диптихах наряду с портретами консулов, представленных то в полный рост, то погрудно в медальонах, окруженных растительным орнаментом, часто изображаются церковные сцены и фигуры мальчиков, рассыпающих мелкие монеты. Здесь можно видеть акробатов, бег, колесниц, борьбу людей с дикими животными(львами, пантерами, медведями), актеров с масками в руках. На двух створках диптиха, исполненного около 500 года, представлена травля зверей. Сцены, изображающие отчаянно защищающихся раненных львов, львиц и пантер заполняют обе створки диптиха, портрет консула отсутствует.

Наиболее парадными были императорские пятичастные диптихи. Особой известностью пользуется хранящийся в Лувре так называемый диптих Барберини(Слоновая кость Барберени, по имени прежнего владельца). В центре изображен триумф императора Анастасиса (491-518) или, что более вероятно, Юстиниана (527-565), который, как показано в верхней секции, славил Христа. Насыщенность композиции и глубокий, особенно на центральном изображении рельеф, а также абсолютно идеализированные лица Христа и императора, характерны для константинопольских изделий из слоновой кости первой половины шестого столетия.

В дальнейшем можно заметить постепенное усиление в них декоративного начала и загромождение поверхности многочисленными деталями.

Большой известностью пользуется кафедра VI в., на которой вырезана монограмма равеннского епископа Максимиана (Архиепископский музей в Равенне). Ее высота - 150 см, ширина - 60,5 см. Спинка и сиденье украшены многочисленными пластинками из слоновой кости с вырезанными на них ветхозаветными и евангельскими сценами, крупными фигурами евангелистов и Иоанна Крестителя, расположенными под орнаментированными арками. Рисунок пышной виноградной лозы, в которую вплетены птицы, животные, вазы, перекликается с декоративными элементами равеннских мозаик, каменной резьбой сирийских зданий, напоминает украшение края блюда Патерна. Возможно, над созданием кафедры трудились мастера из различных центров.

Эпоха Х—ХI вв. была временем расцвета костерезного искусства Византии. Чаще всего на диптихах и триптихах македонской эпохи (порой использованных как оклады рукописей) изображались сцены религиозного содержания: те же фигуры Христа, богоматери, святых, праздничные сцены, которые украшали стены церквей, наиболее распространены и на этих миниатюрных предметах. Характер исполнения их различен. Наиболее характерной чертой искусства македонской эпохи стало развитие нового, трансцендентного (т.е. недоступного познанию, непостижимого для разума) и спиритуалистического (спиритуализм признает духовное сущностью мира, а материальное — творением Бога) стиля, устремленного не к земному, а к горнему миру.

Воспроизведение старых образцов особенно ощутимо на большой группе ларцов украшенных пластинками слоновой кости с объединяющим их орнаментом в виде розеток ил звездочек в медальонах. Почти на всех этих предметах представлены образы, почерпнутые из античной мифологии: актеры и гладиаторы, воины, танцоры, цирковые персонажи. Наиболее замечательным примером является так называемый ларец Вероли Х в.. Названный по первоначальному месту хранения в соборной сокровищнице в Вероли, близ Рима, ныне в музее Виктории и Альберта в Лондоне. 3десь представлены похищение Европы и Геракл, играющий на лире, танцующие менады и нереиды, кентавры. Фигуры исполнены с большим мастерством, в довольно высоком рельефе, они переданы в движении, в сложных поворотах.

Для подавляющего большинства этих предметов характерна утрата ясности сюжета, обычно распадающегося на отдельные компоненты, так же как исчезает на многих пластинках представление о пропорциях фигур, повороты которых не всегда оправданы. Характер расположения отдельных деталей наводит на мысль о том, что пластинки, заготовленные впрок, объединялись на ларце иной раз случайно.

Слоновая кость, по-видимому, применялась в этот период и для убранства дверей и мебели, для изготовления парадных гребней и разного рода других предметов. Однако наряду с ней встречаются и своеобразные заменители дорогого материала: так, кость домашних животных, судя по множеству находок в Херсоне и некоторых других городах, служила для изготовления небольших диптихов, из нее делали пластинки для украшения шкатулок, погребальных покровов, дверей и др. Изображения, которые встречаются на таких пластинках, походят на более парадные экземпляры: среди них встречаются и фигуры святых, но значительно чаще - птиц и животных, иногда фантастических. Не подлежит сомнению употребление этих предметов в более широких - скорее всего, городских - слоях общества.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]