Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопрос философия шпаргалки.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
669.7 Кб
Скачать

56. Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки.

Этика науки может быть представлена в виде единства внутренней этики науки и внешней этики науки. Внутренняя этика науки регулирует взаимоотношения исследователей и виды деятельности учёного, которые сосредоточены внутри науки. Внешняя этика науки регулирует отношения учёных с их социальным окружением, а также виды деятельности учёных, которые направлены на это социальное окружение. Понятно, что непреодолимой грани между внутренней и внешней этикой науки нет. Существенное место во внутренней этике науки занимает категория доверия, несомненно, являющаяся категорией этики.

Внешнюю этику науки удобнее всего пояснить с помощью категории социальной ответственности учёного. В 1 – ую очередь при этом имеется в виду то обстоятельство, что и отдельный исследователь, и научное сообщество в целом несут ответственности за те последствия, к которым ведёт применение, использование их разработок. Конечно, ответственность за эти последствия лежит не только (и, зачастую, - не столько) на исследователях, но и на тех, кто непосредственно внедряет эти разработки (инженеры, конструкторы, технологи…), на тех, кто принимает решения об использовании этих разработок (бизнесмены, менеджеры, политики…), на тех, кто финансирует это использование и т.д. Далее, категория социальной ответственности науки указывает на то, что на научном сообществе лежит значительная доля ответственности за нынешнее состояние науки, за её успехи и провалы, за её сегодняшний «имидж», за её социальный престиж, за степень эффективности исполнения наукой её социокультурных функций. Научное сообщество получает изрядную долю ресурсов общества и должно постоянно доказывать свою социокультурную состоятельность.

Что касается противоречия между стремлением исследователя к достижению истины и требованиям этических норм, то это реальное противоречие.

Иными словами, истинное знание не только описывает и объясняет мир, оно должно возвышать человека, оно должно формировать в нём поистине человеческие качества.

57. Эстетика науки.

Слово «эстетика» происходит от греческого «aesthetic» и в переводе означает «чувственный», «чувствующий», «постигаемый или познаваемый с помощью чувств», что и дало в дальнейшей истории философии основание говорить о чувственном, или эмпирическом, и о рациональном, или теоретическом, познании. Сегодня можно утверждать, что весь опыт непосредственного взаимодействия человека с природой, как бы он не именовался в разные древние времена у разных родов, племён, а позднее и у этнических и прочих социальных образований и сообществ внутри государственных структур, постепенно подготавливал человека к выделению, а затем и к разделению чувственного и появившегося при становлении способностей его осмысления рационального опыта как результата совместной, синтезированной чувственной и умственной деятельности человеческого мозга.

Вся известная на сегодняшний день история духовного и творчески-созидательного развития человечества говорит, таким образом, о том, что для человека действенным объектом внимания (и чувственно-эмоционального, и умственно-интеллектуального, и деятельностно-преобразующего или творческого) стали весь окружающий мир и сам человек со всеми им познанными и ещё только познаваемыми тайнами. И поэтому ограничивать предмет эстетики только раскрытием сущности и эстетико-художественных тайн искусства, как это делали Гегель, Винкельман, Тэн, а внастоящее время – Кривцун в учебнике «Эстетика», неправомерно ни с теоретической, ни с практической точки зрения.

Если эстетика займёт когда-нибудь такую позицию, она оставит вне сферы своего влияния практически все виды человеческой деятельности, кроме художественной, которой профессионально и даже самодеятельно занимается лишь небольшая часть человечества

Красота и прекрасное во все времена и для всех племён и народов означает приблизительно одно и то же, поскольку эстетика выполняет в мире одну из самых значимых для всего человечества функций – она на чувственно-эмоциональном уровне (самом приемлемом и значимом для всех) и на рационально-интеллектуальном уровне объединяет всех людей, делая их терпимыми, то есть толерантными.

Как философская наука эстетика просто не может иметь дело с какой-либо одной или несколькими сторонами мира и универсума, но только со всем миром и уневерсумом как целостными материально-идеальными или вещественно-духовными явлениями, с которыми взаимодействуют человек так же, как целостное всесторонне развитое существо, способное взаимодействовать на разумных, то есть ориентированных на достижение гармонических и совершенных результатов, приводящих человека в высшее духовное эмоционально-чувственное и интеллектуальное состояние, которое и представляется прекрасным, эстетическим состоянием, когда и в чувствах, и в разуме царит порядок.

Синергетика сегодня и метод эстетического исследования, и особый – синтетический – тип, и форма рефлексии. У эстетически и художественно развитого человека при восприятии или творении искусства возникают умные эмоции.

Историки науки отмечают и такую интересную закономерность научного творчества, как его подверженность влиянию красоты. По убеждению Т. Куна, например, триумф новой теории происходит зачастую благодаря ее эстетическим данным. Э. Панофский, исследуя творчество Галилея, приходит к убеждению о влиянии эстетических взглядов мыслителя на его научные открытия.

В деонтологической ипостаси наука являет собой область функционирования определенных моральных норм. Философия науки в деонтологическом ракурсе, соответственно, есть научная этика - достаточно разветвленная сфера знания. Ее можно разграничить на некоторые части, разделы.

Один их них - этос научного творчества. Этот раздел обращен к изучению проблемы творческой свободы и социальной ответственности ученого; в науке сложилась традиция именовать его кодексом научной честности. Р. Мертон формулирует основные принципы кодекса научной честности: принцип универсализма, из которого следует, что истинность научных утверждений оценивается независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их выдвигает; принцип общности утверждает недопустимость монополий в науке (что не отрицает авторского права); принцип незаинтересованности, согласно которому первичным стимулом деятельности ученого является, свободный от соображений личной пользы, бескорыстный поиск истины; принцип организованного скептицизма отвергает стратегию слепого подчинения авторитету предшественников как ненаучную.

Другой раздел научной этики - этические нормы жизни научного сообщества. Значимость этого раздела определяется тем фактом, что творческие потенции лучше всего развиваются там, где существует подлинное уважение к творчеству, наличие благожелательной атмосферы. Окрашенная в агрессивные тона конкуренция, зависть, рождающая тип поведения, названный Хаксли "публичной воинственной пляской", всегда деструктивна, несовместима с достоинством науки. Собственно говоря, одна из целей научной этики как дисциплины связана с преодолением таких рудиментов культуры, доставшихся нам от прошлого, как оскорбления и перебранки, интриги и шельмования. Особую важность в этой связи приобретает воспитание культуры научной дискуссии. Главная заповедь любого научного спора - выявление того, что правильно, а не того, кто прав.

25