Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
291.84 Кб
Скачать

Вопрос 28. Проблема бытия в философии: Платон, Аристотель, Гегель.

Платон первым ввел в философию понятие материи, которое у него помечает небытие, ничто. Материя - это то, чего не существует. Употребляя понятие ‘‘матерiя’‘, Платон удерживает в сознании принцип, открытый Гераклитом: ‘‘iз ничего может возникнуть ли­ше нiщо’‘. Все, что существует, возникло из чего-то, но именно теперь того, из чего все возникло, нет, потому мы говорим, что оно - материя. Этим понятием снимается проблема познания того, которое было: его уже нет. Это свойство материи превращаться в небытие и препятствует сотворению мира, полностью соответствующего идеальному царству. Взаимодействие материи и идей приводит к повреждению, деформированию идей, к потере конкретными вещами того совершенства, которое имела ‘‘чиста’‘ идея. Взаимодействую идее и материи Платон фиксировал математически. Он очень ценил философию Пифагора, считая, что пiфаго­рейцi первыми осознали роль идей. Все свои исследования природы, общества, познания, мышления, Платон подчинял принципиальные определения меры проявления идей в конкретных вещах, где фиксация общего виз­начення идеальной конструкции занимала главное место.

Аристотель. Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В 17-летнему возрасте прибыл в Афины, стал учеником Платона. Впоследствии он становится учителем сына македонского царя Филиппа II Александра. Его работы - ‘‘метафiзика’‘, ‘‘топiка’‘, ‘‘етика Нiкомаха’‘, трактат ‘‘про душу’‘ и другие. Аристотель признается первым, кто осуществил систематическое исследование трудов предыдущих мыслителей.. Наибольшую часть своих трудов он посвящает проблемам метафизики - науки о сущем. Становление Аристотеля как философа происходило путем решения проблем, которые возникали при осмыслении приобретения его учителя Платона. Прежде всего, это - проблема отношения ма­терiи и идеи. Последовательное продолжение взглядов Платона приз­водило к возникновению противоречий, которые ставили под сомнение разделение действительности на материальное и идеальное. В частности, вечное, неизменное идеальное, которому подчиняется каждая конкретная вещь, не покоряет себе материю-небытие. Следовательно, не должно существовать даже представление о материи, если нет идеи матерiи. Как мо­жуть нерушимые идеи быть причиной движения? Как могут идеи, если они сущность вещей, существовать отдельно от последних? Критика Аристотелем Платона даже в общественной свiдо­мостi приобрела существенное значение в виде афоризму:’‘Платон мне друг, но истина - дорожча’‘. Анализируя проблемы пла­тонiвской философии, он осознает, что причина, сущность вещей, общее не может существовать отдельно от единичных вещей. Поэтому нужно, учитывая это обстоятельство, решить поставленную еще Сократом проблему невозможности существования общего как индивидуального, при условии, что общее не может существовать ок­ремо от единичного, индивидуального. Решение этой фундаментальной проблемы осуществлено Аристотелем путем развития понятия ‘‘матерiя’‘. Он понимает материю как пассивный ‘‘матерiал’‘ бытие и потому она может только мыслиться. Материя непосредственно причастна к причинению каждой вещи, данная в чуттях вещь всегда существует в каком-то ма­терiалi, а идеи, понятия не имеют материальности. Реальное же существование материала действительности происходит только в конкрет­них формах. Следовательно, непосредственной причиной вещи может быть форма. Форма реально существует только в том или другом материале.

Гегель был последним из больших немецких идеалистов. На него непосредственное влияние имело Шеллинг, но важнейшие факторы его философии — сама идеалистическая позиция и диалектический метод — были лишь развитием идей инициатора движения, Готлиба Фихте. Некоторые моменты его доктрины были подготовлены менее известными мыслителями предыдущего поколения. Напр., доктрину тождественности мышления и бытия предложил Бардили, убеждение о противоречивом характере действительности — Фридрих Шлегель, эстетичные взгляды — Фридрих Шиллер. ВЗГЛЯДЫ. 1. Эволюционный идеализм. Гегель присоединился к идеалистической j позиции Фихте и считал преодоленным будничное убеждение, что вещи существуют \ независимо от мышления. Дуализм мысли и вещи является ошибочным. Только мышление есть j первичным, а вещи являются его творениями.  Поэтому именно в мышлении следует искать первобытную природу бытия. Следует принять также и то, что бытие, как мышление, имеет логическую природу. Составляющей частью бытия является то же, что и составляющая часть логического мышления: понятие. И всеобщность, которая составляет сущность понятия, также составляет сущность бытия, тогда как все то, что единичное, есть лишь его вторичным проявлением. Верный этому универсалистскому взгляду, Гегель в каждой сфере явлений отмечал на общих влас­тивостях как на сущностных и пренебрегал единичные свойства. Во-вторых, отмечал целостность бытия: только в целостности оно является абсолютом. Только тогда, когда бытие берется в целостности, к нему касается утверждения, что оно является рациональным и логическим. Частные случаи, какие емпиристи считают бытием, не только не является рациональными, они не являются также бытием. Рациональными они становятся только в связи с целостностью бытия. и Аналогично Гегель понимал истину: ею может быть лишь утверждение о цилис­нисть бытии. Таким образом, он использовал понятие бытия и истины иначе, чем подавляющее большинство людей, потому нет ничего странного в том, что его тезисы были для общественности одним большим парадоксом. В-третьих, Гегель считал, что бытие в своей сущности должно быть переменчивым, потому что иначе оно не могло бы породить такое многообразие форм, какие присущие ему. Вопреки мысли, что все, что абсолютное, должно быть неизменным, которой придерживалась традиция елеатив и Платона, Гегель стал на бок Гераклита и Аристотеля. Он считал, что в природе бытия заложено непрестанное развитие, то есть развиваясь бытие порождает каждый раз новые формы. Таким образом, из пере­конанням о логической природе бытия он соединил убеждение о его еволю­цийну природу.