Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1-13_без_6.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
11.24 Mб
Скачать
  1. Выдающиеся выставочные сооружения 19 века.

Хрустальный дворец.

Промышленная революция XIX в., коренным образом преобразившая методы производства, обусловила необходимость новой организации рынков сбыта. Спор в области политической экономии между сторонниками так называемого протекционизма и сторонниками свободной торговли решился в пользу последних. Сопоставление промышленных потенциалов нескольких десятков стран разных континентов должно было ознаменовать начало новой эпохи - эпохи свободной конкуренции во всем мире, но многие промышленники опасались этого поворота, поэтому главным образом в течение длительного периода не был реализован ни один из проектов всемирной выставки, хотя уже в 1833 г. высказывались предложения открыть в Париже европейскую или даже мировую выставку.

Первая всемирная выставка, именуемая «великой», состоялась в 1851 г. в Лондоне, в Гайд-парке. В ней приняли участие 32 страны. Ее девизом служил призыв «Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека». Выставку называли «фестивалем мира», однако это был прежде всего «фестиваль свободной конкуренции».

На конкурс проекта павильона поступило 245 работ, но ни одна не была принята. Вместе с тем жюри одобрило идею, содержащуюся в эскизных схемах, предложенных неким Джозефом Пакстоном. Автор этой идеи был не архитектором, а садовником, известным тем, что сконструировал оригинальную оранжерею и выращивал в ней водяные лилии. Этот опыт использования стекла и металла как строительных материалов пригодился ему при возведении Хрустального дворца в Гайд-парке. Огромный павильон (564x125 м) был сооружен, точнее собран, за рекордный для того времени срок - всего за 6 месяцев благодаря применению унифицированных для всего здания элементов: 3300 чугунных колонн одинакового наруж­ного и различного внутреннего диаметра, соответствующее количество однотипных металлических балок и деревянных рам, 300 тыс. листов стекла для стен и крыши. Унифицированные элементы были основными конструкциями дворца. Минимальный размер повторяющихся элементов (кубиков), называемый модулем, составил 12 футов (3,66 м).

Модуль является одной из главных характеристик конструкций из унифицированных деталей. Для современных сборно-разборных стендов многократного использования модуль находится в пределах 50-100 см. Для создания выставочного зала была разработана специальная планировка, ставшая прообразом для последующих помещений того же целевого назначения. Расчленение пяти основных секций на проходы и площадки для экспонатов упорядочило строительство, создало удобную для обозрения систему установки экспонатов. Этому способствовали и широкие галереи над переходами.

В Хрустальном дворце не было экспонатов, которые бы представляли традиции, историю. Все здесь было новое, сверкающее, специально изготовленное для выставки. Тут было собрано все, что в тот период могло представлять интерес, привлечь внимание: машины, минералы, произведения искусств (кроме живописи), изделия ремесленников, английское судовое оборудование и локомотивы, уральская платина, французские гобелены, тунисские ковры, фарфор, хлопок, первые изделия из каучука, швейцарские часы, русская посуда из малахита, ноле с восемнадцатью лезвиями, изготовлен­ный в Шеффильде, скульптура. Широко были представлены различные предметы роскоши, а также представлено много уникальных по ценности предметов.

Центральный павильон представлял собой в плане овал, вернее два полукруга, соединенных прямоугольником. Общая длина павильона составляла 490 м, а ширина - 380 м (рис. 6); 16 радиальных проходов разделяли клинообразные секторы. По идее, круглая форма павильона (его удлиненность была продиктована конфигурацией Марсова поля, на котором он был построен) должна была олицетворять земной шар, и, перемещаясь внутри павильона, посетители должны были последовательно попадать в атмосферу разных стран и континентов. Внутри павильона возникли древнегреческие храмы, турецкие бани, церкви романского стиля, готические здания. Предполагалось сохранить антураж этого географического калейдоскопа для последующих всемирных выставок.

Эйфелева башня

Парижская выставка 1889 г. была приурочена к столетию Французской буржуазной революции. Конечно, крупная буржуазия, вершившая судьбы Третьей республики, и не думала быть верной великим гуманным принципам, провозглашенным революцией, и экспозиция юбилейной выставки не имела ничего общего с республиканским духом, который был вытеснен духом чистогана и наживы. Тем не менее выставка явилась своего рода вехой, вернее оставила в истории «веху» в виде знаменитой Эйфелевой башни.

Под влиянием промышленного развития в 90-х годах прошлого века сталь, заменив собой чугун, приобрела права гражданства в качестве строительного материала. С этого момента она становится непременным компонентом в арсенале архитектора и строителя. Инженер Густав Эйфель использовал сталь как материал для создания своей башни. Изящное ажурное сооружение, окрашенное вначале в золотой цвет, стало украшением города, неотъемлемой частью его силуэта, его символом.

В творении Эйфеля вызывала восхищение техника, с помощью которой стала возможной реализация такого гигантского замысла, сама конструкция - легкая, ажурная, с неправдоподобной свободой взмывающая в небо, ее высота. Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX в. и постоянно действующим экспонатом. Для многих поколений она имела огромное значение.

Другим сооружением нового типа на этой выставке явился Дворец машин архитектора Дюбера и инженера Контамена. 20 стальных арок перекрывали павильон шириной 115 м, высотой 45 м и длиной 420 м. Изящная конструкция перекрытия поражала своей легкостью, почти невесомостью.

Оба эти сооружения учредили новые масштабы в строительстве. Архитектура выставочных павильонов проявила себя как движущая сила развития строительного дела. Появляются мосты, среди которых классический Бруклинский, висячий Клифтонский, а также перекрытия из стекла и металла железнодорожных вокзалов, рынков, оранжерей.

Дворец машин нарушал все привычные представления о пропорциях и о прекрасном. Если Хрустальный дворец, несмотря ни на что, был только неожиданным вариантом давних мотивов, реализацией в новом материале старых классических принципов гармонии, то сооружение 1889 г. говорило уже иным языком, основанным на других эстетических законах. Пропорции Дворца машин казались современникам искаженными, неспокойными, стиралась граница между основанием и перекрытием.

Приобщение России к практике всемирных выставок было достаточно поздним, хотя в самой России уже с 1830-х годов стали развертываться то в Петербурге, то в Москве первые выставки отечественных промышленных товаров, свидетельствовавшие о новом этапе в развитии русской экономики 17. Эти выставки, размещавшиеся то в обширных залах пакгаузов Биржи, то в огромных пространствах московского Манежа, еще не имели особых выставочных зданий. Первым выставочным сооружением стал павильон на Мануфактурной выставке 1870 г. в Петербурге 18. Его созданию предшествовало зарождение в европейской и русской архитектуре таких тенденций, которые делали вполне закономерным оформление первого русского выставочного павильона именно в «русском стиле».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]