Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
40 Образы организации организация как политичес...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
348.67 Кб
Скачать

Способность справляться с неопределенностью

Один из источников власти кроется в способности справляться с неопределенностью, влияющей на повседневные операции в организации. Организация подразумевает определенную степень взаимозависимости, так что прерывающиеся или непредсказуемые ситуации в одной части организации имеют огромное влияние на все остальные операции. Способность справляться с такой нестабильностью дает человеку, группе или подразделению значительную власть в организации в целом.

Эта способность тесно связана с местом в организации. В общем неопределенность бывает двух видов. Неопределенность внешней среды (рынок, источники сырья или финансы) предоставляет огромные возможности тем, у кого есть нужные контакты или навыки, чтобы решать проблемы и таким образом минимизировать их последствия для организации в целом. Оперативная неопределенность (например, поломка критически важных машин, используемых в производстве или при обработке данных) помогает специалистам по устранению неисправностей, персоналу по техническому обслуживанию или другим людям с требуемыми навыками получить власть и статус благодаря их способности восстановить нормальный ход работы. Степень власти, которая достается людям, могущим справляться с обоими видами неопределенности, зависит преимущественно от двух факторов: с какой легкостью и до какой степени их навыки можно заменить, и важность их функций для операций организации в целом.

Организации, в общем, пытаются свести неопределенность к минимуму там, где это возможно, обычно с помощью «буферов» или рутины. Например, запасы критических ресурсов обеспечиваются из разных источников, программы технического обслуживания разрабатываются для снижения вероятности технологических ошибок, а людей обучают справляться с непредвиденными обстоятельствами внешней среды. Однако почти всегда какая-то доля неопределенности остается, поскольку по своей природе неопределенные ситуации нельзя точно предсказать и предотвратить. Поэтому те, кто понимает, что их способность справляться с неопределенностью дает им власть, часто сохраняют основание своей власти, стараясь, чтобы неопределенность не исчезала, а иногда манипулируя ситуацией так, чтобы она казалась более неопределенной, чем на самом деле.

Поняв влияние неопределенности на деятельность организации, мы получаем возможность понять отношения власти между разными группами и отделами. Мы также лучше поймем условия, при которых власть эксперта или специалиста по устранению неполадок вступает в силу, и важность разных видов власти, происходящей из контроля ресурсов, о котором говорилось выше. Существование неопределенности и способность справляться с нею объясняют, почему и когда другие виды власти становятся столь критичными для деятельности организации.

Контроль за технологиями

С давних пор технологии служили инструментом власти, помогая людям манипулировать внешней средой и контролировать ее. Технологии, используемые в современных организациях, выполняют схожую функцию. Они обеспечивают своим пользователям возможность достигать потрясающих результатов в производстве, манипулировать этой производительной силой и заставлять ее эффективно работать ради их выгоды.

Организации обычно сильно зависят от основной технологии как средства конвертировать исходные данные в конечный результат. Это может быть сборочный конвейер на заводе, телефонный коммутатор, централизованная компьютерная система или система учета, или капиталоемкий завод, как те, что используются при перегонке нефти, производстве химикатов или на электростанциях. Используемые технологии влияют на схемы взаимозависимости и, следовательно, на отношения власти между разными людьми и отделами. Например, в организациях, где технология создает схемы последовательной взаимозависимости (как на сборочном конвейере а массовом производстве, где задача А должна быть выполнена прежде, чем В, которая должна быть сделана прежде С), люди, контролирующие любое звено технологической цепи, обладают значительной властью разбивать на части единое целое. В организациях, где технология включает более автономные системы производства, способность отдельного человека или группы влиять на операции в целом значительно меньше.

Тот факт, что технологии имеют большое влияние на отношения власти, во многом объясняет, почему попытки изменить технологию часто вызывают серьезные конфликты между начальниками и подчиненными и между разными группами, поскольку введение новой технологии может изменить баланс власти. Введение сборочного конвейера, предназначенное для усиления контроля рабочего процесса начальством, также имело побочный эффект в виде усиления власти рабочих завода и их профсоюзов. Стандартизуя виды работы, технология стандартизировала интересы сотрудников, что поощряло их коллективные действия, а также давало им власть сделать процесс производства чрезвычайно эффективным. Забастовка на любом этапе сборки может привести к полной остановке работы сотен и даже тысяч людей. Технология устроена так, что коллективные действия, выполняемые маленькой группой людей, становятся весьма эффективны.

Система производства, основанная на использовании автономных рабочих групп и других форм «сотовой технологии», фрагментирует интересы рабочих. Работа и вознаграждение назначаются рабочей группе как первостепенному подразделению организации. Интересы сотрудника часто становятся ближе к интересам его команды, чем к типичным интересам сотрудника или представителя его сферы деятельности, и тогда вступление в профсоюз и коллективные действия затрудняются, особенно когда разные рабочие группы конкурируют. При групповой системе уклонение от работы не влияет на операции в целом, если другие рабочие группы не сделают того же. Следовательно, власть рабочих и их профсоюзов довольно заметно ослабляется.

Введение новых методов производства, машин, компьютеров или любых технологических изменений, усиливающих власть одной группы или отдела за счет другого, имеет тенденцию превращаться в острый политический вопрос. Группы сотрудников обычно четко понимают отношения власти, заложенные в текущем порядке работы, и готовы бросить все свои ресурсы и изобретательность на борьбу с изменениями, угрожающими их положению.

Власть, связанная с контролем технологий, наиболее очевидна в конфронтации и разногласиях, сопровождающих организационные изменения, или когда группы пытаются улучшить свое положение. Однако это проявляется и менее открыто. Работая с определенной машиной или системой, сотрудник узнает все их тонкости и этим приобретает значительную власть. Ранее в этой главе мы обсуждали, как операторы могут использовать свое знание машин, чтобы перехитрить экспертов, пытающихся установить стандарты работы. Они могли контролировать использование технологии с целью повышения своей зарплаты и контроля темпа своей работы. Этот процесс используется во многих целях в разных рабочих ситуациях повседневно. Люди манипулируют технологиями и контролируют их точно так же, как они выворачивают и переворачивают правила, предписания и должностные инструкции. Технологии, предназначенные для того, чтобы направлять и контролировать работу, часто становятся инструментом власти рабочих.

Создание альянсов и групп

и контроль над «неформальной организацией»

Друзья на высоких постах, спонсоры, наставники, принадлежность к этнической или культурной группе, коалиции людей, готовых использовать поддержку и услуги для преследования собственных интересов, и неформальные круги для налаживания связей, выведывания информации или простых праздных бесед – все они представляют собой источник власти. Посредством разного рода взаимодействующих друг с другом кругов общения люди могут получать предварительное уведомление о событиях, имеющих отношение к их интересам, оказывать влияние на формирование этих событий и готовить почву для начинаний, которые они желают продвигать. Опытные организационные политики систематически выстраивают и развивают такие неформальные альянсы и группы, используя по мере возможности помощь и влияние тех, кто занимает видное положение в своей области. Альянсы и коалиции необязательно строятся вокруг тождества интересов; скорее, такого рода неформальные организации – база для взаимовыгодного обмена. Успешное создание групп или коалиций подразумевает осознание того, что, кроме приобретения друзей, необходимо нейтрализовать потенциальных врагов. Также требуется способность видеть дальше сиюминутных проблем и находить способы обменивать поддержку в настоящем на перспективы в будущем. Удачливый строитель коалиции понимает, что преимущество создания коалиции – это взаимозависимость и обмен.

Коалиции, альянсы и сети, выстраиваемые таким образом, могут оставаться совершенно неформальными и до некоторой степени незаметными. Коалиции могут создаваться в результате телефонного общения, с помощью старых друзей, гольф-клуба или случайных контактов. Например, люди, разделяющие точку зрения в отношении одного проекта, могут обнаружить, что у них общие интересы в отношении другой области, и использовать неформальное общение при встречах, чтобы заложить основу для дальнейших совместных действий. Многие коалиции в организации строятся благодаря случайным встречам или запланированным неформальным встречам, таким как обеды и приемы. Однако иногда альянсы и круги общения создаются посредством разного рода официального общения, такого как совещания профессиональных групп и ассоциаций, и могут сами по себе стать в итоге официальными в виде проектных команд, консультационных советов, совместных предприятий или организаций, подобных картелям. Как явствует из приведенных примеров, сети общения могут быть внутренними или расширяться за счет включения ключевых фигур за пределами организации. Иногда они носят ярковыраженный межорганизационный характер – скажем, пересечение на уровне директоров, когда одни и те же люди работают в советах директоров разных организаций. Во всех кругах общения одни участники играют активную центральную роль, а другие действуют на периферии. Одни вносят больший вклад и черпают большую власть в этих сетях, чем другие, в соответствии со схемой взаимозависимости, на которой строится альянс.

Кроме коалиций, многие члены организации могут находить источник власти и в своей роли в социальных кругах, известных как «неформальная организация». Неформальные сети общения есть повсюду, где люди взаимодействуют ради достижения разного рода социальных целей. Группы коллег приобретают привычку вместе ходить на обед, или выпивать по пятницам после работы, или придумывать способы повысить качество своей жизни на работе. У них может быть общее этническое или культурное происхождение и принадлежность к кругам вне работы. Лидеры неформальных групп могут стать столь же влиятельными в своих группах, как любые правила, предписания или руководители. В разнообразной по культуре рабочей среде такие лидеры приобретают огромную власть как «привратники», «управляющие границами» и представители и толкователи реальности для своей группы.

Другой вариант неформальной организации имеет место в ситуациях, когда у одного члена организации возникает психологическая или эмоциональная зависимость от другого. Это становится особенно значимым, когда зависимая сторона получает немалую власть из других источников. История корпоративной и общественной жизни полна примеров, когда ключевая фигура попадала под влияние супруга или супруги, любовника или любовницы, секретаря или доверенного помощника, или даже самопровозглашенного пророка или мистика. При синдроме «власти за троном» неформальный коллаборационист оказывает решающее влияние на то, как используется власть ответственного лица. Такие отношения часто завязываются случайно, но люди, подобные Макиавелли, нередко поднимаются к вершинам власти с помощью культивации такой зависимости.