Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билетики.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
390.66 Кб
Скачать

Длина слова.

На благозвучие речи оказывает преобладание в тексте коротких или длинных слов. Речь благозвучна, если многосложные слова чередуются с короткими. В этом случае ударные слоги располагаются не подряд и не слишком далеко друг от друга. Для русского языка средняя длина слова - три слога. Если же ударения оказываются в нескольких словах

подряд, то произнесение подобной фразы напоминает барабанный бой: Сад был пуст, стар, гол, он был забыт.

Синестезия - это риторическая фигура, состоящая в ассоциации двух слов, относящихся к различным сенсорным сферам: острый звук, кричащие краски.

Звукопись – это применение фоностилистических приемов для усиления звуковой выразительности речи. К приёмам усиления звуковой выразительности речи относятся звуковые повторы.

Классификация по повторам гласных или согласных.

1.Аллитерация – нагнетание одинаковых либо сходных согласных в стоящих рядом словах либо с короткими интервалами. Ах, эти эфирные эльфы, эфемерные сильфиды [ф]сех эпох! (А. Вознесенский).

2.Ассонанс – нагнетание одинаковых гласных звуков.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

А.С. Пушкин

Классификация по распределению повторяющихся звуков в тексте.

Анафора – повторение начальных согласных в словах: Задремали звезды

золотые, задрожало зеркало затона… (С. Есенин).

Эпифора – повторение конечных звуков в словах: Шумели, сверкали и

к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали… (К. Бальмонт).

Функции звуковых повторов:

1.Эвфоническая. Повтор взрывных [п, б, т, д, к, г] и аффрикат [ц, ч] создаёт ритм: Нагнетание сонорных [м, н] делает речь плавной, мелодичной, замедляет темп речи:

2. Лейтмотивная. Подчёркивание семантически ключевого слова текста: Хохоча, отвечая находчиво (отлучиться ты очень не прочь!), от лучей, от отчаянья отчего, отчего ты отчалила в ночь? – из романа В. Набокова «Отчаяние», анаграмма названия.

3. Игровая: Сон сам сел в сонм сов (С. Кирсанов).

4. Интегративная. Звуковой повтор поддерживает синтаксические связи:

Леса – лысы.

Леса обезлосели,

Леса обезлисели.

В. Хлебников.

5.Смысловая: Аллергия от такой аллегории может быть.

6.Стихомаркирующая. Отмечает концы стихотворных строк:

А если я вас когда-нибудь крою

И на вас замахивается перо-рука,

То я, как говорится, добыл это кровью,

Я больше вашего рифмы строгал.

В. Маяковский.

7. Изобразительная. Например, стук колёс: Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский) Звуковые повторы, используемые в этой функции, называются звукоподражательными, а звуковое явление, описанное посредством звуковых повторов – звуковым образом. Звукоподражательные слова называются ономатопеями: шуршать, шипеть, тикать, кудахтать, мяукать. Ономатопеи часто усиливаются аллитерацией: От топота копыт пыль по полю летит. С целью звукоподражания

используются не только ономатопеи, но и звукообразные слова. Различие

звукоподражательных и звукообразных слов состоит в том, что первые имитируют звуки, характерные для называемых ими явлений и действий, а вторые сами выразительны по звучанию.

Изобразительную функцию может выполнять не только звучание слов, но и движение артикуляционных органов. Например, в предложении: Там рыдала княжна Евдокия, воздух силясь губами поймать (А. Ахматова) - частое повторение губных звуков приводит

к тому, что читающий эту фразу сам ловит губами воздух. Такую инструментовку называют кинетической.

Один из стилистических приемов звукописи состоит в ограничении и даже исключении из текста слов с теми звуками, которые могли бы разрушить создаваемый художественный образ. Так, А.С. Пушкин, описывая танец балерины, почти не употребляет звук р:

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит…

Неблагозвучие представляет собой наличие в речи звукосочетаний, либо неприятных для слуха (ищущий [щ]астья), либо сложных для произношения (текст стихотворения).

Типы неблагозвучия:

- Звуковая тавтология состоит в повторе звука или звукосочетания с определённым интервалом. Можно выделить следующие разновидности звуковой тавтологии:

1. Повторение отдельных звуков – либо одинаковых, либо сходных:

В берёзовый лесишко, [ш]то за шоссе, и то десять лет напрасно прособирался (И.А. Бунин). В данной фразе наблюдаем повтор шипящих и свистящих.

Звуковая тавтология за счёт гласных становится заметной лишь при повторении звуков [у], [и], [ы], которые не меняют своё качество в безударной позиции: Успешно убран урожай кукурузы (радиопередача).

2. Повтор звукосочетаний.

А) Повторение одинаковых или сходных начальных частей слов: В президиум приглашены прокурор и представитель президента, в зале присутствуют представители прессы (телепередача).

Б) Повторение одинаковых или сходных финалей (концовок) словоформ: Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего (И.С. Тургенев). Затрудняет восприятие текста нанизывание одинаковых грамматических форм, которые последовательно зависят друг от друга: Значение продолжения изучения употребления соли.

- Скопление представляет собой группу контактным образом расположенных одинаковых либо сходных звуков. Наиболее распространены следующие виды скоплений:

1. Скопление отдельных звуков, в частности:

А) гласных – так называемый хиатус (зияние): ОАО

«Аэрофлот».

Б) согласных: Частично затопленной оказалась территория двух графств к северу от Лондона.

В) нагромождение односложных слов по схеме «согласный+гласный+согласный»: Нам там был сдан дом.

2. Столкновение одинаковых звукосочетаний: широкомасштабные штабные учения.

Причиной повторения звуков в речи может быть употребление

однокоренных слов и повторение лексических единиц в одном предложении

или в соседних фразах: Многие говорят о консервативных обычаях в

консерватории.

Билет 5

Важны случаи, когда акт образования нового слова привносит новый оттенок, меняет сферу употребления. Мотивированное слово может приобретать новую стилистическую окраску: дочь > дочурка (уменьш.-ласкат.), майор – майорша (простореч.). Аффиксация: даром – задаром (простореч.), задарма (грубо-простореч.), гречиха – гречка (разг.). Особенности словообразования могут ограничивать сферу употребления слова: мультфильм – мультик, мультяшка (жарг.) Особенности словообразования могут становиться причиной архаизации слова: дерзостный (уст.) – дерзкий. Словообразование может использоваться при создании окказионализмов: прозаседавшиеся.

Одним из приёмов экспрессивного словообразования является скорнение: апрелесть (И. Северянин).

Другим стилистическим приёмом является макароническая речь:

старикос в Афинах, старчелло в Неаполе, стармен в Ливерпуле, старьо в Лярошеле, стариньо в Парамарибо.

Стилистическая окраска словообразовательного типа меньше подвержена изменениям. Например, есть разница в окраске названий лиц женского пола по профессии на –ша у почти нейтрализовавшихся билетёрша, лифтёрша и разговорно-просторечной окраске большинства образований данного типа: докторша, ораторша, майорша, инженерша.

На заре российской словесности, в XVIII в., слова «умалительные» и «увеличительные» считались принадлежностью низкого стиля. Причем обращение к оценочной лексике не отражало эмоционального отношения автора к предмету описания: Под землю ты заключен, жить бы нам в домишке.

Новым шагом был отбор «нежных», «чувствительных» слов писателями-сентименталистами: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки

У Пушкина часто уменьшительно-ласкательные слова используются в произведениях, близких к устному народному творчеству: В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла, потихоньку прокусила и кусочек проглотила.

У Ф.М. Достоевского стилистическое использование словообразования характеризует социально приниженного героя. Стыдненько мне было, Варенька!

В современной литературе и публицистике экспрессивное словообразование выступает прежде всего как средство создания иронической, сатирической окраски речи. Болтают язычишки газетных строк… Слушай! Министерская компанийка!

Для РЯ последних лет характерно расширение образования глаголов на –ить от существительных (в том числе и заимствованных): референдумить, ксерить, кошмарить. Расширяется создание так называемых универбов, т.е. стяжённых слов: чернуха, порнуха, депрессуха, джазуха; бомжатник. Такой процесс называется семантической конденсацией (усечение многословных наименований). Эти тенденции считаются отрицательными, поскольку используют непродуктивные модели словообразования. К положительным тенденциям относится развитие следующих словообразовательных типов: появление существительных на –ец, -овец: горбачёвец, ОМОНовец; на –ик (-ник): бюджетник, налоговик; слова на –ация: приватизация. В СРЯ активно заимствуются словообразовательные модели из европейских языков: слова на евр- (евромебель,); трэш-металлист, хеви-рок; трудоголик, (от workaholic), шопоголик; слова с приставками пост- и после (постперестроечный).

Рассмотрим разговорные словообразовательные средства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]