Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
12
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
96.77 Кб
Скачать

Считается, что трансгенные растения безопасны для окружающей среды.

Такой вывод может быть сделан только после многолетних полевых испытаний возможного отрицательного влияния трансгенных растений (далее - ТР), на другие организмы. За последние 15 лет прошли полевые испытания 25 000 разных трансгенных культур, из которых: 40% - устойчивы к вирусам, 25 % - устойчивы к гербицидам, 25% - устойчивы к вредным насекомым. Производственные посевы ТР уже занимают большие площади и процесс их расширения нарастает. В США их площади - 35,7 млн га, в Аргентине – 11,8 млн га, в Китае – 1,5 млн га. Общие площади под ТР в мире в 2001 г - 52,5 млн га, а их прирост – 19% в год. За последние 12 лет в США было выращено 3.5 триллиона трансгенных растений и только в 1999-2000 гг - более двух триллионов. При этом, как утверждается, не было зарегистрировано ни одного случая возникновения серьезных медико-биологических последствий их производства и использования.

Основной тип ТР, широко применяемых ввиду их большой экономической и экологической полезности, это инсектицидные, они несут ген из бактерии, Bacillus thuringienesis, поражающей насекомых, вредителей кукурузы (кукурузный стеблевой мотылек), картофеля (колорадский жук) и хлопка. Бактериальный инсектицидный токсин, синтезируемый трансгенным растением, для человека и животных абсолютно безвреден, что доказано как многолетними специальными биомедицинскими испытаниями, так и десятилетиями практики применения этого токсина в виде распыляемого микробного препарата для борьбы с вредными насекомыми во многих странах мира (в том числе, и в СССР).

Инсектицидные ТР, как уже говорилось, сами уничтожат вредных насекомых. Если не принимать мер химической борьбы с вредителями кукурузы, то только в США это приведет у потерям в 1 млрд долл ежегодно. Общий экономический эффект только от производства трансгенного хлопчатника в 1998 г. составил 92 млн долл.

Подсчитано, что применение инсектицидных ТР может повысить чистый доход на 35% по сравнению с производством не ТР. Это даст прибыль примерно в 668 млн долл в год и приведет к снижению применения химических пестицидов почти на 50 млн т в год, что в свою очередь, позволит сэкономить средства, затрачиваемые на охрану окружающей среды, в размере 632 млн долл в год. Более того, это снизит количество заболеваний, вызванных прямо или косвенно химическими инсектицидами и даст экономию средств, идущих на здравоохранение, в размере 37 млн долл в год. В целом, согласно этим оптимистическим прогнозам, в США экономический эффект ТР может составить около 1,34 млрд долл в год. В 2000 г мировой рынок трансгенного зерна составил 3 млрд. долларов, в 2010 г он должен составить 25 млрд. долл.

Ну а как насчет доказательств экологической безопасности трансгенных растений? Методы их оценки разрабатываются и постоянно совершенствуются с начала 90-х годов прошлого века. В общем, оценками потенциальных опасностей ТР для окружающей среды считаются экспериментально определенные вероятности:

- не станет ли ТР сорняком, не окажется ли инвазивным (инвазивность – способность вытеснять природные организмы из мест их обитания),

- не будут ли чужеродные гены (трансгены) переноситься от ТР к природным организмам,

- не причинит ли ТР вред другим культурным и полезным растениям,

- не будут ли ТР отрицательно влиять на не целевые организмы (целевые организмы это, как правило, насекомые - вредители сельского хозяйства, обычно уничтожаемые химическими инсектицидами),

  • не будет ли ТР отрицательно влиять на биоразнообразие.

Ясно, что массовое внедрение в практику сельского хозяйства ТР дело весьма серьезное и поэтому в любой стране, где идет выращивание и применение трансгенных растений, должно быть государственное регулирование этой сферы биотехнологии. Государственные ведомства должны проводить экспертизу ТР и, руководствуясь узаконенной, научно обоснованной нормативной базой, принимать адекватные решения. Вот, как это делается у них.

Государственное регулирование производства ТР в США:

от лабораторных экспериментов до международного маркетинга

Согласно практике, принятой в США, такое регулирование осуществляется на каждой стадии создания и внедрения ТР, а именно: при проведении генно-инженерных операций, при полевых испытаниях, затем проводится токсикологическая оценка урожая ТР, затем - экотоксикологическая оценка производства ТР и, наконец, если никаких опасностей не обнаружено, дается государственное разрешение на выпуск трансгенных продуктов на рынок.

Основными инстанциями, регулирующими создание и внедрение ТР в США, являются:

  • Комитеты биобезопасности учреждений (Institutional Biosafety Committee),

  • Служба Инспекции здоровья животных и растений (Animal and Plant Health Inspection Service - APHIS) министерства сельского хозяйства США (USDA),

  • Администрация пищевых продуктов и лекарственных средств (Food and Drug Administration - FDA),

- Агентство Охраны окружающей среды (Environmental Protection Agency - EPA). Вот чем они занимаются.

Учрежденческие комиссии по биобезопасности. Все учреждения США, выполняющие генно-инженерные работы, имеют собственные комиссии биобезопасности. Руководствуясь соответствующими государственными нормативными актами, эти комиссии они проводят анализ и оценку риска потенциально опасных биологических исследований, и обеспечивают их безопасное проведение. С учетом конкретных характеристик потенциального риска работ им присваивается соответствующий уровень биобезопасности.

Служба инспекции здоровья животных и растений (APHIS.). Это ведомство, определяет, будут ли созданные ТР оказывать негативное влияние на сельскохозяйственное производство и на агроэкосистемы. На основе разрешительных процедур эта Служба регулирует импорт, транспортировку и полевые испытания ТР и их семеноводство. Если после выпуска ТР на рынок появится информация, что они имеют вредные характеристики, Служба имеет право приостановить их производство и реализацию.

Администрация пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA) . Это ведомство на основании федерального акта о пище, лекарственных и косметических препаратах (Federal Food, Drug, and Cosmetics Act) определяет безопасность пищи и ее ингредиентов, полученных из ТР. Поскольку в российских СМИ весьма часто и весьма бездоказательно говорится об опасности трансгенных продуктов вообще как таковых, рассмотрим подробнее, как эта потенциальная опасность проверяется. В процессе оценки токсикологического риска FDA консультируется с разработчиками ТР, анализирует безопасность и пищевые характеристики трансгенной продукции и, если надо, запрашивает у разработчиков дополнительную информацию. При оценке потенциальной опасности продуктов из ТР FDA руководствуется следующими принципами:.

А) Если трансген выделен из аллергенного источника, то тогда трансгенная пища должна быть проверена на аллергенность.

Б) Дополнительные, кроме стандартных, тесты на токсичность обязательны, если ТР: 1) содержат известные токсиканты, 2) имеют измененное соотношение (баланс) пищевых соединений, 3) содержат новые соединения, 4) содержат маркерные гены устойчивости к антибиотикам.

В итоге FDA выдает (или не выдает) разработчику свидетельство о безопасности трансгенного продукта. Если впоследствии выяснится, что трансгенный продукт опасен, FDA имеет право отозвать выданное ранее свидетельство о безопасности ТР.

На стадии регулирования оценки токсикологического риска не решенной остается проблема “волюнтаристского” характера консультаций, которые FDA проводит с разработчиками ТР. Регламентирующих документов, к которым обе стороны могли бы апеллировать в спорных случаях, пока нет. Разработчики считают практику консультаций “неадекватной”, а руководство FDA озабочено тем, что не смотря на получаемую в ходе консультаций информацию, отсутствие нормативных документов, регламентирующих этот этап оценки пищевой безопасности трансгенных продуктов, зачастую делает результаты консультаций недоступными для общественности. Все это снижает доверие потребителей как к трансгенным продуктам, так и к эффективности работы FDA.

Агентство охраны окружающей среды (EPA). Оно регулирует интродукцию следующих типов ТР, а именно: 1) устойчивых к вредным организмам (фитофагам, фитопатогенам, вирусам, вредным насекомым) и 2) устойчивых к природным стрессам, таким как, температурные (заморозки), к солевому (к повышенной засоленности почв), к засухе Такие трансгенные растения имеют измененные экологические характеристики и могут расти там, где плохо, или вообще не растут, их исходные не трансгенные формы.

Главными показателями, определяющими эффективность практики оценок риска ТР (выражаемой отношением “гарантия безопасности: быстрота внедрения”) - являются наличие и практическая ценность нормативных актов, регламентирующих процедуры оценки рисков, сопряженных с производством ТР и действенность механизмов, координирующих взаимодействие между указанными ведомствами. Решение этой проблемы затрудняется прежде всего тем, что решать ее приходится в условиях высокой изначальной неопределенности экологических последствий (особенно отдаленных) интродукции ТР. При этом разработчики ТР считают государственную практику оценки риска ТР слишком бюрократизированной, а общественное мнение (выражаемое СМИ и акциями различных общественных движений) полагает, что генно-инженерные технологии опасны сами по себе.

Представление о том, как проходит государственное регулирование применения генетически модифицированных объектов у нас в России можно получить на сайте: http://www.iacgea.ru

Соседние файлы в папке Ген мод продукты