Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Очаги острого экологического неблагополочия(Рос...doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
87.04 Кб
Скачать

Промышленная зона Урала

Характеризуя индустриальный Урал как зону острого экологического неблагополучия, не следует забывать, что он несет на себе следы разнообразных по генезису радиационных воздействий. Причем радиационное загрязнение Уральского региона по объему значительно превышает чернобыльское. Именно здесь в 1957 г. произошла тяжелейшая радиационная авария, известная как Кыштымская. Она связана с деятельностью военного ядерного центра «Челябинск-40» (производственное объединение «Маяк»), на котором произошел взрыв ядерных отходов в одном из храни­лищ. При этом произошло загрязнение значительной части Челя­бинской области и прилегающих районов Свердловской, Тюмен­ской и Курганской областей. Наибольшему загрязнению подвер­глись Каспийский, Кунашакский и Аргаяшский районы Челябин­ской области.

К сожалению, эта авария была не единственной. В 1967 г. с обнажившейся береговой полосы озера Карачай произошла утечка сильно радиоактивных иловых отложений на расстояние до 75 км. Имели место и другие инциденты. Аномально высокой является радиационная нагрузка в районе междуречья Теча — Мишеляк площадью около 30—40 км2. Именно здесь расположены несколь­ко десятков могильников (по некоторым источникам — более 200), в которых в специальных хранилищах и емкостях хранятся твер­дые и жидкие отходы общей суммарной активностью более 1 млрд. Ки. Техногенными радионуклидами загрязнены террито­рии городов Каменск-Уральский, Камышлов, Красноуфимск и др.

Добавим, что в пределах Уральского региона производились подземные ядерные взрывы, здесь же сосредоточено производство ядерных боеприпасов. Наконец, кроме техногенного, на Урале, как и в других горно-складчатых областях, отмечается сравнительно высокое естественное радиоактивное загрязнение, в том числе шла-моотстойников, свалок, отвалов Нижнего Тагила, торфопредприя-тий Краснокамска и т.п. Таким образом, радиационное загрязне­ние справедливо можно считать экологической бедой № 1 Ураль­ского региона.

Вместе с тем Урал — старейший горнопромышленный очаг Рос­сии, где издавна ведется добыча самых разнообразных минераль­ных ресурсов и развивается диверсифицированная обрабатываю­щая промышленность. Нарушение природных комплексов и повы­шенное загрязнение воздуха, водной среды и почв наблюдается в ареале Екатеринбург — Нижний Тагил площадью несколько де­сятков тысяч километров. При этом Южный Урал по объему вред­ных выбросов примерно в 2 раза превосходит Средний Урал. До последних лет «лидерство» в техногенном загрязнении окружаю­щей среды принадлежало Нижнему Тагилу и Магнитогорску — центрам черной металлургии (металлургические предприятия Нижнего Тагила дают до 90% всех выбросов в атмосферу города).

Волга

Волга — один из наиболее примечательных феноменов российской природы. Она воедино связала такие гидрографические зоны, как лесное Нечерноземье, степное Саратовское Заволжье, полупусты­ни Астраханского низовья. Занимая стержневое положение в эко­номике России, густонаселенный бассейн Волги обеспечивает при­мерно пятую часть ее промышленной и сельскохозяйственной про­дукции. Отсюда ясны причины колоссальной антропогенной на­грузки на эту речную артерию вместе с ее многочисленными при­токами.

Вкратце суть проблемы состоит в следующем:

1. В бассейне Волги, помимо множества городов, концентриру­ется более 300 предприятий химической, металлургической, строительной, оборонной промышленности, подавляющая часть кото­рых сбрасывает свои стоки либо через примитивные очистные со­оружения, либо безо всякой очистки. Перечислим лишь некоторые из них от устья до дельты: Череповецкие металлургический ком­бинат и химический комплекс «Аммофос»; Ярославские заводы синтетического каучука, шинный и моторный; Владимирские химзавод и «Точмаш», Рязанский кожевенный завод; Нижегород­ские нефтеперерабатывающий завод и завод «Красное Сормово»;

Казанское авиационное производственное объединение; Киров­ский биохимический завод; Марийский целлюлозно-бумажный комбинат; Астраханские целлюлозно-картонный комбинат и газо-конденсатный заводы. Эти и сотни других предприятий ежегодно сбрасывают в Волгу десятки и сотни тысяч сульфатов, хлоридов, органических веществ, аммонийного азота, фенолов, нитратов, жиров, тяжелых металлов и т.д.

2. Немалое токсическое воздействие на органический мир реки оказывают колоссальные по объему коммунальные стоки, по­скольку в пределах бассейна проживает по меньшей мере 75 млн. человек, причем три четверти из них — городские жители. При общесплавной канализации коммунальные стоки нередко включа­ют в себя производственные стоки и дождевые воды. В итоге многие пляжи закрыты из-за неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.

3. Важной самостоятельной проблемой являются экологичес­кие последствия зарегулирования стока Волги и образования ги­гантских водохранилищ. Практически все они давно превратились в застойные бассейны, заселенные густой массой сине-зеленых во­дорослей («цветение воды»). Каждую весну сине-зеленые водорос­ли покрывают волжские водохранилища толстым одеялом. Потом они опускаются на дно и превращаются в ил, поглощая при этом растворенный кислород, которым дышит рыба, и выделяя углекис­лый газ и сероводород. При этом Минэнерго обычно стремится сохранить у гидроузлов огромные объемы «гнилой» воды, потому что только пропущенная через агрегаты ГЭС вода приносит при­быль.

Зарегулирование стока Волги лишило осетровых рыб (все они, кроме стерляди, проходные) естественных нерестилищ. Десятиле­тия назад белуга поднималась до Твери и заходила для нереста во многие притоки Волги, севрюга поднималась до Саратова, осетра можно было встретить в верховьях Волги, а также в Оке, Каме, Клязьме, Шексне, Ветлуге, Вятке и др. Сейчас же численность волжского стада поддерживается исключительно за счет искусст­венного разведения на рыбозаводах (расположенных ниже Волго­градского гидроузла).

4. Многие авторитетные ученые полагают, что экономический эффект от использования гидравлической энергии Волги минима­лен, в то время как затоплению подверглись ценные лесные площа­ди, богатые пойменные урочища, культурно-исторические святы­ни России.