
Судебники 1589 г., 1606 - 1607 гг.
План
Общая характеристика Судебников 16 – начала 17 вв.
Начнем с Судебника 1589 г. Давайте вспомним, какие же существуют точки зрения на проблему его происхождения?
- Ключевский – это переработка Судебника 1550 г.;
- Владимирский – Буданов – это работа частного лица и никто об этом Судебнике не знал, автор – провинциал из Северной Руси;
- Юшков – источником был Судебник 1550 г., но он составлен для северных районов;
Теперь определим, что собой представляют списки и редакции данного источника?
Судебник царя Феодора Иоанновича 1589 г. стал известен в русской исторической науке лишь в 1899 г., когда список памятника, принадлежавший Мазурину, в составе собраний рукописей последнего поступил в архив Министерства иностранных дел и был опубликован С. К. Богоявленским. С тех пор в архивах Москвы и Ленинграда удалось найти еще четыре списка Судебника 1589 г. Таким образом, к началу 1960-х гг. было известно пять списков этого памятника права.
Данные списки отчетливо делятся на две редакции, значительно отличающиеся друг от друга. Первую редакцию можно назвать Краткой; вторую— Пространной. Как считал известный исследователь Судебника Копанев, первоначально возникла Краткая редакция в составе 56 статей, посвященных практике волостного суда и рассматривавшихся в добавление к Судебнику 1550 г.
Является распространенной точка зрения, что Судебник 1589 г. был своего рода инструкцией, судебным руководством для земских волостных судей и признавался центральными правительственными учреждениями. Это можно объяснить тем, что источниками Судебника 1589 г. были главным образом юридические документы, исходящие от правительства.
Спорным является также вопрос, распространял ли Судебник 1589 г. свое действие на всю территорию Русского государства?
Исходя из текстуального анализа преамбулы (заголовка) Судебника получается, что он является «приговором» и «уложением» царя Феодора Иоанновича вместе с представителями высшего духовенства, боярами, Вселенским (Земским) собором. Вместе с тем о времени введения в действие Судебника 1589 г. говорится весьма пространно, в будущем времени («как государь укажет», «с которого дня уложить»). Следовательно, можно предположить, что документ не получил общепринятого тогда права на официальное введение.
Отсутствие царского утверждения — одна из причин исключения и «забытости» Судебника 1589 г. Его рассматривали, скорее всего, как проект, и в связи с этим не уделяли ему должного внимания на страницах историко-юридических изданий. Однако, как показывают исследования, Судебник 1589 г. использовался в судебной практике северо-западной Руси, отличался самобытностью правовых норм и новым уровнем юридической техники. Поэтому прав Черепнин, что «судебник, хотя и не был утвержден верховной властью, однако практически признавался официальным памятником права в приказных учреждениях, и на его основе производился суд.
Источником его, безусловно, явился ранее действовавший Судебник 1550 г., многие положения которого были рецептированы, а, в ряде случаев, возможно, говорить и о новации законодательства. Это касается статей о суде бояр, окольничих, дворецких, казначеев, наместников, которые попадали под юрисдикцию земских судей. Те же дела, которые не могли быть разрешены земскими судьями, направлялись в вышестоящую апелляционную инстанцию, в приказы («четверти») в Москву («инострочити к нам на Москву»). Так выстраивалась четкая иерархическая система судебных органов.
Большое внимание в Судебнике 1589 г. уделяется поземельным отношениям среди черных (государственных) крестьян. Историки установили, что в конце XVI в. под вотчиной понималась не только земельная собственность крупных феодалов (бояр, дружинников), но и земельная собственность крестьян, живущих на черных (государственных) землях. Крестьянин вправе был продать, заложить, передать по наследству свой участок, т. е. выполнить все юридические действия.
В отличие от центральной части России, где сложилось феодальное поместное и вотчинное землевладение, на севере страны оно не развилось, поэтому статья Судебника 1550 г. об «отказе» (т. е. уплате «пожилого» владельческими крестьянами) отсутствовала. Согласно Судебнику 1589 г. «черный» крестьянин, продающий свой земельный надел другому крестьянину, должен был уплатить подати в царскую казну.
В области уголовно-правовых отношений сохраняются пережитки еще времен Киевской Руси. В частности, за поимку «татя» отвечала вся община, члены которой были связаны круговой порукой. Пособничество «татю» влекло за собой уголовную ответственность в виде тюремного заключения.
В настоящее время, как и сто лет назад, Судебник 1589 г. недостаточно хорошо изучен. Основные исследования по этому крупному памятнику русского права относятся к началу прошлого века. Вполне можно согласиться с мнением Грекова считавшего, что Судебник 1589 г. имеет несколько особый характер. «Это памятник права, предназначенный специально для суда среди крестьянства северных черносошных волостей. Он дает очень важный материал по истории, экономике социальных отношений и права в северорусской черной деревне».
Теперь Судебник 1606 – 1607 гг. – дадим его общую характеристику?
Судебник Василия Шуйского 1606—1607 гг. — новый этап в развитии русского законодательства начала XVII в. Основная его ценность заключается в попытке кодификации предшествующего русского права. В основу документа легли положения Судебника 1550 г., так называемые дополнительные статьи в редакции 1506 г., а также указы 1562 и 1572 гг. о княжеских вотчинах и приговор 1 февраля 1597 г. В Сводном Судебнике использовано и иное русское законодательство второй половины XVI в., например Судебник 1589 г.
Новации Сводного Судебника в том, что он отражает изменения некоторых институтов феодального права, например институтов наследования, залогового права. Наряду с этим обращается внимание на развитие норм уголовного права. Также получает свое развитие превентивный характер наказания, выраженный в юридической формуле «дабы другим, на то, смотря, неповадно было делать».
По мнению ряда историков права, «если Судебник 1550 года появился в ходе кодификационной деятельности правительства 50-х годов XVI века, опиравшегося на поддержку различных прослоек класса феодалов, то дополнительные статьи, вошедшие в состав Сводного Судебника, в большей степени отражали интересы дворянства, политические позиции которого окрепли в результате реформ 50-х гг. XVI в.
Поэтому, хотя Сводный Судебник не был утвержден, а остался в истории законодательства как опыт кодификационной работы, он является важным этапом в истории русского права.
Итак, попробуем определить время создания Судебника 1606 – 1607 гг.?
Вопрос о времени составления Сводного Судебника остается не вполне ясным. Во всяком случае, памятник появился после 1 февраля 1606 г. (см. грань 168). Андреев связывает его с деятельностью Лжедмитрия, который «желал дать новые права и писаные законы». Однако поскольку в Сводном Судебнике имя Лжедмитрия отсутствует, постольку время составления этого памятника следует, скорее всего, относить к первым месяцам правления Василия Шуйского, стремившегося в обстановке начала крестьянской войны укрепить свои позиции.
Сводный Судебник содержит материалы, показывающие серьезные сдвиги в развитии ряда институтов феодального права (в том числе права наследования, залогового права и т. д.).
Гр. 1, гл. 127 устанавливает срок правежа, наступивший после истечения срока выплаты займа. Во время продолжавшегося месяц правежа взыскивался долг в 100 руб. Если должник не выплачивал во время правежа долг, то он выдавался «головой» кредитору. Это свидетельствует о росте задолженности, как среди непосредственных производителей, так и среди части рядовых феодалов.
Гр. 1, 128 - 138. Приговор 25 декабря 1557 г. запретил взимание процентов «рост» со служивых людей. Взимание долгов рассредоточивалось до декабря 1562 г. Впредь устанавливалось, что по новым обязательствам «рост» не должен превышать 20%. Срок правежа для служивых людей увеличивался с одного до двух месяцев. Закон не распространялся на долги, не оформленные заемным обязательством. Таким образом, приговор отражал интересы широкого круга феодалов и был направлен против их кредиторов - ростовщиков.
Гр. 1, 161. Указ 15 октября 1560 г. предоставлял новую льготу служивым людям, платившим долги «без росту». Если у должников - феодалов во время пожара 1560 г. сгорели дворы, то им предоставлялась отсрочка по выплате на пять лет.
13 - 119, 122. Приговор 11.5. 1551 г. запретил покупку монастырями земель «без доклада» Ивану Четвертому. Нарушение приговора каралось конфискацией объекта продажи. На царя отписывались также все поместные земли, захваченные монастырями у детей боярских и черных крестьян за долги. Приговор в целом отвечал интересам светских феодалов, заинтересованных в сокращении земельных богатств духовенства.
14 - 163, в ней помещены приговоры о княжеском землевладении. Этот приговор ограничивал право служивых князей продавать и менять свои вотчины. В случае отсутствия прямых наследников мужского пола княжеские вотчины отписывались на государя. Вопрос о наследовании боковыми родственниками (братьями, племянниками) решался по усмотрению царя. Земли бояр и рядовых феодалов, не оставивших после себя письменного завещания, переходили в государеву казну.