Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_bilety_po_tipologii.docx
Скачиваний:
68
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
107.15 Кб
Скачать

Вопрос 21. Инкорпорирующие (полисинтетические) языки.

Инкорпорирующие (полисинтетические языки)  — например, чукотско-камчатские или многие языки Северной Америки. Для них характерна возможность включения в состав глагола-сказуемого других членов предложения (чаще всего прямого дополнения, реже подлежащего непереходного глагола), иногда с сопутствующим морфонологическим изменением основ; например, в чукотском языке Ытлыгэ тэкичгын рэннин 'Отец мясо принес', где прямое дополнение выражено отдельным словом, но Ытлыгын тэкичгырэтгъи букв.: 'Отец мясо-принес' — во втором случае прямое дополнение инкорпорируется в состав глагола-сказуемого, то есть образует с ним одно слово. Термин «полисинтетические», однако, чаще применяется к таким языкам, в которых глагол может согласовываться одновременно с несколькими членами предложения, например в абхазском языке и-л-зы-л-гоит, буквально 'это-ей-для-она-берет', то есть 'она у нее это отнимает'.

Вопрос 22. Основоизолирующие и профлективные языки.

Основоизолирующие языки, как правило, отличаются от изолирующих более развитой глагольной морфологией. Так, в некоторых языках (индонезийско-яванская группа и мальгашский) предикатив редко употребляется в виде чистого корня. Для имени типично развитие словообразовательных систем. К этому типу можно отнести также тибетский, каренские, никобарские, кхаси, адамауа и кордофанские, в меньшей степени папуасские северохальмахерские, полинезийские и другие океанийские. Часть основоизолирующих языков по степени развития морфологии приближается к агглютинативному состоянию – некоторые западноатлантические (например, волоф) и сино-тибетские (пример – манипурский язык); в западноатлантических – в силу развития системы именных классов, манипурский же – в целом: показатели числа, притяжательности, синтаксической функции в имени, модальности и отрицания в глаголе фактически являются агглютинативными аффиксами .

Профлективный строй (термин, предлагаемый вместо “агглютинативно-флективный”) – морфологическая система, пограничная между агглютинативной и флективной. Основной критерий для выделения такого типа – преобладание агглютинации в именной системе и флективных черт в глагольной.

Термин “агглютинативно-флективные языки” при определении типологии довольно редко встречается в лингвистической литературе, хотя языки, отвечающие предложенному критерию, явно выделяются на фоне агглютинативных и флективных языков.

Приближены к агглютинативному строю такие профлективные языки, как венгерский и часть дравидийских.

Основные представители типа (среди номинативных языков) – ряд уральских (прибалтийско-финские, самодийские) и дравидийских (например, тамильский и брауи), картвельские и часть афразийских (некоторые семитские – иврит и др., чадские).

Характерным примером может служить система словоизменения в картвельских языках (грузинский и пр.): в именной системе – агглютинативный принцип склонения (кал-и “женщина”, датив кал-с, мн. ч. кал-эб-и, датив кал-эб-с), в глагольной же системе – аблаут (зрд-и-с “он воспитывает” при га-зард-а “он воспитал”), депонентные глаголы, разнообразие основ презенса (в-ашэн-эб “строю”, в-а-тб-об “согреваю”, в-хатс-ав “рисую” и т. п.) и аориста (в-нах-э “я увидел”, мо-в-ксвд-и “я умер”).

Среди эргативных и прономинативных языков профлективными являются дагестанские (ср. 10 алломорфов показателя эргативного падежа в табасаранском, 5-13 алломорфов показателей класса в глаголе в хиналугском языке, аблаут в даргинском и некоторых других, образование основ) и язык бурушаски.

Профлективные языки встречаются и среди языков регрессивного развития

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]