Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
глава 9 (занятость).doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
461.31 Кб
Скачать

Динамика индекса диссимиляции отраслевой структуры в России

1928 – 2000 Годы

Годы

1928

1940

1950

1960

1970

1975

1980

1990

1995

1999

2000

Индекс диссимиляции

26,00

16,19

18,59

22,64

25,83

26,77

27,36

29,81

33,15

33,7

32,2

Как следует из данных таблицы, наименьшее значение индекса наблюдается в 40-х годах ХХ века. Затем начался постепенный его рост. Только в конце столетия отраслевая сегрегация стала вновь снижаться.

На западе в научной литературе наличие горизонтальной и вертикальной сегрегации связывают с более высоким уровнем и качеством образования мужчин. В России же за рассматриваемый период шло не только увеличение числа высокообразованных женщин, но и выравнивание образовательного уровня мужчин и женщин.

Особенностью профессиональной сегрегации является то, что женщины, как правило, работает в дохододефицитных (или кризисных) отраслях материального производства; на работах, не требующих высокой квалификации, а также в бюджетной сфере, где заработная плата наиболее низкая. Отрасли, где используется в основном женский труд, финансируются по остаточному принципу. В малом бизнесе женщины являются руководителями в 18 случаях из 100. Чаще они возглавляют малые предприятия в ЖКХ и непроизводственном бытовом обслуживании. Доля женщин-руководителей здесь достигает 54 процентов. Среди руководителей малых предприятий здравоохранения и социального обслуживания женщин – 30%, в торговле и общественном питании – 24 процента.

В государственных органах власти наблюдается сильнейшая вертикальная сегрегация. Несмотря на то, что женщины составляют более половины государственных служащих (56,2%), в реальности они занимают преимущественно низшие ступени государственной службы. Так, среди чиновников «высшей» группы женщин составляют всего 5,7%; среди «главных» - 15,5; «ведущих» - 31,1; «старших» - 49,9; среди «младших» - 80,6 процентов.

Во многих странах, продолжительность оплачиваемой работы у женщин в среднем в 1,5-2 раза меньше, чем у мужчин. Однако в России, влияние этого фактора на размеры зарплаты мужчин и женщин ограничено, поскольку не существует значительного разрыва между продолжительностью оплачиваемой работы мужчин и женщин. Например, по официальным данным, в мае 2000 г. у мужчин среднее обычное время работы на основном (или единственном) рабочем месте составило 40,6 часов в неделю, у женщин – 38,8. Таким образом у женщин отработано в среднем на 4,5% меньше, чем у мужчин. По расчетам авторов доклада «Женщины в переходный период» (с 1996 г.) в России разница в продолжительности рабочего времени у мужчин и женщин «дает» около 14% всех различий в оплате труда.

Специфика женской конкурентоспособности, связанна также с репродуктивным поведением и “двойной занятостью” молодых женщин. По расчетам исследователя Баскаковой М.Е., перерыв в оплачиваемой занятости, вызванный необходимостью ухода за ребенком до 3-х лет, приводит к тому, что женщина получит на 6-10% меньше заработанных денежных средств за период своей трудовой деятельности. Уход за двумя детьми в течение 6 лет – означает недополучение 12-20% доходов, за тремя – 18-28 процентов. При сравнении недополученных доходов за период ухода за ребенком у женщин, имеющих разный уровень образования, большие материальные потери несет женщина с более высоким уровнем образования. Не секрет, что в продвинутых группах образованной молодежи мегаполисов и средних городов происходит откладывание рождения детей на более поздний возраст из-за растущего приоритета карьеры. В то же время для молодежи малых городов и сел сохраняется ранний возраст вступления в брак, при этом остается высокий доля детей, рожденных вне брака, и доля матерей моложе 20 лет.

У молодого поколения женщин в возрасте от 16 до 30 лет, воспитанного в новой социально-экономической среде, формируется иное отношение к системе жизненных ценностей и трудовым установкам, чем у мужчин и людей старших возрастов. На первое место для молодых женщин выступают социальный статус и материальное благополучие, достижение которых опосредовано осознанием значимости получаемого профессионального образования, позволяющего конкурировать с мужчинами на рынке труда. Из этого вытекают и стремления молодых женщин (в большей степени, чем у мужчин) к получению дополнительного образования, овладению смежными профессиями, повышению квалификации и, как следствие, более высокая конкурентоспособность молодых женщин по сравнению с мужчинами в перспективе.

Гендерный разрыв в оплате труда является наибольшим среди самых доходных и высокопрофессиональных групп. Зарплата мужчин и женщин одинаковой профессии, работающих в однотипных организациях, практически равнозначна (например, на предприятиях связи, образовании и здравоохранении). Надо отметить: женщины занимают в целом более низкие и менее оплачиваемые должностные позиции, по сравнению с мужчинами, что естественно сказывается на низкой цене труда женщин. Государственный сектор детерминирует спрос на дешевую рабочую силу, в качестве которой выступают в основном женщины.