Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по ИППУ (2).DOC
Скачиваний:
40
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать

12 Основные черты политико-правовой идеологии Византийской империи

Византийская политико-правовая доктрина была сформирована (в основных чертах) при императоре Юстиниане I (482–565). Согласно этой доктрине, императорской власти приписывалось божественное происхождение. Однако, хотя императоры могли издавать и изменять законы, им не позволялось ставить себя выше закона. В Византии декларировался так называемый принцип симфонии церкви и государства, но фактически византийский император являлся главой церкви. В отличие от Западной Европы, в Византии отсутствовала феодальная доктрина вассалитета и условного характера собственности. Доминировало право полной, безусловной собственности на землю, восходившее к римским правовым принципам. Политическая идеология Византии отличалась ярко выраженным консерватизмом. Ее характеризовали идеалы божественного всемогущего императора, повелителя ойкумены, и священной, единственной империи, воплощающей Царство Божие на земле.

Важнейшая составляющая политической культуры Византии – образ идеального государя. При оценке деятельности того или иного императора византийские авторы соотносили с идеальным образом конкретные черты и достоинства описываемых ими правителей. В законодательном сборнике патриарха Фотия «Исагога» (IX в.) были сформулированы и важнейшие добродетели государя: он не подвержен гневу, умерен, одинаково милостив, беспристрастен и ровен со всеми и «никого не преследует, руководствуясь враждой, но раздает награды в соответствии с добродетелью каждого». К царским добродетелям Львом VI Мудрым (886–912) были добавлены: воинская доблесть, знатность происхождения, искусство законодателя и строителя. Его сочинения «Тактика» и указы-новеллы пронизаны идеей величия, исключительности «дарованной ему богом» державы и его собственной в ней роли. С этого времени церемониальная торжественность правительственных распоряжений, глубокое убеждение в превосходстве ромеев над всеми иными народами, в идеальности их общественного устройства, в могуществе их армии, в чистоте и величии культуры стали неотъемлемой чертой существования Византии.

Вершиной официальной политической мысли в X в. стала система воззрений Константина VII Багрянородного (905–959). В своих трудах он изложил не только политическую доктрину и учение об императорской власти, но и учение о нравственных ценностях верноподданного византийца. В сочинении «Об управлении империей» Константин утверждает тезис о наследственной власти в своем роду уже как порядок, санкционированный богом. Под божественной защитой император правит «ради истины», «в согласии с законом и справедливостью», «как раб и слуга божий», имеющий «страх божий», который гарантирует от совершения недостойных дел. Если василевс забудет «страх божий», он неизбежно впадет в грехи, превратится в деспота, не будет держаться установленных отцами обычаев и по проискам дьявола, совершит недостойное и противное «божьим заповедям», станет ненавистным народу, синклиту и церкви, будет недостоин называться христианином, лишен своего поста, подвергнут анафеме, и, в конце концов, убит как «общий враг» любым ромеем.

В первую очередь, Византия являлась государством теократическим, и эта главная, доми-нирующая черта, обусловившая остальные индивидуальные особенности Империи. Главная цель ее существования заключалась в том, чтобы нести веру Христову по всему миру, укреп-лять Церковь и жить по Евангелию. Остальные задачи государства, принципы организации его политической системы и социальной жизни неизменно вытекали из этой высокой цели. Оче-видное подтверждение этому можно обнаружить в императорских актах, в которых недвусмысленно указывается, что являлось предметом постоянной заботы верховной власти.