Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Романова, Потёмкина Графические методы в психол...doc
Скачиваний:
80
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
2.26 Mб
Скачать

Часть II

Рис. 54. К тесту «Картина мира»: / — органический рисунок; 2,3 — имажинарные рисунки

что приходит на ум". Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.

4. Опосредованная или метафорическая картина мира, пе­редающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа.

5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лакониз­мом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.

143

Рис. 55. К тесту «Картина мира»:

1 — эмфатический рисунок; 2 — гаптический рисунок; "t t " 3,4 — ритмические рисунки

к Исходя из перечисленных видов изображений "картины мира", можно отметить, что они имеют различные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, ли­бо желаемая картина мира и т. д.

В основу первоначальной интерпретации теста "Картина

J44

Часть II

Рис. 56. К тесту «Картина мира»:

1 — декоративный рисунок; Z — перечисляющий рисунок; 3 — имажинарно-ритмическии

Глава

145

мира также можно взять описанные выше психологические типы K.toHra, определенные в соответствии со схемой Г. Рида (см. с. 1Ц), позволяющей классифицировать полученные нами рисунки. \

Мы приводим некоторые из примеров рисунков, которые дают возможность построить предварительную классифика­цию рисунков по Г. Риду, которая далее может уточняться и (при большом объеме материала) структурироваться на осно­вании техники экспертных оценок.

Тест "Автопортрет"

Предварительные замечания. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитив­ный — образ своих качеств, способностей, внешности, социаль­ной значимости и т. д. и эмоциональный — самоотношение, самооценка и т. д. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках "Я-концепции", адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к со­циальному окружению.

В то же время важнейший вопрос о том, как человек фор­мирует то или иное представление о себе, на основе каких эта­лонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громад­ной значимости и большом интересе к нему остается все еще малоизученной психологической проблемой.

Одной из причин такого положения, на наш взгляд, явля­ется то, что проблема самосознания на эмпирическом уровне решается главным образом с помощью вербальных методик (опросников, интервью с испытуемым и т. п.), и это является весьма односторонним подходом.

Мы полагаем, что для практического изучения особенно­стей самосознания, самоотношения, самооценки личности мог бы весьма полезным стать тест "Автопортрет".

По мнению О. Кандаурова (53), автопортрет как форма са­моописания начался с первых артификационных акций, про­шел стадию собственно художественных произведений, и, на-

146

Часть II

конец, вышел на уровень фиксированного самосознания чело­веческого индивида. /

История автопортрета, по-видимому, восходит к пиктогра­фическому письму. Когда необходимо было передать сообще­ние о себе, своих действиях, рисовали свой портрет, который узнавался другими при расшифровывании подобных сообще­ний.

В живописи и графике автопортрет как жанр занимает осо­бое место, имеет длительную эволюцию и разнообразие форм. Некоторые художники чаще других обращаются к этому жан­ру, запечатлевая себя в разные периоды жизни, в различных ситуациях, иногда таких, которых не было в жизни, но которые являлись в воображении, или же изображают себя свидетелями тех или иных волнующих исторических событий. Другие ху­дожники весьма редко пишут автопортреты или не пишут вов­се, объясняя это сложностью жанра и т. д.

С художественной точки зрения основа работы над автопор­третом — осмысление художником своего духовного склада, постижение своего*характера, своих привязанностей и склон­ностей, своих достоинств и недостатков, своих воззрений на мир, человека, природу. Это долговременый процесс, он имеет свои законы развития, богатство и разнообразие форм. Авто­портрет проецируется на изобразительную плоскость сквозь самокритичность, а момент, когда художник приступает к со­зданию автопортрета, является итогом самопознания, а не на­чалом его. В психологическом смысле автопортрет создает (как и всякий портрет) магию мультипликации личности, а в слу­чаях двух, трех и более произведений дает возможность про­следить и линию судьбы (53).

По определению, автопортрет — это изображение челове­ка, созданное им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологи­ческим признакам можно его различать.

Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнооб разие форм автопортретов в живописи, можно выделить следу­ющие:

\ Главам

147

— изображение лица как центрального; очень часто это гра­фическое изображение;

— изображение портрета в интерьере, дополняющем и от­теняющем портрет;

— изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;

— автопортрет-метафора — становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психоло­гических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя. Например, изображение молодой жен­щины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балан­сирующей на подвешенном в воздухе канате;

— сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т.е. в кругу близких друзей, где автор бе­седует, ест, пьет, прогуливается и f. д.;

— исключительная ситуация, но вполне реальная, при ко­торой изображается участие в каком-либо важном событии, происходившем в действительности;

— изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него, например, композиции великих мастеров, где автор вместе с толпой караемых грешников то низвергается в преисподнюю, то наделяет своими чертами отрубленную голову Голиафа, то оказывается рядом с жертвами разрушаемой Помпеи, то музи­цирует на пару и т. п. Бывает, что художник, включивший себя в вымышленную историческую или мифологическую сцену, не принимает в ней непосредственного участия, а как бы со сто­роны смотрит на происходящее, объективно подчеркивая свою принадлежность к другому времени и иному миру. Это Дирк Боутс в "Тайной вечере", Лука Синьорелли в "Страшном суде", Рафаэль в "Афинской школе" и т. д. (53).

Могут §ыть и такие ситуации, которые выполнены в жан-рово-бытовом, интимном ключе. Например, приятельское об-ЩениеК. Петрова-Водкинас А.С. Пушкиным, где великий поэт читает художнику и Андрею Белому свои стихи, или же изо­бражение беседы нескольких автопортретов, находящихся в са­мых различных эмоциональных состояниях, олицетворяющих Разделение в сознании собственных представлений о себе.

148