Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bilety_po_IE (1).docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
177.75 Кб
Скачать

17. Новый курс ф. Рузвельта.

Экономический кризис, обостривший все капиталистические противоречия, привёл к нарастанию в США глубокого политического кризиса. В этой обстановке в ноябре 1932 г. состоялись очередные президентские выборы. Победу на выборах одержал представитель демократической партии Франклин Рузвельт, который выступил с программой "нового курса".

Приступив к исполнению своих обязанностей, Рузвельт немедленно добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на оздоровление промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно денежной системы. Все эти мероприятия получили название "нового курса", суть которого состояла в проведении государственно-монополистического регулирования экономики. Была создана Национальная администрация восстановления промышленности (НИРА), которая стала осуществлять принудительное картелирование на основе "кодексов честной конкуренции". В соответствие с этим в американской промышленности, разделённой на 17 групп, устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объём продукции, распределялись рынки сбыта. основное условие "кодексов честной конкуренции" состояло в запрещении продавать товары ниже установленных ими цен. Закон предусматривал установление минимума заработной платы, максимум продолжительности рабочего дня, заключение коллективных договоров, право на создание профсоюзов, оказание помощи многомиллионной армии безработных. Для выхода из сельскохозяйственного кризиса был принят в мае 1933 г. закон о помощи фермерам и учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Этот орган регулировал цены на сельскохозяйственные продукты, устанавливал объём производства. Поощрялось сокращение фермерами посевных площадей. Мероприятия правительства Рузвельта в области сельского хозяйства способствовали его концентрации и разорению мелких фермеров.

Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный -- с 1933 до 1935 гг. и второй этап -- с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево.

Рассмотрим основные мероприятия «Нового курса». Прежде всего началось спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на это. В принятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функции и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным,т.е. наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков -- членов Федеральной резервной системы, однако 2 тыс. банков разрешение на это не пол1130учили.

Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%. Заслуживает внимания метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Девальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото -- 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов (вкладов) способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков.

Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов -- закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Для его проведения была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономисты, деятели Американской федерации труда. Председателем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемо этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, то общество ее товары бойкотировало. Второй важный закон -- закон о регулировании сельского хозяйства --Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В их числе:

1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота.

Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.

Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл.

На втором этапе проведения «Нового курса» увеличились масштабы общественных работ. Если на первом этапе на эти цели выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 г. -- 4,9, а в 1938 г. -- еще 5 млрд. долл. Создана новая Администрация по реализации общественных работ, возглавляемая .

Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США. Оценивая «Новый курс», мы должны прежде всего отметить, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно- монополистического капитализма (ГМК) и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГМК. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору. Политическая активность рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского народа вынудили Рузвельта при проведении политики «Нового курса» проявить гибкость, маневрирование, учесть интересы различных слоев населения и сделать уступки трудящимся. В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка. В результате политики «Нового курса» в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики - промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.

18. Экономические итоги второй мировой войны для США.

19. Влияние 1-ой мировой войны на экономику Великобритании, Франции, Германии, США.

20. Воздействие 2-ой мировой войны на экономику ведущих западноевропейских стран.

21. Экономическая интеграция стран Западной Европы: от общего рынка до Европейского союза.

22. НТР и её влияние на развитие мирового хозяйства, сдвиги к постиндустриальному обществу.

23. Общая характеристика развития экономики Германии после 2-ой мировой войны. Экономическая политика и реформы Л.Эрхарда.

В результате войны Германия понесла катастрофические потери. Страна потеряла четвертую часть территории бывшего рейха (на Востоке), все свое имущество за границей, войной были разрушены 20% промышленности, 40% транспорта и 25% жилого фонда. Державы-победительницы постановили, что индустриальный уровень Германии должен составлять не более половины от уровня 1938 г., для чего приступили к демонтажу и вывозу оставшихся заводов

(правда, в западных зонах это составило 8% мощностей, а в советской - 45%).

В сентябре 1949 г. на базе «Тризонии» было создано новое западногерманское государство - ФРГ. А 7 октября 1949 г. уже на основе советской зоны (в восточной части Германии) была провозглашена ГДР. Развитие этих государств в дальнейшем пошло абсолютно разными путями: ГДР взяла курс на построение социализма; ФРГ, в свою очередь, под наблюдением капиталистических стран пошла по пути рыночных преобразований.

Демилитаризация ФРГ проходило неспешно, экономика страны все еще находилась в упадке. Требовался резкий толчок, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Ими и стали денежная реформа и «план Маршалла», которые были разработаны при участии экспертов США.

В 1947 г. была создана специальная комиссия при президенте США по анализу помощи иностранным государствам. Эта комиссия в своем докладе отметила, что:

. Объем производства в странах Западной Европы значительно ниже довоенного с критическим уровнем добычи угля;

. Потребность в импорте очень высока;

. Европа потеряла крупный источник иностранной валюты в форме платежей за услуги (туризм, банковские операции и др.);

. Произошел сильный сдвиг в соотношении цен между промышленностью и сельским хозяйством в пользу последнего;

. Наблюдалось разрушение единой системы торговли этих стран - как внутренней, так и внешней.

В докладе комиссии отмечалась необходимость денежной реформы. Вместе с тем указывалось, что последняя не может быть эффективной только за счет уменьшения предложения денег. Необходимых товаров не хватало даже на то, чтобы прокормить рабочих наиболее важных отраслей и тем самым «запустить» производство. Не хватало и резервов, которые можно было бы использовать, чтобы подтолкнуть рост производства.

Немедленное сбалансирование бюджетов западноевропейских стран было признано неосуществимым. Вместе с тем комиссия указывала на необходимость продвижения в этом направлении одновременно с наращиванием выпуска продукции. Другими словами, укрепление финансовой системы рассматривалось не как предварительная или заключительная стадия экономического возрождения, а как процесс, в котором оздоровление национальных финансов могло способствовать подъему производства и само, в свою очередь, зависит от этого подъема.

Реформы Людовика Эрхарда.

Людвиг Эрхард справедливо считается отцом западаного германского «экономического чуда». В четырех послевоенных правительствах ФРГ, 14 лет подряд, он был министром хозяйства.

«Биологически искалеченная, интеллектуально изуродованная, морально уничтоженная нация без продуктов питания и сырья, без действующей транспортной системы и чего-либо стоящей валюты, нация, социальная структура которой была массовым бегством и изгнанием, страна, где голод и страх убили надежду». Так описывал послевоенную Германию известный публицист Густав Штольпер.

Столь эмоциональная оценка основывалась на реальных и жутких цифрах: страна потеряла четвертую часть территории бывшего рейха(на Востоке), все свое имущество за границей, войной били разрушены 20% промышленности, 40- транспорта и четверть- жилого фонда. Державы-победительницы постановили, что индустриальный уровень Германии должен составлять не более половины от уровня 1938 года, для чего приступили к демонтажу и вывозу оставшихся заводов(правда, в западных зонах это составило 8% мощностей, а в советской 45%).

Помощь пришла оттуда, откуда ее не ждали. 5 июня 1947 года в речи перед студентами Гарвардского университета госсекретарь США Джордж Маршалл предложил экономическую программу возрождения Европы(«план Маршалла»), в первую очередь- Западной Германии. Как известно, Сталин отказался от такой помощи не только нашей стране, н и советской оккупационной зоне.

В целом западные зоны(«Тризония») получили по «плану Маршалла» сырья и продовольствия на 1,8 миллиардов долларов, в рамках «Программы восстановления Европы»- 1,3 миллиардов и по другим программам- еще 235 миллионов долларов.

Помощь извне сыграло свою роль. Но в «Тризонии» по-прежнему царила унаследованная от нациского режима система продуктовых и промтоварных карточек, административного распределения сырья, замороженных цен и зарплаты, госконтроля над экспортом и валютой.

Пародорксально, но факт: в 1947-48 годах против введения рыночного хозяйства в Западной Германии выступали не только социал-демократы и близкие к ним профсоюзы(они ратовали за «социалистическую экономику а плановым руководством»), но и ХДС во главе с будущем канцлером Аденауэром(«Планирование и управление экономикой будет в больших масштабах и длительное время»).

Требовался резкий толчок, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Им стала денежная реформа. Ее разработали американские специалисты в тесном сотрудничестве с группой экспертов-немцев, среди которых особо выделялся Людвиг Эрхард.

18 июня 1948 года западные союзники известили СССР и вводе новой немецкой валюты и предложили распространить ее на весь Берлин. Москва отказалась, и тут же восточногерманский Эмиссионный банк выпустил собственную валюту для советской зоны оккупации.

На западе начался обмен вконец обесцененных старых «рейс марок» на новые «немецкие марки» (DM). Каждый немец получил 40 новых плюс еще 60 за сданные 60 «рейс марок»; остальные сбережения обменивались из расчета 100:5 (позже - 100:6,5), по квартплате и пенсиям перерасчет шел 1:1. Благодаря избранной схеме, богатые, что называется, поделились с бедными, поскольку значительная часть нажитого спекуляцией капитала оказалась анулированой. Работодатели получили кредит в сумме 60 новых марок на одного занятого.

Денежная реформа явила собой «чудо» Людвига Эрхарда. Вот как об этом писали тогда видные французские экономисты Жак Зюэфф и Андре Пьетр: «Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступило место шуму строй площадок. И как бы ни удивителен был размах этого подъема, еще более удивляла его внезапность. Он начался во всех областях. Экономической жизни в день валютной реформы как бы по удару колокола... Еще за вечер до этого немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть скудную пищу. На следующий день все думали о том, чтобы производить. Вечером их лица выражали безъисходность, а на утро вся нация с надеждой смотрела в будущее. Поэтому нет сомнений в том, что решающий подъем в немецкой экономике начался с валютной реформы».

Одновременно Людвиг Эрхард определил основы своей теории и практики. Его «социальное рыночное хозяйство», поощряя частную конкуренцию и создавая товарное изобилие, одновременно(это очень важен: потому такая экономика называется не только «рыночной», но и «социальной»!)- с помощью принятого по настоянию Эрхарда закона о спросе и предложений- удерживает рынок в определенных границах и уменьшает его негативные последствия для слабых общественных групп(безработный, малоимущие и пр.), а также для дотируемых отраслей (сельского хозяйства, горнодобывающей и судостроительная промышленность). Что же касается конкуренции товаропроизводителя, то Эрхард упразднил чрезмерную концентрацию производства, что, кстати, было характерно для Германии 20-х годов.

Не следует думать, что после принятия «плана Маршалла» и введение новой «немецкой марки» западногерманская экономика покатилась, как по автобану. Уже в феврале 1950 года, всего через четыре месяца после создания ФРГ, ее постиг кризис: производство упало, число безработных составляло 13.5%. Причин тому было много. Эффективность американской помощи еще не сказалось в полной мере, страна не могла «переварить» гигантское количества беженцев(расходы на устройство, а также на инвалидов войны опустошали госбюджет), в результате чего половину всего импорта составляло продовольствие, и денег не хватало даже на ввоз необходимого сырья. Через два года ФРГ пришлось выплатить 3 миллиарда марок Израилю в качестве возмещения ущерба, нанесенного ущерба в годы нацизма. Налоги на трудящихся выросли почти до 32%.

И все же в октябре 1953 года, когда Кондор Аденауэр вторично возглавил кабинет, сам канцлер и его министр хозяйства Эрхард своими приоритетами провозгласили: дальнейшее развитие «социальной рыночной экономики» с упором на жилищное строительство и производство массового автомобиля. Еще два года спустя Людвиг Эрхард издал свою книгу «Благосостояние для всех», где подчеркнул: конкуренция есть основа подъема промышленного производства, а разрыв между богатыми и бедными должен сглаживать как социальной помощью государства, так и приобретением капитала неимущими слоями.

На первый план здесь вышла жилищная проблема. О 25% разрушенного войной жилья уже говорилось, но в больших городах этот урон составил 50%. Кризис усугубили миллионы беженцев. Для его решения в ход были пущены средства федерации, земель и общин, на которые в ФРГ было построено 500 тысяч квартир, из них половина- «социальных» (скромное жилье, хотя и более комфортабельные, чем наши «хрущебы», и сдававшиеся за умеренную плату малоимущим семьям). Впрочем уже с 1960 года в ФРГ отказались от государственного распределения жилья: к тому времени общее число квартир в стране выросло с 10 до 16 миллионов, превысив уровень 1939 года. Канцлер Аденауэр (разумеется с подачи Эрхарда) объявил о переходе у рынку и в этой области, но при строгом сохранении «социального права граждан на жилье и его аренду». Это означало, что, наряду продажей квартир и домов в частную собственность и сдачей их за высокую плату людям, государство по прежнему будет строить «социальное жилье», сдавая его действительно нуждающимся.

Что касается автомобиле строения и курсе на «народный автомобиль» («фольцваген»), то здесь успехи были еще более ощутимы. Уже в 1951 году концерн «Адам Опель АГ» выпустил 250 тысяч машин, а «Фольцваген» производил по 1500 своих знаменитых «жуков» ежедневно...

Людвиг Эрхард скончался в мае 1977 года на 81-м году жизни. Этот сын баварского торговца текстилем оставил о себе самую добрую память в Германии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]