Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
porivnyalne_konstitutsyiyne.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
94.61 Кб
Скачать

18. Глава уряду

- руководитель высшего коллегиального органа исполнительной власти в государстве или его самоуправляющейся части. В странах мира Г.п. может именоваться по-разному: премьер-министр, председатель совета министров, министр-председатель, государственный министр, федеральный канцлер и т.д. Г.п. назначается на должность главой государства; в парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа Г.п., как правило, становится либо лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах, либо один из лидеров партий, составляющих правительственную коалицию. В некоторых президентских республиках (напр., в Туркменистане, Узбекистане) Г.п. официально является президент.

19. Громадянство

- устойчивая правовая связь лица с конкретным государствам. В монархических .странах, как правило, термину "Г." соответствует термин "подданство". Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства. Термин "Г." используется также для обозначения особого правового режима унификации статуса граждан государств - членов конфедерации (напр., Г. Европейского Союза).

20. Двопартійність

- тип партийной системы, при котором только две политические партии («партии власти») имеют реальные шансы выиграть выборы. Обычно это означает, что все или почти все выборные парламентские места занимаются депутатами двух партий, получающих большинство голосов, а также то, что эти партии попеременно формируют правительство в парламентских демократиях или получают президентский пост в президентских. Коалиционные правительства достаточно редки в двухпартийных системах, хотя каждая из двух партий сама по себе может быть и коалицией.

Двухпартийные системы чаще всего появляются в ситуациях, когда выборная система, используемая в голосованиях, заметно уменьшает возможности третьей и меньших партий, например, в ситуациях, когда количество голосов, полученных партией в целом по стране, не прямо пропорционально количеству мест, которые партия получает в парламенте. Такая ситуация, например, бывает при выборах по одномандатным округам.

Двухпартийная система широко распространена в англоязычном мире, например, в Великобритании и США.

21. депутатський імунітет

- неприкосновенность депутатов парламентов, а иногда и др. представительных органов власти; означает запрещение ареста или привлечение к судебной ответственности депутата за все его действия, в т.ч. совершенные не при исполнении парламентских обязанностей. И.п. депутат пользуется только во время действия депутатского мандата. Он может быть лишен неприкосновенности палатой, членом которой является.

22. депутатський індемнітет

- Особое вознаграждение депутатов. Депутат не несет ответственности за свои выступления в парламенте и затем принятые парламентом меры, которые он поддерживал своим голосованием.

23. джерело суверенної влади

Народ—носитель суверенитета и источник государственной власти

24. джеррімендерінг

термин, применяющийся в США для обозначения порочного метода образования избирательных округов, нарушающего принцип равного представительства (равное число депутатов от равного числа избирателей). Чтобы сконцентрировать избирателей оппозиционной партии в одном или нескольких округах и получить перевес в других, создают округа с неравным числом избирателей, а также причудливой территориальной формы. Термин "Д." возник в 1812 г., когда карикатурист изобразил один из таких избирательных округов штата Массачусетс в виде саламандры (salamander), а издатель газеты назвал этот рисунок Gerrymander (по фамилии губернатора штата Э. Джерри - Е. Gerry).

25. абсентизм (АБСЕНТЕЇЗМ)

(от лат. absens - отсутствующий) - в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме.

26. дискреційні повноваження

(от фр. discretionnaire зависящий от личного усмотрения)

предоставление государственному органу или должностному лицу полномочий действовать по собственному усмотрению в рамках закона. Например, глава государства в парламентарной республике в обычных условиях не может издавать нормативные акты без согласия премьер-министра или соответствующего министра (контрасигнатуры), а при чрезвычайных обстоятельствах - может. Чаще всего дискреционные полномочия получают административные и судебные органы. Дискреционная власть требует внимательности и осторожности, поскольку в процессе ее осуществления возможны процедурно-процессуальные нарушения, выход за пределы закона, что нередко приводит к отказу от демократических принципов неприкосновенности личности, презумпции невиновности. Дискреционная власть характерна для тоталитарных политических режимов, ее следствием является нарушение законности, прав и свобод человека. Тем не менее, больший или меньший объем дискреционных полномочий необходим и в демократическом обществе, так как законодательство не может детально и полно регулировать все общественные отношения, которые отличаются многообразием содержания, форм и методов правового закрепления. Высокий профессионализм, компетентность и правовая культура обладателей дискреционной власти позволяет избежать негативных последствий ее применения.

27. договірна конституція

- результат договора между парламентом і главой государства (Греція, Болгарія). це Основний Закон, прийнятий шляхом укладання відповідної угоди між різними суб'єктами державно-правового (конституційного) процесу. Можливими варіантами суб’єктів такого договору є: 1) територіальні утворення; 2) органи установчої влади; 3) монарх; 4) органи державної влади. Договірні конституції – явище значно рідкісніше від двох попередніх груп (октройованих і конституцій прийнятих народом). Конституційно-правова практика подає декілька яскравих прикладів останнього.

28. європейська модель конституційного контролю

Почему Европа XX века не восприняла американскую модель конституционного контроля? На этот вопрос пытались ответить многие. В одном случае ответ искали в плоскости разнохарактерного восприятия понятий "закон" и "конституция". В другом - акцент ставился на особенностях судоустройства и деятельности судей (особо выделяя степень независимости суда и способность судей вынести решение по вопросу конституционности закона). В третьем случае на первый план выносился характер поставленных перед обществом данной страны задач и характерные особенности их решения.

Так или иначе, больше века во всем мире полномочия конституционного контроля осуществляли суды общей юрисдикции. Однако бурные перемены в общественной жизни начала XX века - в условиях разделения властей - поставили перед специалистами ряд проблем:

1. Становилось возможным через закон достичь чрезмерно большой централизации власти, вплотьдо ееузурпации[1];

2. В условиях быстрого изменения общественной ситуации и соответствующей законодательной базы контроль, осуществля­ющийся только по конкретным делам, был, очевидно, недостаточноэффективным;

3. В условиях разделения властей главным детонатором дестабилизации общества стала борьба разных ветвей власти за то, чтобы урвать друг у друга полномочия.

Кроме вышесказанного, на наш взгляд, иной была и методология подходов. На первый план выдвинулось не только решение вопроса, связанного с конкретными интересами конкретного человека и относящегося только к нему, но и проблема общественной стабильности и стимулирования динамичного развития общества путем обеспечения конституционности законодательного пространства. На первый план был выдвинут лозунг: "стабильность государства, динамизм развития".

В европейской модели в число приоритетных выделились три сверхзадачи:

а) обеспечение конституционности нормативных актов и посредством этого сохранение конституционно закрепленного функционального равновесия между отдельными ветвями власти;

б) четкое регламентирование решения спорных вопросов, возникающих между различными органами власти по поводу полномочий;

в) создание наиболее целостной и надежной системы защиты конституционныхправчеловека.

Другой вопрос - как решались эти вопросы в начале века. По нашему мнению, реальность такова, что осуществление конституционного контроля новой, специализированной и централизованной системой обеспечивает постепенное, поэтапное решение этих вопросов, и эта тенденция сегодня лежит в основе внутренней логики развития системы.

Характерная особенность этой модели не только в том, что контроль осуществляется специализированным органом. Особую важность приобретает то обстоятельство, что существенно меняются также и формы, и характер контроля.

В частности, только этой модели присущи, как отмечалось, формы превентивного, абстрактного и обязательного контроля. Благодаря такому подходу конституционный контроль приобретает целостный, комплексный характер и может осуществляться последовательно и эффективно.

Идеологом-основоположником европейской модели является Ганс Кельзен (в 1920 г. Кельзен стал членом первого Конституционного суда Австрии).

Эта модель, имея ту основную общность, что контроль централизован и осуществляется посредством специализированного органа, одновременно имеет как значительные структурно-организационные, так и функциональные особенности. Следует отметить, что эти особенности отражаются в том, как формируются органы конституционного контроля, каковы их состав и структура, кто и как может обращаться в эти органы, каков характер контроля (абстрактный или конкретный, предварительный или последующий, обязательный или факультативный), что является объектом контроля, каков характер решений, принятых органом конституционного контроля и т. д.

К какой ветви власти относится специализированный конституционный контроль? Дискуссия по этому вопросу продолжается. Конституциями ряда стран он включен в систему судебной власти (Германия, Россия, Турция, Грузия, Армения и др.), в других - выступает как особый орган (Франция, Италия, Испания, Польша и др.).

Дискуссия доходит до того, что конституционный контроль рассматривается как законодательная функция (функция т.н. негативного законодателя).

Объект конституционного контроля - это не применение закона, а сам закон: в этом плане функциональный характер конституционного суда приближается, казалось бы, к парламентскому. Однако, по существу, такой подход необоснован.

Некоторые выделяют конституционный контроль как отдельную ветвь власти - контрольную власть, что, очевидно, являетсяпреувеличением[2].

Кстати, в некоторых странах вопрос уточнения места конституционного суда стал даже предметом рассмотрения на судебном заседании. Например,вЧехии весной 1995 г.

Конституционный суд, рассмотрев этот вопрос, зафиксировал, что Конституционный суд не является органом судебной системы и находится вне нее.

Рассмотрение вопроса в этом контексте, в первую очередь, требует уточнения функциональных взаимоотношений между конституционным судом и судебной системой общей юрисдикции. Проблемав том, что даже в тех случаях, когда конституционный суд не считается органом судебной системы, все равно, его независимая деятельность непосредственно связана с другими судами, в особенности, в вопросах конкретного контроля и защиты прав человека.

По нашему мнению, подобные дискуссии зачастую искусственны и бесплодны. Главный вопрос заключается в том, создана ли внутри страны такая система конституционного контроля, которой под силу решить, как минимум, три задачи: обеспечить верховенство конституции и конституционность нормативных актов; решить споры органов власти по поводу полномочий; встать на защиту конституционных прав и свобод человека. Все остальные вопросы - производные. Главное - разработка четкой институци­ональной системы решения отмеченных трех групп задач. А какие органы и как будут ее осуществлять - это вопрос второго плана (но не второстепенный). Вместе с тем, мировой опыт свидетельствует о том, что эти вопросы с наибольшей результативностью решают именно конституционные суды.

29. іберійська модель конституційного контролю

30. імперативний мандат депутата

правило ответственности депутата представительного органа власти за выполнение наказов своих избирателей; при этом законодательно закреплена возможность досрочного отзыва депутатов, не оправдавших доверие избирателей. Императивный мандат характерен для избирательного права социалистических государств. В большинстве государствах депутаты не связаны волей избирателей, так как считаются представителями всей нации. В ряде стран императивный мандат запрещен конституциями. Исключение представляет практика императивного мандата в верхней палате германского парламента - бундесрате, который формируется не избирателями, а правительствами федеральных земель: депутаты бундесрата обязаны проводить в жизнь инструкции своих правительств.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]