Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по истории эк-ки.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
1.48 Mб
Скачать

3.1. Развитие сельского хозяйства в эпоху раннего и классического феодализма

Как происходит формирование феодальных отношений в Западной Европе в период V-VII в.в.?

Наиболее ярким примером становления ранних феодальных отношений в Западной Европе может служить история самого крупного из германских государств – Франкского государства (королевства). В середине V в. н.э. франки70 занимали территорию древнеримской провинции Галлия (современные Бельгия, Голландия и Северная Франция). Различались две основные ветви франков: салические (приморские) франки, жившие у морского побережья, и рипуарские (береговые), расселившиеся по Среднему Рейну. Наиболее сильными были салические франки. Значение их особенно возросло на рубеже V-VI в.в. при короле Хлодвиге (династия Меровингов).

О хозяйственной жизни и общественном строе франков в меровингский период достаточно широкое представление дает сборник законов (судебник) – «Салическая правда» (записана в начале VI в.). Из этого документа можно заключить, что главным занятием франков было земледелие. Ряд статей «Салической правды» говорит о полях свободных франков, о различных земледельческих орудиях (плуг с железным лемехом, борона), о полевых злаках. Большую роль в хозяйстве франков играло скотоводство (особенно разведение свиней), рыболовство, пчеловодство, садоводство и огородничество.

«Салическая правда» дает изображение крестьянского двора с различными хозяйственными постройками и инвентарем. Франкские крестьяне-общинники владели на правах личной собственности приусадебной землей, совместно пользовались общинными лесами и пастбищными угодьями.

В судебнике еще ничего не говорится о купле-продаже земли. По существу частной собственности на землю у франков в ту пору еще не было. Собственником земли являлась сельская община - марка71, характеризующаяся некоторыми чертами, явно восходящими еще к родовому строю. Род в «Салической правде» рисуется не только в качестве верховного собственника общинных земель, но и как политическая организация72. Чтобы земля не отчуждалась за пределы рода, запрещалась передача земли по женской линии. Движимое же имущество могло наследоваться как мужчинами, так и женщинами (см. об этом подробнее в избранных текстах, извлечение из «Салической правды»).

Но в то же время «Салическая правда» говорит и о разложении родовой общины. Из рода можно было выйти, отказавшись от права наследования и соприсяжничества. У франков отчетливо прослеживается социальная и имущественная дифференциация. На первом месте стоят королевские дружинники, вергельд которых определен в 600 солидов73. Вергельд простого свободного франка равнялся 200 солидам. Полусвободный человек – лит – имел вергельд в 100 солидов. За убийство раба рабовладельцу уплачивалось 30 солидов – столько же, сколько за кражу боевого коня.

В конце VI в. под воздействием имущественного расслоения и ослабления родовых связей наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную, отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей – аллод. Ранее, в «Салической правде», этим термином обозначалось всякое наследство: применительно к движимости аллод в ту пору понимался как собственность, но применительно к земле – только как наследственный надел. Но в эдикте короля Хильперика (вторая половина VI в.) во изменение главы «Салической правды» «Об аллодах» было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но не «соседи», то есть община (см. об этом подробнее в избранных текстах, эдикт Хильперика). Земля становилась объектом завещания, дарений, а затем и купли-продажи, другими словами превращается в собственность общинника. Часть крестьян, при этих условиях, быстро теряла свою землю. Голод, падеж скота, тяжесть судебных штрафов, ложившихся теперь уже на отдельные семьи ввиду распада родовых связей, - все это вело к разорению независимого франкского крестьянства.

В противоположность упадку крестьянского мелкого землевладения росло крупное светское (в первую очередь королевское) и церковное землевладение. Преемники Хлодвига широко раздавали королевские земли в виде так называемого бенефиция (буквально: «благодеяние», «подарок») своим дружинникам, превращавшимся постепенно в крупных землевладельцев-вотчинников74, передававших землю по наследству своим детям. Много земель в форме дарения (donatio) получала из королевского земельного фонда церковь. Франкская аристократия шла и на захват крестьянских земель. Поэтому крестьяне вынуждены были поступать под покровительство (патронат, или коммендация) к соседним крупным землевладельцам. Они также передавали свои участки церкви с целью получить от них поддержку, чаще всего в виде дополнительного участка земли в пожизненное владение за определенную отработку – так называемый прекарий (буквально: «участок, данный по просьбе»). Прекарные отношения оформлялись соответствующими документами (грамотами75). Так осуществлялась частно-договорная форма феодального подчинения крестьян.

Процессу закрепощения крестьян также способствовало распространение иммунитета (от лат. immunitas – неприкосновенность). Иммунитет первоначально означал дарование королевской властью крупному собственнику привилегированного положения, при котором на его земли не имел права въезда ни один королевский чиновник. Все государственные функции на земле такого землевладельца-иммуниста переходили в его руки. Он собирал налоги, организовывал частновладельческий суд и пр. Позже права иммунитета могли возникать и без пожалования их верховной властью.

Как изменяется аграрный строй в последующее время?

В VIII-IX в.в. процесс превращения свободного франкского крестьянина в крепостного и рост крупного землевладения проходили особенно быстро. В это время усиливается раздача бенефициев, которые окончательно приобретают наследственный характер и превращаются в «феод»76 или земельное владение, пожалованное сюзереном77 своим подданным при условии несения ими феодальных служб в пользу первого. Одновременно с этим появляется и расширяется практика вассалитета в среде господствующего класса, которая состояла в том, что менее крупный собственник вынужден был признать свою зависимость от крупного землевладельца и превращался в «вассала» этого человека, а покровитель – в его «сеньора».

К концу IX в. класс свободных крестьян почти исчез, в особенности на западе, в старых галло-романских землях. К этому времени вся территория Франкского королевства распадается на отдельные крупные поместья, принадлежавшие феодалам. О том, что представляло собой крупное феодальное поместье в тот период, можно судить по «Капитулярию о поместьях» (VIII-IX в.в.) - источнику эпохи Карла Великого (династия Каролингов).

Земля в поместье делилась на господскую и надельную. Барская земля (домен) обрабатывалась обычно зависимыми крестьянами с помощью их рабочего скота и инвентаря. В барском хозяйстве трудились также дворовые рабы. В господский домен, кроме пахотной земли, входили леса и луга, пользоваться которыми крестьяне могли только за особую плату. Крестьянские наделы (мансы), под которыми находилась большая часть земли в поместьях, включали, кроме пахотной земли, и известные доли общинных угодий. Они лежали чересполосно между наделами других держателей и господскими участками. В крепостной деревне сохранялись общинные распорядки относительно севооборота и выпаса скота.

Экономика этого периода по своему уровню уже намного превосходила хозяйство франков времен «Салической правды». Двуполье уступило место трехполью78. Улучшилась обработка земли, и повысилась урожайность. Хозяйство оставалось в своей основе натуральным79. Как свидетельствует «Капитулярий о поместьях», владения короля должны были обеспечивать королевский двор продовольствием, изделиями домашнего ремесла, а также разными припасами для военных походов. В каждом поместье развивались все отрасли хозяйства (см. об этом подробнее в избранных текстах, извлечение из «Капитулярия о поместьях»).

Что представляли собой категории крепостного и зависимого населения и какие формы повинностей они выполняли?

Самую многочисленную группу зависимых крестьян составляли колоны. Это были лично свободные крестьяне, обязанные нести поземельные повинности – оброчные (дань продуктами) и барщинные (даровая принудительная отработка в хозяйстве феодала). Основную категорию лично зависимого населения составляли сервы (рабы), которые имели наделы и несли в основном оброчные повинности. Выше сервов по юридическому статусу были литы – полусвободные крестьяне, имевшие наделы и выполнявшие барщинные и оброчные повинности. Со временем грани в правовом положении отдельных категорий крестьян постепенно стирались и они все больше сливались в единую массу зависимых. Бесправное крепостное франкское крестьянство составляло основу всей обширной пирамиды, на вершине которой стоял король, крупные феодалы, а также, находившиеся в вассальной зависимости от них мелкие собственники земли, за которыми впоследствии закрепилось название рыцарей80.

Как эволюционирует западноевропейское сельское хозяйство в эпоху развитого феодализма?

В XI-XIII в.в. постепенно преодолевается натуральная замкнутость феодального поместья, чему способствовали два обстоятельства: рост городов и развитие товарно-денежных отношений. У феодалов в этот период резко возросли потребности в денежных средствах. Для того, чтобы получить деньги (ренту81), феодал должен был натуральные повинности заменить денежными, то есть перевести барщину и продуктовый оброк на оброк денежный. Это феодал и проделывает. Он, прежде всего, резко сокращает господскую запашку. Это приводит к уменьшению барщины. Барщина заменяется денежным оброком. Переводится на деньги и прежний натуральный оброк. Этот процесс получил название коммутации82.

Следует также отметить, что были крупные землевладельцы, которые полностью отказались от коммутации и ее благ. Вместо сокращения господской запашки, они, напротив, увеличили ее, усилили барщину, и, получая расширенный продукт с господской земли, сами продавали его на городском рынке. Такая практика сложилась в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.

В конце XIII – начале XIV в.в. на основе развития коммутации в некоторых западноевропейских государствах (Англия, Франция) происходило так называемое «освобождение» крестьян. Сущность его заключалась в том, что часть крестьян, разбогатевшая на коммутации, выкупает свои повинности у сеньора. Правда, освобождение коснулось лишь незначительной части крестьян; происходило оно за весьма солидные деньги. При этом выкупались только личные повинности крестьянина (прежде всего барщина). Поземельные повинности выкупу не подлежали, ибо земля по-прежнему продолжала считаться собственностью феодала, а крестьянин оставался только ее держателем, пользователем.

«Освобождение» крестьян было приостановлено в первой половине XIV в., а затем, около середины того же века Западную Европу охватила феодальная реакция83, выразившаяся в резком усилении крепостного гнета. Ответом на него стали многочисленные крестьянские восстания XIV-XV в.в. («Жакерия» (1358) во Франции, У. Тайлера (1381) в Англии, «гуситские войны» (1419) в Чехии и др.), которые не прошли бесследно. Они внесли серьезные коррективы в социально-экономическую структуру современного им общества.

Прежде всего, восстания в Англии, Франции и Италии покончили с феодальной реакцией и ее последствиями. Феодалы, напуганные размахом крестьянских войн, вынуждены были пойти на известное смягчение крепостного режима. Обратное закрепощение прекратилось. Освобождение крестьян приняло более широкие масштабы, чем было до феодальной реакции. В XV столетии в Англии и Франции были несколько понижены выкупные платежи и значительная часть среднего крестьянства получила возможность выкупить свои личные повинности.