Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 3 по ИЭ. Трансакционные издержки (1).doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
276.99 Кб
Скачать

Лекция 3. Трансакционные издержки

3.1. Сущность трансакнионных издержек

«Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом».

Дж.Коммонс «Распределение богатства», 1893 г.

Как мы знаем, все затраты субъектов экономики можно поделить на две категории: трансформационные и трансакционные. Первые детально рассматривались в предыдущих главах, где они именовались издержками производства. Действительно, дан­ная категория затрат непосредственно связана с изготовлением то­вара и применяемой технологией производства. Но в реальности субъекты сталкиваются и с широким спектром трансакционных из­держек, которые пока были рассмотрены недостаточно подробно.

Впервые о подобном понятии заговорил австрийский экономист К.Менгер в своей работе 1890 года «Основания политической экономии». Он называл такие затраты издержками обмена.

Открытие подлинного значения феномена трансакционных за­трат (transaction costs) было сделано в 1937 году американским экономистом Рональдом Коузом (статья «Природа фирмы»). Это открытие изменило представление ученых о рыночной экономике и предопределило направление последующего развития экономиче­ской науки, во многом повернув ее лицом к практике.

Под трансакиионными издержками понимаются издержки взаимодействия субъектов экономики. Этот вид затрат включает любые необходимые затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного процесса. Из-за этой «обеспечиваю­щей» роли трансакционные издержки часто сравнивают с затрата­ми энергии на преодоление трения в механических системах. Так, само по себе преодоление силы трения не является целью работы, скажем, часового механизма. Но если проблему трения не решить, то часы остановятся.

Любой менеджер-практик знает, что фирма тратит немалые ресурсы и усилия для оценки значимых для нее параметров благ, контроля партнеров и принуждения к выполнению соглашений. По­ручительства, гарантии, торговые марки, затраты по сортировке и классификации, хронометраж рабочего времени, наем агентов, третейские разбирательства, оплата посредников и, конечно, пожи­рающие огромные средства юридические процессы — все это отра­жает всепроникающий характер «трения» в экономической систе­ме (рис. 1). При этом категория трансакционных издержек шире, чем просто разновидность затрат фирмы. Многие трансакционные издержки проявляются не на уровне фирмы, а на уровне общества в целом. Что иное, как не издержки взаимодействия субъектов эко­номики, представляют собой, например, затраты государства на со­держание арбитражных судов, решающих хозяйственные споры? Трансакционные издержки — это целый пласт экономической жизни, который, как и трение, встречается повсеместно и определяет сущность и формы протекания многих процессов.

Рис. 1. Трансформационные и трансакционные издержки.

Издержки субъектов экономики

Трансформационные издержки затраты на изготовление благ

Трансакционные издержки затраты на взаимодействие в процессе изготовления благ

Аренда земли и помещений

Анализ состояния рынка, оплата консультантов, другие затраты на поиск информации

Заработная плата производственного персонала

Реклама, стимулирование сбыта, затраты на ведение переговоров и составление контрактов

Оплата сырья и материалов

Контроль за соблюдением контрактов, принуждение к их исполнению, включая судебные разбирательства

Износ основных средств

Контроль за персоналом, включая зарплату контролеров; другие внутрифирменные организационные расходы

Прочие

Прочие

Чтобы глубже разобраться в трансакционных издержках, необходимо точнее определить понятие трансакции. В самом общем виде она означает перемещение экономического блага или прав на него от одного лица к другому.

Трансакции могут быть как внутрифирменные, так и рыночные. С рыночными трансакциями, представляющими собой сделки, в ходе которых право собственности на экономическое благо меняет хозяина, мы уже неоднократно сталкивались.

При внутрифирменных трансакция экономическое благо не меняет верховного собственника (им остается сама фирма). Тем не менее благо переходит из рук в руки. Например, на протяжении цепочки «принятие заказа — закупка сырья – производство товара— доставка клиенту — прием оплаты» конкретные исполнители неоднократно меняются. При этом часть пучка прав собственности (чаше всего права владения, управления, использования и изменения) передается от одного человека к другому. И от того, как эти люди пользуются своими правами, чем они руководствуются в своих действиях, зависят издержки, да и само содержание бизнес-процес­са. Например, крупнейшее в истории США банкротство фирмы «Энрон» было вызвано тем, что высшие должностные лица фирмы не преследовали ее интересы, а стремились к собственному обогаще­нию и использовали ресурсы фирмы именно с этой целью.

Внутри фирмы, следовательно, трансакция происходит в том случае, когда товар или услуга пересекает границы технологических процессов: это акт перехода от заключительной точки одной техно­логической стадии к начальной точке другой. В данной трактовке термина подразумевается физическое перемещение ресурсов, их передачу из рук в руки, причем число таких передач растет с раз­витием специализации и разделения труда.

В связи с этим уместно вспомнить фундаментальный труд анг­лийского экономиста Адама Смита «Исследование о природе и при­чинах богатства народов». Именно там применительно к булавочной мастерской приводится одно из первых удачных описаний внутри­фирменных трансакций. Напомним, что А. Смита интересовали не сами трансакции, а экономический эффект, который приносит спе­циализация каждого работника на одной конкретной операции: один человек вытягивает проволоку, другой выпрямляет, третий нареза­ет, четвертый затачивает и т.д. Разделившись таким способом, ра­бочие трудятся более производительно, чем могло бы быть, если бы каждый выполнял все операции сам от начала до конца. Однако спе­циализация имеет и определенную цену: она приносит существен­ный прирост числа трансакций: их становится ровно столько, сколько раз каждая заготовка передается рабочими друг другу.

Описанный А. Смитом драматичный рост числа операций в бу­лавочной мастерской конца XVIII века не привел к заметному увели­чению расходов. Но ведь в реальной экономике не все трансакции так просты, как передача булавки из рук в руки! Бизнес-история знает массу примеров того, как сверхмощные корпорации перестава­ли приносить прибыль потому, что буквально задыхались под гнетом внутрифирменных трансакционных издержек. Основная масса ресур­сов шла не на бизнес как таковой, а на решение проблем, которые гигантская бюрократическая организация создавала сама для себя.

Обратим особое внимание на то, что рыночные и внутрифир­менные трансакции часто являются альтернативами друг другу. Фирма может производить некий узел машины сама. И тогда воз­никнет цепочка внутрифирменных трансакций. Но может также купить его на стороне, что приведет к необходимости совершения рыночной трансакции. Альтернативность рыночных и внутрифирмен­ных трансакций порождает и альтернативность соответствующих видов издержек. Фирма постоянно находится перед выбором, ка­кие из них окажутся ниже.

ИСТОЧНИКИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

К.Эрроу определял трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Он сравнивал их действие в экономике с действием трения в физике.

Откуда же берется экономическое «трение»? Другими словами, что делает трансакции дорогими? На этот вопрос нельзя ответить одно­сложно.

Первым важнейшим источником, который можно даже назвать ключом к пониманию трасакционных издержек, является затратность приобретения информации. Любая информация, которая требуется субъектам в процессе производства, обмена и потребления, достается ценой определенных усилий.

Когда мы выступаем в роли потребителя, нас интересуют наличие и степень проявления ценных свойств, заключенных в данном благе, а также информация о ценах на рынке данного товара и на рынках товаров-субститутов. Издержки поиска соответствующей информации будут измеряться в основном потраченным временем. Но фирма-производитель вполне может добровольно взять их и на себя, тем самым увеличив для нас привлекательность своего товара (в этом состоит информационная функция рекламы).

Наиболее ценная информация для производителя включает для себя данные о наличии и величине спроса, вкусах потребителей, современных технологиях, поведении конкурентов. Получение этой информации связано главным образом с оплатой труда сотрудников фирмы, а также вознаграждением посредников, оплатой услуг консультантов и т.д.

Вторым источником «трения» является эгоизм субъектов экономики, т.е. именно то, что, институционалисты называют оппортунизмом – это склонность людей к эгоистическому поведению в ущерб другим лицам.

Причем разгадать недобрые намерения сложно. Мир устроен так, что информация распределена неравномерно (имеет место информационная асимметрия) и менеджер не может с легкостью получить все те данные, которыми пользуется его контрагент. Очень трудно, скажем, установить на что реально будет потрачен кредит, выданный фирме на закупку некой партии товара. Подлинный ответ на этот вопрос известен самому должнику, но не банку-кредитору.

Третье: аналитические возможности субъекта экономики не безграничны. Принято говорить, что люди и фирмы ограниченно рациональны. Это значит, что субъект выбирает не объективно оптимальное для себя решение (действует абсолютно рационально), а только лучшее из тех, которые смог найти (действует ограниченно рационально). Дело в том, что менеджер (а равно и потребитель) не может мгновенно проанализировать все данные и принять оптимальное решение. Ограничена уровнем знаний, компетентностью, талантом, наконец, и глубина анализа. Даже информация кем-то специально отобрана и в нужный момент предоставлена, ее необходимо «переварить».

Неудивительно, что взаимодействие субъектов экономики в ре­альных условиях не обходится без издержек. И теория, и экономи­ческая практика свидетельствуют о том, что часть своих ресурсов и времени субъектам приходится тратить на поиск нужной информации и ее анализ, переговоры и убеждение партнера, разъяснение своей позиции и достижение компромисса, обеспечение безопас­ности и улаживание конфликтов, равно как приходится им распла­чиваться и за ограниченность своей способности принимать вер­ные решения.

Сушествование трансакционных затрат предопределяется, таким образом, группой субъективных факторов. Объективные факторы многократно усиливают данный эффект за счет:

  • постоянного увеличения числа трансакций (в результате раз­вития специализации и разделения труда);

  • обшей неопределенности, характерной для экономики (слож­но что-либо планировать в условиях динамично меняющейся под воздействием множества факторов среды);

  • наличия трансакционных издержек на общенациональном уровне;

На рисунке 2 схематично показаны основные источники трансакционных издержек.

Важно понимать, что наличие «трения» определяется не каж­дым фактором в отдельности, а присутствием всего комплекса усло­вий. К примеру, возможный оппортунизм партнеров не имел бы никакого значения для абсолютно рационального субъекта в условиях симметричной информации. В этой ситуации ходы противника мгновенно просчитываются и бессмысленно пытаться вводить друг друга в заблуждение, которым вообще несвойственно обманывать (высокая бизнес-мораль, отличная репутация фирм), могут относительно легко действовать даже в условиях информационной асимметрии и высокой неопределенности: им достаточно обещать друг другу совершить определенные действия в случае изменения условий. Одним словом, трансакционные затраты — это феномен не абстрактной модели, а реального экономического мира со всей присущей ему сложностью взаимодействия субъектов.

Более полное представление о трансакционных издержках можно составить, рассматривая их конкретные виды.

Рис. 2. Источники «трения» в экономической системе.