Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопрос №48, 37.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
99.33 Кб
Скачать

4. Экзистенциальный компонент

1. Глаголы быть, есть.

Бытийный компонент в номинативном предложении обычно выражается глаголом быть. В настоящем времени он употребляется в нулевой форме, но иногда используется форма есть.

* Нулевая форма используется только в высказываниях, содержащих отглагольные существительные, которые называют «опредмеченное» действие или состояние: У нас праздник; У них ночью погрузка; У колодца шум, говор, смех.

* Эксплицирование глагола быть происходит приакцентуация бытия какого-либо явления, ввод понятий, без которых акт коммуникации не может быть успешным: У нас есть еще несколько минут; Дождь не кажется, он есть; Не спешите, время есть.

* Нулевая и материально выраженная форма могут чередоваться:

1) в предложениях со смысловыми сдвигами: В этой группе отличники (все). – В этой группе есть отличники (не все, а некоторые);

2) в предложениях без смысловых сдвигов: На счету 5-6 тысяч рублей; На счету есть 5-6 тысяч рублей. (И в этом предложении возможен сдвиг в значении при акцентировании есть:Есть 5-6 тысяч, не сомневайтесь).

2. Другие глаголы.

Кроме глагола быть в позиции бытийного компонента могут употребляться:

- варианты глагола быть – глагол бывать (кратный) и глагол перебывать (дистрибутивный – имеющий силу для каждого предмета): Бывали бессонные ночи; Здесь перебывало немало человек;

- глаголы остаться – оставаться: У меня осталась ее визитная карточка;

- глаголы оказаться – оказываться: Сына дома не оказалось.

В XIX веке в роли бытийного компонента использовались делаться – сделаться; стать – становиться: Потом не стало и денег; Сделался там голод.

Таким образом, предметное предложение, называемое номинативным, обнаруживает разнообразие средств и способов выражения главного члена. Поэтому термин «номинативное предложение» некорректен: его внутренняя форма противоречит существу некоторых номинаторов грамматического предмета. Более предпочтителен термин предметное предложение.

5. Односоставные процессные и признаковые безличные предложения

1Билет №37. Понятие безличного предложения

Безличные предложения – это содержательно односоставные предложения, которые называют процесс или состояние безотносительно к его источнику.

Главный член их неоднороден: он называет либо отвлеченные от своего источника (носителя) процессы: Вечереет (в связи с чем различают безличные предложения глагольного строя); либо обезличенные признаки-состояния: Холодно; Мне холодно; Было холодно (в связи с чем различают безличные предложения наречного строя). Сегодня наметилась тенденция различать эти предложения как самостоятельные типы. Кроме того, используются термины односоставное процессное предложение и односоставное признаковое предложение.

2.Односоставное процессное предложение – содержательно односоставные предложения, называющие процесс безотносительно к его источнику.

Эти предложения возникли позже, чем двусоставные процессные. Их формирование шло двумя путями:

        1. в одних случаях создавались принципиально новые схемы видения мира, которые не имели аналогов в двусоставных предложениях: Ему не спалось. Главный член выражен безличным глаголом.

        2. в других происходил процесс редукции подлежащего: Сильно пахнет – Сильно пахнет сирень. Главный член был выражен личным глаголом в безличном значении.

Разница между этими двумя формами выражения главного члена состоит в том, что безличные глаголы не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже. Категория лица имеет чисто формальное значение, причем это застывшая форма 3 лица (или форма среднего рода), и другой быть не может. Действие, обозначенное этой формой, происходит независимо от деятеля, семантика этих глаголов несовместима с представлением об активном деятеле.

И первый, и второй типы предложения отражают разрушение антропоцентричного представления о мире: мир устроен по типу человеческого сообщества, где человек – в центре мироздания.

Анна Вежбицкая в статье «Русский язык», анализируя и синтаксис, пишет о славянском фатализме и пассивности, антирационализме и любви к моральным суждениям, рефлексивности(ся). Никто не совершает действие, оно происходит словно само собой: Вечереет. Трамваем переехало Берлиоза (трамвай лишь орудие происходящего!)

Рефлексивность репрезентируется как

1) неспособность сделать то, что хочется: Не спится ей в постели новой (Пушкин); = Я чувствую, что я не могу спать; О здешней жизни уже не пишется (Цветаева) = Почему-то я чувствую, что не могу писать.

2) непостижимая способность делать что-то хорошо: Писалось тебе? – Чудесно писалось (Вересаев). Агенс чувствует, что, делая нечто, по какой-то непонятной причине не испытывает при этом никаких затруднений. Но сколько бы был рад он ни был, заслуги его в этом нет, так как успех достигается не в результате затраченных им усилий, а скорее, благодаря действию непостижимых сил.

3) непреднамеренный ментальный акт (ментальный – умственный, духовный (mens – разум)) – внутренний индивидуальный мир индивида, его духовность: Ему хотелось слышать звук ее голоса (Толстой); Мне не верится.

А.М. Пешковскийписал, что эти структуры не есть нечто убывающее, а наоборот, нечто все более растущее и развивающееся.