Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по истории.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
261.27 Кб
Скачать

1. Вклад Ярослава в сохранность целостности государства

Важнейшей своей задачей князь Ярослав считал сохранение целостности государства. В области внешней политики Ярослав, как и его отец, больше полагался на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет на международной арене. Положение той или иной страны в эпоху средневековья определялось династическими связями. Чем могуче было государство, и чем большим авторитетом пользовался его глава, тем больше было иностранных правителей, желающих породниться с ним. Короли почти всех западных государств считали за честь стать родственниками Ярослава Владимировича.

Сам Ярослав женился на дочери норвежского короля Олафа Ингигерда - Ирине. Норвежский принц, который со временем стал королем, Гарольд Смелый, основатель города Осло, был женат на дочери Ярослава - Елизавете. Король Франции Генрих I женился на дочери Ярослава - Анне, которая после смерти своего мужа стала регентшей при малолетнем сыне Филиппе I. Один из сыновей Ярослава - Всеволод - женился на византийской царевне из рода Мономаха; старший сын Всеволода от этого брака Владимир был назван в честь деда Мономахом.

В годы правления князя Киевская Русь поддерживала тесные контакты с Византией, Польшей, Венгрией, Францией, Германией, скандинавскими странами, а с некоторыми из них, Францией, Норвегией, Польшей и Венгрией, отношения были укреплены династическими браками, которые сами по себе составляли одну из граней тогдашней дипломатии и политики.

Все эти династические связи вели, безусловно, к росту положения великого князя киевского, к росту его авторитета и международного уважения. Киевский двор при Ярославе стал приютом, где искали пристанища и защиты члены разных европейских династий. Например, норвежский король Олаф, потеряв престол, отнятый у него датским королем Канутом Великим, находит приют вместе с сыном в Киеве. Когда в 1016 г. Канут Великий захватил Англию, королевичи Эдвард и Этельред, сыны казненного английского короля Этельреда, перепрятываются в Ярославовом дворе.

2. Отмена крепостного права.

В 18 веке крепостное право стало главным препятствием в развитии производительных сил России, мешало культурному и социальному прогрессу. В первой половине 19 века решение целого комплекса социальных вопросов упиралось в проблему отмены крепостного права. Дворянская монополия на владение крепостными подтачивалась. По указу 1841 года крепостных разрешалось иметь только лицам, владевшим населенными имениями. Развитие капиталистических отношений привело к появлению слоя «капиталистых» крестьян, располагавших средствами для выкупа на волю, который, однако, целиком зависел от помещика. В первой половине 19 века в России начали разрабатываться проекты ограничения и отмены крепостного права. В 1808 году было запрещено продавать крепостных на ярмарках, в 1833 году — разлучать членов одного семейства при продаже. Раскрепощение незначительного числа крестьян было произведено на основе законов о свободных хлебопашцах (1803) и временнообязанных крестьянах (1842). Крепостное право было полностью отменено в ходе крестьянской реформы 19 февраля 1861 года (при Александре II).

В соответствии с манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права, которые были неполными в сравнении с другими слоями общества. Земли, принадлежавшие помещикам, были признаны их собственностью, крестьянам выделялся земельный надел, за который они платили выкуп. До уплаты выкупа крестьянин считался временнообязанным и вынужден был выполнять прежние повинности.

Государственная казна стала выплачивать помещикам стоимость земель, отошедших в крестьянские наделы. После этого крестьянин в течение 49 лет должен был погасить свой долг государству. Выкупные платежи и все подати крестьяне осуществляли сообща, всем миром. Каждый крестьянин был приписан к своей общине.

Отмена крепостного права имела огромное значение для развития капиталистических отношений и созданию рынка свободной рабочей силы, дало возможность развития промышленного производства в России. Однако положение российского крестьянина по-прежнему оставалось крайне тяжелым.

Остатки крепостнических отношений, долги перед помещиками, государственные налоги легли тяжелым ярмом на крестьянство и явились тормозом в развитии сельского хозяйства.

Билет№10

1. Усобицы, Любечский съезд.

С гибелью в 1093 г. крайнего из Ярославичей Всеволода в согласии с лествичным порядком престолонаследия бразды правления в Киеве отошли к старшему в семействе Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новоиспеченный князь никак не мог совладать с усобицами, помириться с половцам. При нем обширно проводилась спекуляция хлебом и солью, процветало бесконтрольное ростовщичество.

Более знаменитым на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. Сообразно его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято заключение пресечь усобицы и провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою».

Но усобицы длились и опосля Любечского съезда.Надобность отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам половцам, еще удерживала на некое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества.

Опосля гибели Святополка в 1113 г. вспыхнул бунт в Киеве. Люд громил дворы княжеских управителей, больших феодалов и ростовщиков. Возмущение народа длилось 4 дня. Киевские дворяне призвали на великокняжеский трон Владимира Мономаха (1113-1125). Он обязан был пойти на конкретные уступки, издав этак именуемый «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной долею «Русской Правды».

Устав упорядочил взыскивание процентов ростовщиками, улучшил правовое состояние купечества, регламентировал переход в холопство. Огромное пространство в данном законодательстве Мономах уделил правовому расположению закупов.

Владимиру Мономаху получилось сдержать перед собственной властью всю Российскую территорию, невзирая на то, будто симптомы деления усиливались, чему содействовала тишина в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился интернациональный престиж Руси. Сам князь Владимир был потомком византийского правителя Константина Мономаха. Его супругой стала британская принцесса. При Владимире Мономахе была составлена исходная российская летопись «Повесть временных лет». Он вошле в нашу историю как большой общественно-политический действователь, военачальник и беллетрист.

Отпрыску Владимира Мономаха Мстиславу I Большому (1125-1132) удавалось еще некое время сдерживать целостность российских территорий. Опосля его гибели Киевская Русь совсем развалилась на полтора 10-ка княжеств-стран. Настал период раздробленности.

2. Общественная жизнь России при Николае I.

После разгрома декабристов Россия переживает период политической реакции. В 1830-х гг. лишь в нескольких кружках студенческой молодежи теплится независимая духовная жизнь. Последовательно преследовала власть те организации, которые восприняли новые идеи утопического социализма: кружок Герцена в Москве (1833 — 1834) и общество Петрашевского в Петербурге (1845 — 1849). Более спокойным было существование далекого от политики кружка Станкевича (1833 — 1839), члены которого увлекались немецкой идеалистической философией.

К концу 1830-х гг. в результате напряженных духовных исканий передовой части русского общества здесь проявляют себя несколько цельных течений, которые предлагают свои концепции исторического развития России и программы ее переустройства.

Западники считали, что Россия идет по европейскому пути, вступив на него с опозданием, в результате реформ Петра Великого. Движение "в западном направлении" неизбежно должно привести к замене крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного строя в конституционный. Основная задача "образованного меньшинства" в этих условиях — подготовить русское общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать в должном духе на власть. Именно власть и общество в живом сотрудничестве должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы, с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой. Радикально настроенные А. И. Герцен, Н. П. Огарев и В. Г. Белинский в конце 1830 — нач. 1840-х гг. разделяли основные идеи западников. С точки зрения славянофилов (А. С. Хомякова, братьев И. В. и П. В. Киреевских, братьев К. С. и И. С. Аксаковых), Россия долгое время шла совершенно иным путем, нежели Западная Европа. История последней определялась постоянной борьбой эгоистических личностей, враждебных друг другу сословий, деспотизмом на крови построенных государств. В основе же русской истории была община, все члены которой были связаны общими интересами. Православная религия еще больше укрепляла изначальную способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих. Государственная власть опекала русский народ, защищала его от внешних врагов, поддерживала необходимый порядок, но не вмешивалась в духовную, частную, местную жизнь. Власть носила самодержавный характер, но при этом чутко прислушивалась к мнению народа, поддерживая с ним контакт через Земские соборы. В результате реформ Петра это гармоничное устройство Руси было разрушено. Именно Петр ввел крепостное право, разделившее русский народ на господ и рабов. Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государственной жизни: возродить духовное единство русского народа (для чего следует отменить крепостное право); изжить деспотический характер самодержавного строя, наладить утраченную взаимосвязь между государством и народом. Этой цели славянофилы надеялись достичь введением широкой гласности; мечтали они и о возрождении Земских соборов.

Создавая концепции развития России, представители различных течений общественной мысли 30 — 40-х гг. действовали в одном направлении. Отмена крепостного права и переустройство деспотического государственного строя — вот те первостепенные задачи, с решения которых должен был начаться выход России на новый уровень развития.

Билет №11

1.Галицко-Волынское княжество-русское феодальное княжество, возникшее в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств (1199). Было расположено на плодородных чернозёмных землях в верховьях рек Днестр, Висла, Нарев и Припять с издавна существовавшим пашенным земледелием. Для экономики княжества характерны развитие ремесла, городов (в XIII в. — свыше 80; важнейшие — Галич, Владимир-Волынский, Теребовль) и соляных промыслов, крупное феодальное землевладение, в связи с чем боярство играло большую политическую роль. Первый князь Роман Мстиславич (1170—1205) захватил Киев и принял титул великого князя в 1203. Его княжение проходило в бесконечных смутах и острой борьбе с боярами. После смерти Романа Г.-В. к. распалось на ряд мелких княжеств, часть земель захватили венгерские и польские феодалы, приглашенные боярами. Феодальные распри, засилье бояр, нашествие иноземцев вызвали народные восстания. Призванный в 1219 горожанами новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой изгнал в 1221 из Галиции венгерских феодалов. Тогда же на Волыни пришёл к власти сын Романа Мстиславича Даниил(1221—64), завершивший объединение Волыни в 1229, ставший после смерти Мстислава Удалого (1228) князем галицким (окончательно подчинил себе княжество после борьбы с венгерскими феодалами и боярами в 1238). Талантливый и яркий политик, Даниил Романович завладел Киевом и после ожесточённой борьбы с др. князьями, Венгрией, Польшей и галицкими боярами объединил под своей властью всю Юго-Западную Русь в 1245. Проводил осторожную политику по отношению к Золотой Орде, признав себя номинально её вассалом. Он использовал переговоры с представителями римского папы Иннокентия IV для стабилизации положения на западных границах Г.-В. к., принял в 1254 королевский титул, но сумел отказаться от церковной унии. К XII—1-й половине XIII вв. относится культурный подъём Г.-В. к.: сооружаются белокаменные соборы и дворцы (Успенский собор 1160 во Владимире-Волынском, дворец в Галиче 12 в. и др.), значительное распространение получают книжное дело и особенно летописание (Галич).

В 1259 монголо-татарским войскам удалось покорить Г.-В. к., уничтожив во всех его городах укрепления. После смерти Даниила (1264) Г.-В. к. распалось на 4 удельных княжества, номинально подчинявшихся великому князю. Великими князьями последовательно были: Шварн Данилович (правил в 1264 — около 1269), Лев Данилович (около 1269—1301), Юрий Львович (1301—08), Андрей и Лев Юрьевичи (1308—23). В 1323 бояре пригласили на престол мазовецкого кн. Болеслава (Юрия) Тройденовича (умер 1340). В 1340 бояре во главе с Дмитрием Дедко, сохранившим па первых порах в своих руках фактическую власть, пригласили на престол литовского князя Любарта Гедиминовича. Г.-В. к. оказалось включенным в состав Великого княжества Литовского. По соглашению 1352 между польским королём Казимиром и литовскими князьями Галицкая земля попала под власть Польши, Волынь осталась за Литвой.

Господин великий Новгород, как называли его современники, занимал особое место среди других русских княжеств. Как центр славянских земель в северо-западном углу Руси, Новгород к концу 9 века становится соперником Киева. Он победил Киев, но после перенесения столици единой Руси на юг киевские князья стали посылать наместников, как правило, старших сынов.

И все-таки Новгород сохранил свое особое положение, княжеская власть не укоренилась здесь, как в других городах Руси. Причиной тому был весь строй жизни древнего Новгорода. Город с самого начала вырос как ремесленный и торговый центр. Он располагался на знаменитом пути «из варяг в греки».

Отсюда шли пути в Южную Прибалтику, в немецкие земли, в скандинавию. Через озеро Ильмень и реку Мсту пролегал путь на Волгу , а оттуда-в страны Востока.

Большую силу в Новгороде со временем получили крупные бояре-землевладельцы. Именно их земельные владения, лесы, рыбные угодья давали основную торговую продукцию-пушнину, мед, воск, рыбу и др. именно бояре и крупные купци нередко организовывали дальние экспедиции ушкуйников, речных и морских, в целях овладения новыми промысловыми землями, добычи пушнины. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались воедино, вот опираясь на свои несметные богатства, играла такую большую роль в политической жизни Новгорода.

Аристократия в политической жизни вела за собой ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-Суздальского княжества. Здесь все новгородцы были заодно, защищая свое особое положение в русских землях, свой суверенитет. Но во внутренней жизни города такого единства не было: нередки были ожесточенные столкновения интересов простых горожан и городской верхушки, что выливалось в открытое выступления, восстания против боярства, богатого купечества, ростовщиков. Не раз врывались восставшие горожане и на архиепископский двор. Городская аристократия также не предоставляла собой единого целого. Соперничали между собой отдельные боярские и купеческие группировки. Они боролись за земли, доходы, привилегии, за то, чтобы поставить во главе города своего ставленника-князя, посадника или тысяцкого.

Подобные же порядки складывались и в других крупных городах Новгородской земли –Пскове, Ладоге, Изборске, где были свои сильные боярско-купеческие кланы, своя ремесленная и работная масса населения. Каждый из этих городов, являясь частью Новгородского княжества, в то же время претендовал на относительную самостоятельность.

Новгород соперничал с Киевом не только в смысле хозяйственном, торговом, но и по части внешнего облика города. Здесь рано на левом берегу Волхова, на взгорье, появился свой кремль, обнесенный каменной стеной, в отличие от многих других русских детинцев, огороженных деревянно-земляными укреплениями. Сын Ярослава Мудрого Владимир выстроил здесь Софийский собор, который соперничал по красоте и величественности с киевской Софией. Напротив кремля располагался Торг, где обычно проходило городское вече-сход всех политически активных новгородцев. На вече решались многие важные вопросы жизни города: выбирались городские власти, обсуждались кандидатуры приглашаемых князей, определялась военная политика Новгорода.