Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
все целиком для Рошки 01.04. 2010.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
337.16 Кб
Скачать
  1. Различные способы коммуникации между сценой и зрителем (психосемантика восприятия драматургического текста)

    1. Передача, восприятие и адекватное воспроизведение смыслов в сценических искусствах

Рассмотрев способы коммуникации в различных видах сценического искусства, можем отметить несовпадение способов передачи смыслов от сцены к зрителю. Таким образом, можно сделать вывод, что само существование различных видов сценического искусства базируется на факте существования различных способов референции. А в основе этого, в свою очередь, лежит то, что зрительская психика является не одномерной, а многокомпонентной. Целостная картина психологии зрительского восприятия складывается при учете существования различных зон психики, "настроенных" на соответствующие информационные потоки и обладающих, в силу этого, соответствующими информационными каналами. Комплекс "передача-восприятие" любой информации по любому из этих каналов являются составляющими дискурса (в нашем случае - текста).

Кроме того, на восприятие текста оказывают огромное влияние факторы, не входящие непосредственно в драматургическую основу, но являющиеся тем фоном, на котором это восприятие происходит. Это

  • историческая ситуация, соответствующая моменту постановки

  • ситуация, соответствующие моменту написания пьесы

  • ситуация, соответствующая моменту, описываемому в пьесе

  • господствующие в обществе идеологические, религиозные, нравственно-культурные установки

Все эти и некоторые другие факторы, в той или иной степени взаимодействуют друг с другом и влияют на изменение психологии восприятия предлагаемого к постановке материала. То, что вчера вызывало одобрение, сегодня может вызвать осуждение, а завтра неприятие, насмешку или полное равнодушие зрителя. Изменению отношения к материалу сценического действа сопутствует и изменение отношения к автору, и к самой идее, проводимой в постановке.

Выше, разбирая содержание термина "текст", мы уже отмечали разницу между театром и другими видами искусства, такими, как живопись, скульптура и литература. Однако, там речь шла о различиях, базирующихся на различном характере самого дискурса. Однако существует и еще одна сторона этого явления, основанная на различии процесса восприятия этого дискурса. Комплекс "передача-восприятие" в сценическом искусстве отличается от аналогичных взаимодействий в живописи, литературе или кинематографе. Кинофильм или роман создаются один раз и навсегда. Конечно, восприятие этих произведений тоже подвержено изменению под воздействием социокультурных и др. факторов, но есть существенное различие: сценическое действо создается каждый раз заново. И каждый раз сценическая актуализация происходит как с учетом всех тех факторов, которые влияют на зрительское восприятие, так и под влиянием самой аудитории, ее ожиданий, сиюминутных настроений. То есть, функция зрителя в театральном зале по отношению к предлагаемому проявлению искусства отличается от функции кинозрителя или читателя литературного произведения. Отличие состоит в том, что только сценическое искусство предполагает наличие обратной связи со своим воспринимающим субъектом, причем, обратной связи, осуществляющейся непосредственно во время процесса восприятия. Необходимо отметить, что на процесс осуществления обратной связи оказывает влияние и такой фактор, как формируемое масс-медиа общественное мнение.

Сценическое искусство, по сравнению с другими видами, имеет ту специфику, что восприятие театральных кодов подвержено воздействию одновременно двух факторов: иконичность сцены (визуальное) и символика текста (текстуальное). Оба этих фактора "…могут слиться в нерасторжимое и собственно драматическое единство. Однако лингвистические и визуальные знаки всегда сохраняют свою самостоятельность, даже если их комбинации и их союз производят означаемое, которое уже больше не привязано к одной только сценической системе"134. При этом ответ на вопрос, сохраняет ли театральное представление самостоятельность различных материалов или осуществляет синтез, зависит от идеологического и эстетического выбора создателей постановки. Постановка может стремиться к гармонии и соответствию материалов, как в вагнеровской опере, или изолировать и противопоставлять каждую систему, как, например, у Брехта. "Мы, конечно, вправе говорить о том или ином спектакле, как о едином тексте… Очевидно, что спектакль, являясь на более низких уровнях организации носителем целого ряда отдельных сообщений, одновременно имеет и целостное, интегрированное значение и выполняет некую целостную культурную функцию. И, однако, именно целостность спектакля является весьма сложным вопросом. Ни в одном из видов художественных текстов частные субъекты не обладают столь высокой степенью самостоятельности и интегрированности одновременно.… По сути дела, единый текст спектакля складывается из, по крайней мере, трех самостоятельных субъектов: словесного текста пьесы, игрового текста, создаваемого актерами и режиссером, и текста живописно-музыкального и светового оформления"135. Искусство постановщика, стремящегося создать текст, пригодный к адекватному прочтению, состоит в умении сознательно пользоваться этими самостоятельными субъектами, манипулировать ими, имея в виду именно тот эффект, к достижению которого он стремится. Знако-символьная насыщенность процесса передачи информации в сценическом искусстве предполагает умении формировать этот процесс на различных уровнях – как на конкретно-дискурсивном, так и на уровне создания не расшифровываемых логически, но постигаемых интуитивно семантических конструкций.

"Высшая специфика театральных знаков заключается, может быть, в способности использовать все три возможных типа функционирования знаков: образный (миметический), обозначительный (в ситуации акта высказывания) и символический (как семиологическая система в системе вымысла). Действительно, театр визуализирует и конкретизирует источники речи: он указывает и воплощает вымышленный мир с помощью знаков таким образом, что в итоге процесса означивания и символизации зритель восстанавливает теоретическую и эстетическую модель, описывающую драматический универсум, представший перед его глазами "136.