
- •1. Клиническая психология как научная дисциплина. История развития, современное состояние, содержание, предмет, задачи
- •2. Методология и методы клинической психологии
- •3. Методы медико-психологического исследования личности
- •4. Расстройства восприятия
- •5. Нарушения перцептивной деятельности при психических заболеваниях
- •6. Нарушения мнестической деятельности при психических заболеваниях
- •7. Нарушения мыслительной деятельности при психических заболеваниях
- •Нарушение операциональной стороны мышления
- •Нарушение личностного компонента мышления
- •8. Психическое недоразвитие у детей и подростков: основные формы и критерии диагностики
- •9. Расстройства эмоциональной сферы
- •10. Патопсихология в системе клинической психологии. Значение патопсихологии для психиатрии и общей психологии
- •11. Нейропсихология в системе клинической психологии. Значение нейропсихологии для неврологии, нейрохирургии и общей психологии.
- •12. Расстройства личности: основные формы и критерии диагностики
- •13. Физиологические и психологические механизмы эмоционального стресса
- •14. Понятие психогении и её значение для психологии и медицины.
- •15. Теории личности в клинической психологии и психотерапии.
- •16. Основные формы невротических расстройств.
- •17. Патогенетическая концепция неврозов в. Н. Мясищева
- •18. Групповая личностно-ориентированная психотерапия
- •19. Психологические основы реабилитации. Принципы, этапы, методы.
- •20. Психологические основы психогигиены и психопрофилактики
- •21. Основные направления психогигиены и психопрофилактики
- •22. Проблема взаимоотношений врача и больного
- •23. Медико-психологические аспекты формирования здорового образа жизни
- •24. Расстройства сознания
- •25. Типы неправильного воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребёнка
- •26. Классификация дизонтогенетических нарушений
- •27. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте
- •28. Медико-психологическая экспертиза: основные направления и задачи
- •29. Нарушения психического развития у детей
- •30. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия
Нарушение операциональной стороны мышления
Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает практически как усвоение и использование знаний. Это усвоение происходит не в виде простого накопления фактов, а в виде процесса синтезирования, обобщения и отвлечения, в виде применения новых интеллектуальных операций. Мышление опирается на известную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах. При некоторых формах патологии психической деятельности у больных теряется возможность использовать систему операций обобщения и отвлечения.
Исследования мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам:
а) снижение уровня обобщения, в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Так, например, в опыте по методу классификации* один из подобных больных отказывается объединить в одну группу кошку с собакой, "потому что они враждуют"; другой больной не объединяет лису и жука, потому что "лиса живет в лесу, а жук летает". Частные признаки "живет в лесу", "летает" больше определяют суждения больного, чем общий признак "животные". В некоторых случаях больные создают большое количество мелких групп на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними, например ключ и замок, перо и ручка, нитка и иголка, тетрадь и карандаш. Конкретно-ситуативные сочетания (рассказывает историю, а не классифицирует): В основном такие решения были у олигофренов (у 95% этих больных), а также у больных с рано начавшимися эпилептическими процессами (86%). Такой тип решений наблюдался и у значительной части больных, перенесших тяжелые формы энцефалита (70%).
При более выраженной степени интеллектуального снижения больные не могут понять самого смысла предлагаемой задачи. Они не могут усвоить, что для исключения четвертого лишнего предмета необходимо объединение трех предметов по какому-то принципу, руководствуясь которым, надо противопоставить им четвертый. Сама умственная операция объединения и противопоставления оказывается им не под силу.
Невозможность выполнения задания в обобщенном плане, неумение отвлечься от отдельных конкретных свойств предметов связаны с тем, что больные не могут усвоить условности, скрытой в задании.
Особенно четко выступает такое непонимание условности при толковании испытуемыми пословиц и метафор. Истинный смысл пословицы только тогда становится понятным, когда человек отвлекается от тех конкретных фактов, о которых говорится в пословице, когда конкретные единичные явления приобретают характер обобщения.
Таким образом, сопоставление данных, полученных с помощью различных методов (классификация предметов, метод исключения, объяснение пословиц и метод пиктограмм), обнаружило у больных эпилепсией, энцефалитом и у олигофренов нарушение процесса обобщения: конкретно-ситуационный характер их суждений, непонимание переноса, условности. Эти больные были объединены в группу больных, у которых нарушение мышления квалифицировалось как снижение уровня обобщения.
б) искажение процесса обобщения. Нарушение процесса мышления, обозначенное нами как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом только что описанного.
Если суждения описанных выше больных не выходят за пределы частных, единичных связей, то у больных, о которых сейчас будет идти речь, "отлет" от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Больные в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей и явлений часто не учитывается. Так, выполняя задание на классификацию предметов, они руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Например, больной М. объединяет вилку, стол и лопату по принципу "твердости"; гриб, лошадь и карандаш он относит в одну группу по "принципу связи органического с неорганическим".
Подобные выполнения задания мы обозначаем как бессодержательные или выхолощенные. Чаще всего они встречаются у больных шизофренией (у 67,1% обследованных больных), главным образом при галлюцинаторно-параноидной форме течения болезни, и у психопатов (33,3%).
Пиктограммы: позволило выявить и другую группу больных, которые выполняют его с большей легкостью, так как могут образовать любую связь, безотносительно к содержанию поставленной перед ними задачи. Условность рисунка становится столь широкой и беспредметной, что она не отражает реального содержания слова; больные могут, не задумываясь, предложить любую схему в качестве условного обозначения слова. Преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задания создают основу для того бесплодного мудрствования, которое характеризует подобных больных и которое носит в клинике название "резонёрство". Симптом выхолощенного резонерства особенно отчетливо выступает при выполнении заданий, требующих словесных формулировок, например при определении и сравнении понятий.
Приведенные экспериментальные данные показывают, что в мышлении больных описываемой подгруппы доминируют словесно-логические связи, которые не контролируются непосредственно данными, конкретными отношениями и недостаточно опираются на чувственные представления. Больные могут усвоить задания, требовавшие обобщения, они были в состоянии выделить общий признак, отвлечься от конкретных значений слов, но тот временный "отлет" от конкретных значений, который присущ всякому обобщению, приобретал у них утрированный, подчас гротескный характер.
Не только отдельные детали, но и более существенные отношения отступают на задний план, все многообразные, конкретные, полнокровные связи не учитываются. Мышление больного недостаточно адекватно отражает конкретное содержание вещей и явлений