Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сознание, лекция.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
271.36 Кб
Скачать

Баранов В.Е.

СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Лекция для студентов

План:

  1. Философское определение сознания

  2. Сознание и отражение. Формы отражения в природе.

  3. Социальные факторы возникновения человеческого сознания.

3.1 Социальная система как источник сознания

3.2 Труд как фактор формирования сознания

3.3 Язык, речь как факторы сознания

    1. Сигнальная речь животных и человеческая речь

    2. Гуманистичность организации общества как фактор возникновения сознания.

    3. Личностный фактор сознания: сознание и самосознание.

    4. Личностный фактор сознания: диалектическое мышление.

  1. Возможность моделирования сознания.

  1. Философское определение сознания

Вопросы о сущности и возникновении сознания – одни из вечных и наиболее трудных в философии. Для ответа на них необходимо извлекать сведения из антропологии, физиологии высшей нервной деятельности, психологии, этики, кибернетики и многих других наук. Данная лекция не претендует на исчерпывающие ответы на эти вопросы. Хотелось бы достичь хотя бы предварительной ясности в некоторых узловых моментах этой темы.

Для начала сформулируем предварительное, рабочее определение сознания. В силу своей исходности, оно должно быть абстрактным, философским. Основные философские абстракции сознания сложились в объективном идеализме, субъективном идеализме, механическом (метафизическом) материализме и диалектическом материализме. В объективном идеализме (Платон, Гегель) человеческое сознание определяется как частица, эманация Абсолютного, внешнего, бессубъектного, чистого сознания – совокупности идеальных первообразов вещей, духа Божьего или Абсолютного разума как системы законов природы, логики природы, идеального бытия и т.д. По Гегелю, Абсолютный разум творит природу и воплощается в ней в виде её законов, человеческое же сознание представляет собой исторически осуществляемое человечеством распредмечивание мира, превращение вещей из их материального существования в идеальное их существование виде человеческого сознания. Обогащенное информацией, полученной таким образом из природы, человеческое сознание вновь опредмечивается в ней в процессе дальнейшей познавательной практики, восходит к абсолютному сознанию, достигает уровня сотворчества, способности достраивания мира совместно с Абсолютом. Субъект – носитель сознания – здесь по существу пассивен, он лишь носитель энергии абсолютного сознания, создающего и преобразующего мир. Активно сознание, но не его индивидуальный человеческий носитель. Сознание, знания, истина ведут нас, а не мы их. Сознание – созидающая мир и управляющая миром сверхприродная духовная сущность - своими эманациями пронизывает человека и владеет им как инструментом своего самосовершенствования. Подобно ей ведёт себя и христианский бог, подобно выглядит и “созданный” богом человек. Параметры и масштабы сознания едины для всех людей, индивидуальные же новшества, вносимые в своё сознание некоторыми людьми – чаще всего предмет обламывания в процессе воспитания (социализации). Путь задан, и истина одна, и она - абсолют, который либо исторически раскрывается человечеству, либо непосредственно (не опосредствованно познанием) ему дан. По Гегелю, в сознании (как абсолютном, так и индивидуальном) преобладают логика, рациональность, хотя и не уничтожается его эмоционально-ценностная сторона. У Гегеля мышление – это не только “рацио”, но работа всего человеческого духа, включая эмоционально-образные компоненты. В христианском понимании сознания абсолютизируются его эмоционально-волевые стороны (любовь божья, страх божий, духовные усилия аскетизма и т.п.) и принижается роль рациональных.

В отличие от объективного идеализма субъективный идеализм отдаёт предпочтение человеку. На первом месте в этой философии – пафос человеческой свободы, творчества, самодеятельности, человеческого самостроительства. Сознание здесь – индивидный, субъективный продукт, собственность человека. Человек не винтик мироздания, а кузнец своего счастья. Своим сознанием он уходит от своего наличного бытия, проектирует себя, свободно трансцендирует в иные состояния. Сознание – не частица чего-либо внешнего, не отражение закономерностей мира, оно особый духовный субстрат в человеке, духовная субстанция, свободно, однако, творимая человеком для самого себя. Человек сам себя детерминирует, формирует свою судьбу и сущность свободой воображения новых форм собственного бытия. Сознание глубинно индивидно, индивидуально, уникально, у каждого человека своё, так что чужая душа – потёмки для внешнего объективного изучения, и постигается она только посредством процедур эмпатии, понимания, толкования (герменевтики).

Согласно субъективному идеализму, сознание как духовная субстанция дано человеку изначально, априорно, как «чистые формы сознания» (Кант, Шелер), которые не возникают из индивидуального эмпирического опыта. И потому является некоторой независимой, суверенной, духовной субстанцией человека, которая властно владеет им, так что человек не может сам подумать так или иначе, почувствовать то или иное влечение, по заказу влюбится или рассмеяться. Человек не управляет своими эмоциями, а является лишь «сторожем» при них. (М. К.Мамардашвили).

Субъективный идеализм фиксирует, прежде всего, эмоциональные, иррациональные моменты сознания: они-то как раз и представляются ему уникальными, индивидуальными. Универсальная одинаковость логики, рациональных, сторон сознания остаться здесь в тени. Субъективный идеализм – теоретическая основа иррационалистических, феноменологических, экзистенциалистских трактовок человека, личности и человеческого сознания.

В целом если объективный идеализм строит свою абстракцию сознания, сублимируя, гипостазируя его универсальность, логичность, связь с логикой мира (или даже отождествляя сознание с ней), то субъективный идеализм абсолютизирует в сознании его внутрисубъектность, зависимость от субъекта, человеческую, личностную уникальность, эмоциональность и иррациональность.

В отличие от того и иного идеализма традиционный, додиалектический материализм (Дидро, Фейербах и другие) считает сознание отражением природы. Это тоже некая духовная субстанция, но вторичная, образующаяся в человеке в результате работы отражающего – чувственного и логического аппарата. Не существует никакого абсолютного сознания, равно как и не связанного с внешним миром бессубъектного, чисто субъективного (врождённого, априорного порожденного воображением субъекта) сознания. Сознание – это, прежде всего, знание субъекта об объекте. Это зеркало, отражающее мир. Оно не выдумывает ничего своего, оно отражает лишь то, что в мире есть. Сознание, в силу своей зеркальности, пассивно, созерцательно. Оно может стать основой приспособления к миру, но не средством его преобразования. Такой материализм пассивен, созерцателен; активность, субъектность, творчество, сама жизнь выводятся за пределы сознания сознательного человека. Сознание здесь «не имеет своей истории», подлинная креативность приписывается лишь мёртвой природе, а живой человек здесь скорее мёртв, чем жив.

Перечисленные точки зрения страдают некоторыми общими недостатками. Прежде всего, они пользуются одной и той же логикой – однозначной, формальной, аристотелевской. Каждая из них обнаруживает в сознании одно какое-нибудь реальное свойство и абсолютизирует его, заявляет о его единственности и главенстве во всём его функционировании. Каждая из этих точек зрения внутри себя права, но, не замечая многообразия свойств предмета (сознания), не допускает существования отрицающих её других его сторон. Такое взаимно критическое сосуществование трактовок не может быть вечным, оно, как это бывает в природе, напоминает соотношение симбиоза: каждая из них не только отрицает, но и нуждается в другой, они, по сути, порождают друг друга.

ЗДЕСЬ – ДОБАВИТЬ, ПРОДОЛЖИТЬ МЫСЛЬ.

Второй недостаток этих точек зрения – их абстрактность отсутствие внимания к каким-либо системам, порождающим сознание. Оно оказывается по сути ничем не обусловленным извне. В объективном идеализме оно субстанция мира, само его исходное бытие, и в человеке оно лишь присутствует своими проникновениями в него. В субъективном идеализме оно просто индивидная духовная самость, индивидуальная духовная субстанция. В материализме – тоже неведомо как возникающая отражённая духовность. О человеческой личности, даже просто индивиде, который бы имел какие-то специфические качества для того, чтобы обладать сознанием, ни в одной из этих точек зрения речь ещё не заходит, определяя сознание, они обходятся без этого.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ НЕЯСНЫЙ АБЗАЦ

Третий недостаток данных трактовок сознания – субстанциализм в понимании последнего. Европейская мысль утратила достижение античности - функциональную трактовку сознания Аристотелем, который писал ещё 2.5 тысячи лет назад: «Если бы глаз был отдельным живым существом, то его душой было бы зрение» (см. Аристотель Метафизика.412б-20/сочинение в 4 тт. т.1, м.1976,с.395). То есть душа, по Аристотелю – это совокупность нематериальных форм предметов, или форма форм, и одновременно – форма тела, как его способность выполнять ту или иную функцию: «Зрение и есть сущность глаза как его форма; с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени...»

ДЛЯ ЛЕКЦИИ ЭТО СЛИШКОМ КРУТО

ТО ЖЕ И СЛЕД. АБЗ.

Субстанциальное понимание сознания не способно объяснить сущность идеального: ведь оно субстанциализируется, отрывается от природных предметов и от человека. Тем самым оно теряет свою идеальность, идеальное не может быть субстанцией: идеальное - это всего лишь отношение субстанций. То, что было понятно Аристотелю, перестали понимать даже Гегель и Шопенгауэр и тем более позитивисты и экзистенциалисты 20 века.

Преодолением указанных (и многих других) недостатков традиционного философского понимания сознания является его диалектико-материалистическая трактовка. Диалектический материализм, прежде всего, синтезирует достоинства прежних определений сознания и на этой основе строит внутренние противоречивое, основанное на диалектической логике его определение.

Сознание – система противоречий, соединение противоположных признаков и характеристик. Сознание и объективно, внешне, независимо в своей логике и в своем содержании от субъекта, и в то же время вырабатывается только им, свободно им модифицируется, творится, воображается. Сознание - отражение того, что есть в природе, оно вторично, пассивно по отношению к ней, и одновременно оно – воображение несуществующего и на этой основе – условие активной деятельности человека по реализации воображённого, деятельность по преобразованию, перетворению природы. Сознание и независимо от субъекта (представляет собой лишь знания субъекта об объекте), и зависимо от него, поскольку эти знания выходят за пределы сущего, предвидят пути его преобразования человеком. Сознание - нечто большее, чем знание: «моё отношение к моей среде, есть моё сознание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3, с.20). Сознание вырабатывается индивидом не для созерцания действительности, а для её переделки, оно есть субъективная заинтересованность в этой переделке.

Эмоциональная, ценностная, опирающаяся на волю мотивация неотъемлемо присутствует в сознательном поведении человека. Практический пафос диалектико-материалистической философии вводит субъективный, мотивационно-личностный, экзистециальный момент в понимание сознания и требует его учёта в самом его определении.

Наконец, сознание, принадлежащее индивиду, не является его монопольной продукцией; минимальным «мыслящим телом», минимальной материальной системой, в которой возникает идеальная, человеческая мысль (соединённая с эмоционально-волевыми процессами), является не человеческий индивид, а коллектив, общество: «родовое бытие утверждает себя в родовом сознании и, в своей всеобщности, существует для себя как мыслящее существо» (там же, т.42, с. 119). Вне общества, вне «родового бытия», только лишь в своём индивидуальном бытии человек не вырабатывает сознание: оно не нужно ему как индивидно живущему существу, оно нужно ему лишь как существу «коллективному, всеобщему». Сознание – слишком большая роскошь для обслуживания лишь индивидно-биологических функций, для этого достаточно животных рефлексов, «ручного мышления» обезьян.

Исходя из сказанного, предварительное, абстрактное определение сознания может быть следующим. Сознание – это отражение мира человеком с целью создания идеальных образов не существующих в мире предметов, образов, способных стать внутренней программой (идеальной формой) деятельности человека по преобразованию мира в интересах общества.