Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Религиозные войны 1561-63 г.г..doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
222.21 Кб
Скачать

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Исторический факультет

Первая религиозная война во Франции

(по документам по истории гражданских войн во Франции 1561-1563)

Доклад студентки группы 2061

Чистовой А. Р.

Руководитель семинара

д.и.н. Кириллова Е. Н.

Москва, 2012 г.

Содержание:

1) Введение……………………………………………………………….……..3

2) Очерк историографии…………………………………………………..……8

3) Очерк источников………………………………………………….………..15

4) Глава 1……………………………………………………………….……….19

5) Глава 2…………………………………………………………….………….27

6) Заключение……………………………………………………….….……….41

7) Список источников и историографии……………………………….……...43

Введение:

В истории Западной Европы XV - середина XVI века - время образования национальных государственных церквей. Закономерность этого процесса была связана с развитием национальных государств и формированием абсолютизма. Значительную роль в ускорении оформления государственной церкви в ряде европейских стран (Англии, Дании, Швеции и Швейцарии) сыграла Реформация. Используя реформационные идеи, центральная власть в этих государствах порвала с Римом и взяла на себя миссию главы национальной церкви протестантской ориентации. Более сложным, затяжным и до конца не завершенным было становление государственной церкви там, где монархи сохраняли связь с церковной метрополией - римским престолом, и церковь оставалась в лоне католицизма. Французская монархия относилась к числу таких государств.

Реформация во Франции была последним актом европейской конфессиональной революции XVI века. Ее знаменем стал Кальвинизм - самое радикальное направление в протестантизме.

К моменту выступления Лютера, положившего начало европейской реформации и образованию национальных церквей протестантской ориентации, во Франции церковь уже имела национальный статус. После Лютера и Цвингли выступление Кальвина нанесло сокрушительный удар по ортодоксально-католической системе мировоззрения, способствуя окончательному разрыву с конфессиональной традицией. Однако в отличие от ряда европейских государств, где протестантизм стал основой образования национальных государственных церквей, французская протестантская церковь была обречена на неофициальное положение. Именно в этом заключалась трагедия протестантизма во Франции, реформации не нашла покровителя в лице монарха. Более того, ситуацию усугубляли вышеупомянутые франко-римские отношения.

Учение Кальвина стало распространяться во Франции с 40-х годов XVI века. Свидетельство тому - есть появление реформаторских церквей сначала в 1544 году в Эльзасе, далее в Турне (1546 год). В 1557 году протестантская церковь образовывается и в Париже. Однако реформационное движение развивалось в условиях преследования всякого инакомыслия. В первую половину правления короля Франциска I не было издано ни одного указа против еретиков. Первый указ против ереси был постановлением Луизы Савойской в то время, когда король был захвачен в плен. Однако после возвращения короля из плена, c 30-х годов антиеретическое движение было поддержено и короной (не без влияния иезуитского ордена)1: конфессиональная политика веротерпимости уступила место ригоризму.

В конце марта 1547 года на престол взошел Генрих II, при котором чрезвычайно возвысилась фамилия Гизов. Француа Гиз в 1557 году был назначен королем наместником королевства, получив почти во всем объеме королевскую власть. А также коннетабль Монморанси, отдаленный от двора при Франциске I, стал практически всемогущим при дворе. Карл Маркс в хронологических выписках, описывающих этот период подчеркивает, что с восшествия на престол Генриха II Монморанси, Гизы и Екатерина Медичи были единодушны в одном: "избиении протестантов и в особенности ограблении их", что служило средством к "обогащению толпы придворных и любимцев".

В 1547 году по указу Генриха II одна из палат Парижского парламента была преобразована в палату по делам ереси, так называемую "огненную палату", которая работала с полной нагрузкой, а 1559 года такие палаты были учреждены при всей французских парламентах по приказу Франциска II.

Гонения на еретиков ускорили формирование протестантской церкви. В том же 1559 году в Париже собрался синод реформаторских церквей, на котором был принят символ веры, разработанный представителями трех реформаторских церквей Теодором де Безом от Женевской церкви, Гаспаром Колиньи от французской и Жанной д'Альбре от церкви Наваррского королевства. Принятый символ веры получил название "Ларошельская исповедь", по которому признавалось равенство всех реформаторских церквей и пасторов, на синоды возлагались полномочия по обеспечению связей между церквами, утверждалось каноническое право протестантской церкви Франции2.

Низведенные до положения диссидентов французские протестанты, все чаще вовлекались в политическую борьбу. Более того, протестантское знамя использовалось антиабсолютизким движением, вылившимся во второй половине XVI века в гражданские (религиозные) войны. С оформлением протестантской церкви появляется наименование "гугеноты" для обозначения представителей реформированной церкви, которое вытеснило ранее употреблявшиеся название "еретики". Современники связывали происхождение термина "гугеноты" с местом первых сборов бунтовщиков: по преданию они якобы собирались в городе Туре у городских ворот, носивших имя Гугона.

Новая церковь, обосновавшаяся рядом с галликанской, по мнению многих ученых, носившей аристократический облик, была более открытой для бюргерства и имела другое отношение к церковной десятине. Новая реформированная церковь зависела от Женевы, откуда в основном шло пополнение кадров в консистории, более того она испытывала большой финансовый и кадровый дифицит. Также церковь не имела законного государственного статуса, однако привлекала к себе представителей различных социальных слоев рационализмом вероучения, новыми принципами организации.

Современники не отождествляли гугенотов религиозных адептов новой веры с гугенотами политическими - с антиасболютисткой политической партией; такие "политические гугеноты" появились после окончания итальянских войн. При Франциске II протестантизм становится знаменем борьбы за политические права, когда при дворе началась борьба между двумя аристократическими группировками. Свои силы объединили лидеры дворянской оппозиции: Антуан Бурбон, король Наваррский, и его жена Жанна д'Альбре (ревностная протестантка), Людовик Бурбон (принц Конде) и адмирал Франции Гаспар Кольни. Первый принц крови Антуан Бурбон после Като-Камбрезийского мира 1559, на который он возлагал большие надежды, и который не оправдал всех его ожиданий, стал склоняться в кальвинизму, открывая доступ в свое королевство для женевских проповедников, и давая убежище французским протестантам. Он даже вступил в сношения с немецкими реформаторами, и его положение старшего из всех принцев крови сделало его натуральным вождем оппозиции Гизам, более того ему предлагала помощь королева Англии, и от многих он получал советы по поводу возможности предъявить свои законные права на престол, взять в свои руки управление королевством и прекратить преследования гугенотов.

Брат Анутана Наваррского, принц Людовик I Конде, после своей женитьбы на Элеоноре де Руа, родственнице Монморанси, имел честь сблизился с коннетаблем и Колиньи. Не смотря на его заслуги перед государством, Генрих II не подпускал его ни под каким предлогом к делам управления. Однако при Франциске II он становится членом королевского совета и начинает протестовать против самовластия Гизов, которые при первой же возможности удаляют его от двора, возложив на него дипломатическую миссию в Нидерланды. Такое вольное поведение дома Гизов еще больше раззадорило принца Конде, и по возвращении из дипломатической миссии Людовик Бурбон отправился на совещание в Вандом, где король Наваррский, адмирал Колиньи, кардинал Шатильон и принц Конде признали необходимым освободить короля от подвластности Гизам, а также обеспечить веротерпимость реформаторов. Однако внезапно король Наваррский отказывается от поддержки своих единомышленников и заявил о своей привязанности к католизицизму, показав свою невозможность быть вождем оппозиции, однако его сторонники не пали духом.

Уже в сентябре 1560 года активно обсуждался заговор против Гизов. На тот момент гугеноты, еще не решавшиеся на нелегальные действия, обратились французским и немецким богословам и юристам и получили от них разрешение взяться на оружие с тем условием, что это будет сделано для оказания услуг королю, и чтобы во главе предприятия стал принц крови. Принц Конде выразил свою готовность, однако адмирал Колиньи все еше на настаивал на мирном урегулировании. Однако Конде уже желал войны, свергнуть Гизов и обеспечить интересы Бурбонской династии и протестантов. Было решено изложить королю причины своего неудовольствия, в худшем случае низложить короля и арестовать Гизов. Но заговору было не суждено завершиться удачно и добиться поставленных целей, поскольку Гизам стало известно о заговоре через их секретаря. Амбуазский заговор был раскрыт, мятеж был подавлен с большой жестокостью: пленники были повешены без суда, при недостатке виселиц мятежников вешали на зубцах Амбуазского замка, а спасающихся бегством скидывали в Луару, убивали или привязывали к хвостам лошадей. Такие же казни совершались в Блуа, в Туре, в Орлеане и во многих других городах.

Далее последовало издание королевского эдикта от 8 марта, по которому было приказано прекратить религиозные гонения и была обещана амнистия, из которой были исключены протестантские проповедники и заговорщики. Принц Конде был осужден и приговорен к смертной казни 10 декабря 1560 года, но своевременная для принца смерть больного короля Франциска II дала Людовику Буброну вторую жизнь.

7 января 1561 года Екатерина Медичи предписала всем парламентам и судам освободить всех арестованных протестантов и следовать Роморантенскому эдикту, по которому все процессы против еретиков подлежали юрисдикции епископов, предписывала, что запрещалось оскорблять кого-либо за его религиозные убеждения и обещала освободить всех арестованных по религиозным делам. Новое царствование началось реакцией против исключительного господства Гизов. Антона Бурбон получил титул генерального наместника королевства, в обмен на предоставление Екатерине права быть регентшей при малолетнем сыне Карле, принц Конде был выпущен на свободу, более того протестантская партия была допущена к участию в государственном управлении.