Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эхо трагического дня.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
1.9 Mб
Скачать

Условия дуэли

1Противники становятся на расстоянии двадцати ша­гов друг от друга, за пять ша­гов назад от двух барьеров, расстояние между которыми равняется десяти шагам.

2Противники, вооруженные пистолетами, по данному сигналу идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут пустить в дело свое оружие.

3Сверх того принимается, что после первого выстрела противникам не дозволяется менять место для того, чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же расстоянии.

4Когда обе стороны сделают по выстрелу, то, если не будет результата, поединок возобновляется на прежних условиях: противники ставятся на то же расстояние в двадцать шагов; сохраняются те же барьеры и те же правила.

5Нижеподписавшиеся секунданты этого поединка, облеченные всеми полномочия­ми, обеспечивают - каждый за свою сторону - своею честью строгое соблюдение изложен­ных здесь условий.

Константин Данзас, инженер-подполковник. Виконт д,Аршиак, атташе французского посольства.

Цирульников А. Наследие Пушкина (10 февраля – 175 лет со дня смерти поэта) // Нижегородский рабочий. - 2012. –

12 Февр. (№ 18) - с. 6

Человек, хоть однажды в жизни побывавший в Большом Болдине, со­всем иначе воспринимает все, что написано там Александром Сергеевичем Пушкиным, чем тот читатель, который ни разу не наведывался в • «здешнюю деревню». И это объяснимо, ведь родовое поместье стало для автора не просто местом жительства осенью 1830, 1833 и 1834 годов, а местом действия его стихов и прозы.

КАК БЛИЗКИЙ РОДСТВЕННИК

Приезжая сейчас в Болдино, мы ощущаем себя людьми из того же «роя гостей» Александра Сергеевича, и чувство короткого соседства с ним остается в нас навсегда. В одном из писем, отправленных сразу же по приезде сюда, он коротко выдохнул: «Я рад, что добрался до Болдина...» И это почти что телеграфное — неведомое для того времени — признание вместило в себя столько чувств, мыслей, надежд и выводов, что может служить эпиграфом для всего, что прожито, пережито и создано Александром Сергеевичем в этой российской глубинке.

В первый раз в Большое Болдино я приехал в начале июня 1967 года. И был просто потрясен и очарован всем пушкинским в природе и в людях, со­хранившим здесь XIX век. Возникло какое-то необъяснимое притяжение: меня стало тянуть в Болдино и к болдинцам.

Я уже давно понял, что главная достопримечательность в Болдине — это его жители. Пушкин для них вроде близкого родственника. Он им дорог не только и не столько как поэт, а как свой, родной человек, односельчанин, который вышел в люди, прославился на весь мир и прославил свое село.

Пушкин для болдинцев и историческая личность, и живой человек, с которым в селе многое связано и незримое присутствие которого здесь невольно ощущаешь.

Актер нижегородского ТЮЗа - народный артист России Александр Палеес, не раз игравший Пушкина в кинофильмах и театре, рассказывал мне, как однажды во время съемок телефильма «И снова осень...» по сценарию Аркадия Хазанова в сентябрьский день с накрапывающим дождиком скакал, отработав свой эпизод, верхом на коне из Лучинника в Болдино в пушкинском гриме и одеянии: предстояла съемка в парке. И на околице села какая-то старушка, только что вышедшая из дома по какому-то делу, глянула на него, обомлела и с криком «Барин воскрес!» бросилась назад к дверям.

Болдинцы до сих пор называют его «барином», так повелось много лет. Есть же в селе директор совхоза, глава местной власти, заведующий клубом, а Пушкин — барин, работа, должность такая...

ДОМОРОЩЕННЫЙ СТИХОТВОРЕЦ

Первый раз в Болдине Пушкин побывал тридцати одного года от роду. Но о селе он знал и слышал, скорее всего, с самого раннего детства, когда «дядькой» его стал уроженец Большого Болдина крепостной крестьянин Никита Козлов. Ему было уже больше двадцати лет, когда Пушкин родился. Козлов жил в семье Пушкиных в Москве с младенчества поэта до лицейских лет. Потом состоял при «молодом барине» после того, как тот окончил Цар­скосельский лицей и жил в Санкт-Петербурге. Это в 1817—-1820 годах. Козлова называли «доморощенным стихотворцем», потому что он перекладывал на стихи сюжеты народных сказок и потчевал ими малолетнего барина.

Для Пушкина Никита Козлов с детства был в числе самых близких и дорогих ему людей и поэтому, когда сосед Пушкина по дому Корф однажды ударил Никиту палкой, Александр Сергеевич тут же вызвал барона на дуэль, несмотря на то что они были лицейскими товарищами. Поединок этот, правда, не состоялся, все закончилось миром. Известен случай, когда в апре­ле 1820 года политический сыщик Фогель решил подкупить слугу Пушкина и попросил дать почитать стихи его барина, на что Никита ответил отказом. 6 мая 1820 года вместе с Пушкиным Козлов уехал в Малороссию, куда был сослан его хозяин.

Когда в апреле 1836 года у Александра Сергеевича умерла мать Надеж­да Осиповна, то вместе с Пушкиным ее тело в Святогорский монастырь в се­мейную усыпальницу провожал и Никита Козлов.

Это к нему были обращены и горькие слова Александра Сергеевича после дуэли с Дантесом, когда старый слуга поднял его, раненого, из кареты и, как когда-то ребенка, прижал к себе: «Грустно тебе нести меня?» Никита внес Пушкина в квартиру на Мойке. А потом сопровождал гроб поэта в Святогорье, к последнему приюту.

Еще во время погребения матери Александр Сергеевич заплатил в кассу Святогорского монастыря за место для своей могилы, «сухой, песчаной, чтобы... было не сыро лежать».

ТЕЛЕГА СМЕРТИ

Сопровождать мертвого Пушкина в Святые горы царь поручил Александру Ивановичу Тургеневу. До отъезда из Петербурга гроб с телом поэта двое суток простоял в Подвале Конюшенной церкви, где перед этим произошло отпевание усопшего. В дорогу отправились ночью в со­провождении жандармов.

9 февраля (по старому стилю) 1837 года Тургенев писал А. И. Нефедьевой:

«3 февраля в полночь мы отправились из Конюшенной церкви с телом Пушкина в путь; я с почтальоном в кибитке позади тела; жандармский капитан впереди оного. Дядька покойного желал также проводить останки своего доброго барина к последнему его жилищу... Он стал на дрогах, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы».

Цензор А. В. Никитенко в своем «Дневнике», в частности, приводит такой факт: «Дня через три после отпевания Пушкина увезли тайком в его деревню. Жена моя возвращалась из Могилева и на одной станции неподалеку от Петербурга увидела простую телегу, на телеге солома, перед соломой гроб, обернутый рогожею. Три жандарма суетились на почтовом дворе, хлопотали о том, чтобы скорее перепрячь курьерских лошадей и скакать дальше с гробом.

  • Что это такое? — спросила моя жена у одного из находившегося здесь крестьян.

  • А бог его знает что! Видишь, какой-то Пушкин убит и его мчат на почтовых в рогоже и соломе, прости господи, как собаку...»

Поистине «телега жизни» Пушкина проехала всю Россию по почтовым трактам, и «телега смерти» продолжила этот путь.

Горько сознавать, какие мытарства испытал мертвый Пушкин, пока его привезли к месту погребения. Но и там они не закончились. Екатерина Ивановна Фок, младшая дочь П. А. Осиповой, так описывала то, что происходило в мо­настыре: «Земля вся промерзла, ломом пробивали лед, чтобы дать место ящику с гробом, который потом и закидали снегом...» Это было вечером по прибытии гроба, утром же его выкопали, «...внесли ящик в церковь, и после заупокойной обедни всем монастырским клиром, с настоятелем, архимандритом столетним стариком Геннадием во главе похо­ронили Александра Сергеевича... Уже весной, когда стало таять, распорядился Геннадий вынуть ящик и закопать его в землю уже окончательно. Склеп и все прочее устраивала сама мать моя, так любившая Пушкина, Прасковья Александровна. Никто из родных так на могиле и не был. Жена приехала только через два года, в 1839 году».

Можно предполагать, что Никита Козлов присутствовал и при «окончательном» погребении Пушкина. И после смерти Александра Сергеевича он продолжал нести службу в доме поэта. Опека над детьми и имуществом Пушкина поручила Никите Козлову «надзор за движимым имуществом» и выполнение обязанностей рассыльного при издании собрания сочинений Пушкина. При этом Козлову и его второй жене Авдотье было назначено жалованье в 30 рублей. На Авдотье Никита женился после смерти Нади. Когда погиб Александр Сергеевич, Никите было 59 лет, Авдотья была младше его на 10 лет. Точная дата смерти Никиты Тимофеевича неизвестна. По имеющимся сведениям, он на 14 лет пережил своего господина и умер в 1851 году в 73 года. Судя по всему, в родное Болдино он так и не вернулся...

осколок СВЕТЛОЙ ПЕСНИ

Наверное, нет поэта, у которого не было бы строк о Пушкине, даже, может быть, очень давно написанных и привезенных с собой в Болдино. При чтении здесь они невольно обретали обновленное звучание, словно становились частью этой природы и жизни.

Болдино все-таки одаривает гостей «осколком светлой песни». Может быть, она родится не сразу и не здесь, а через годы, но само свидание с этим местом, каким бы мимолетным оно ни было, не может не оставить следа в душе у каждого, кто навестил его. Больше того, я бы даже сказал, что есть некое вполне реальное Болдино, живущее в поэтическом сознании литераторов, которые здесь никогда не бывали. И они мысленно поселяют себя сюда и видят здешнюю жизнь глазами Пушкина, нечаянно находясь, говоря театральным языком, в роли Пушкина.

— Вы знаете, — говорил мне в Болдине поэт Лев Иванович Ошанин, — Александр Сергеевич был необычайно подвержен чувству красоты и чувству движения. Хотя он с берегов Невы, но, конечно, не мог остаться равнодушным к Волге, к Нижнему Новгороду, где, помните, «пред ним Макарьев суетно хлопочет». Насколько я знаю, он был в Нижнем Новгороде только два дня, но этого ему было достаточно, чтобы запечатлеть и этот город, и ярмарку в «Путешествиях Онегина». Болдино, где он провел три осени, стало частью его мироощущения. Не было бы на его жизненном пути Болдина — был бы другой Пушкин! Конечно же, талантливый, конечно же, гениальный по природе своей, но, может быть, у него не хватило бы времени, чтобы написать сразу столько и такого! Может быть, потому что в Болдине он не только «впитывал» в себя энергию этой природы, но и щедро отдавал свою.

Черных Е. Дантес вышел на дуэль с Пушкиным в «бронежилете» ? // Комсомольская правда. - 2012. – 10 февр. (№ 19). – С. 6

Ровно 175 лет назад закатилось «солнце русской поэзии»:от раны скончался автор «Евгения Онегина».Но до сих пор в той трагедии очень много загадок.