Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Раскин.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
166.4 Кб
Скачать
  1. Собственно окончание военных действий.

Способы, согласно которым стороны могут выйти из конфликта:

- перемирие (временное или полное)

- капитуляция (почетная, обычная /простая/ или окончательная /безоговорочная/)

2. Общее состояние войны.

Наступление периода мирного времени

1953 – вступление в силу в Европе конвенции о правах человека.

1970, 94, 98 – пересматривалась конвенция о правах человека.

Понятие военных преступлений.

Согласно Уставу Международного военного трибунала, виды международных преступлений:

  1. Против мира (планирование, подготовка и развязывание агрессивной войны)

  2. Военные преступления (нарушение законов и обычаев войны, т.е. правила, которые вытекают из природы человеческого общежития)

  3. Преступления против человечности (убийство, истребление, порабощение, ссылки или другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны или преследование по расовым, религиозным, политическим мотивам)

Конвенция от 11.11.1968: преступления против человечности не имеют срока давности.

Военные преступления – любые нарушения правил ведения военных действий.

Наиболее тяжкие:

  • Умышленные убийства (раненых, больных, военнопленных и гражданского населения)

  • Пытки (1985 – Конвенция против пыток и других жестокостей)

  • Сознательное причинение ущерба здоровью

  • Нападение на гражданское население

  • Неизбирательное ведение военных действий

  • Вооруженные нападения на ядерные объекты

  • Нападение на не обороняемые местности

  • Нападение на раненых

  • Использование медицинской эмблемы в военных целях (например, перевозка оружия в транспорте с медицинской эмблемой)

Ответственность за военные преступления может распространяться на:

  • Государства и их лидеров

  • Физические лица

Другие преступления:

  • Предательские убийства (из-за спины ит.д.)

  • Объявление, что никому пощады не будет

  • Убийство парламентера или лица, его сопровождающего

  • Принуждение граждан противоположной стороны принимать участие в военных действиях против их же стороны

  • Отдавать приказы с разрешением ограбления городов и местностей

  • Осуществление геноцида4

  • Взятие заложников

  • Осуществление террора в отношении мирового населения

Кто может рассматривать факты совершения военного преступления:

  • Национальные судебные и следственные органы (военная прокуратура, военные суды)

Международные трибуналы используются, когда государства разрушены в ходе военных действий и нет возможности использовать национальные судебные и следственные органы и масштабы содеянного выходят за рамки сторон военного конфликта.

Устав ООН (сентябрь 1945): Объединенные нации могут учреждать международные трибуналы по военным преступлениям для конкретных случаев (лат. – ad hoc5).

1 прецедент.

Ноябрь 1945 – на территории поделенной Германии, в Нюрнберге:

Международный трибунал по военным преступлениям нацистской армии

(гос. обвинители от Великобритании, Франции, США, СССР)

Итоги: несколько высших немецких военных приговорены к смертной казни, длительным срокам тюремного заключения, в отношении некоторых обвинение вынесено заочно.

2 прецедент.

1946 – Трибунал в Токио (трибунал по военным преступлениям, совершенным японской военщиной в годы Второй мировой войны, в т.ч. преступления, связанные с геноцидом)

3 прецедент.

1994, Руанда (Центральная Африка) – "ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ" НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ

В январе 1847 года вышла реакционная книга Н. Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями", в которой он отказывался от "Ревизора" и "Мертвых душ" и выступал проповедником обскурантизма и крепостничества. Об опасности духовного падения Гоголя Белинский предупреждал еще в 1842 году. Об этом же критик писал и в рецензии на второе издание "Мертвых душ", в предисловии к которому Гоголь занял позу кающегося в своих "грехах" христианина. В книге "Выбранные места" Гоголь позволил себе резкие выпады против своих "почитателей" и "хвалителей", среди которых, разумеется, на первом месте был Белинский.

Тем самым Гоголь санкционировал новый поход реакционной журналистики против Белинского и его "партии". В "Северной пчеле", 1847 Булгарин писал: "Мы всегда говорили, что г. Гоголь, как умный человек, не мог никогда одобрить того, что провозглашала о нем партия, и он подтвердил это собственным сознанием. Честно и благородно!"

В таком же духе писал и Л. Брант в "Северной пчеле", 1847, Сенковскнй в "Библиотеке для чтения", 1847, Вяземский в "Санкт-петербургских ведомостях", 1847, Шевырев в "Москвитянине", 1848.

Передовой общественностью книга Гоголя была встречена с резким осуждением. Осуждали ее даже ближайшие друзья Гоголя из славянофильского лагеря (С. Т. и К. С. Аксаковы). С резкой статьей выступил Э. Губер в "Санкт-петербургских ведомостях", 1847. Белинский в одном из писем одобрительно отзывался об этой статье.

Однако в этих осуждениях Гоголя много было морализирования, попыток понять "изнутри" и, может быть, усовестить писателя, отдавшегося всецело во власть гордыни. Такова статья В. Майкова в "Отечественных записках", 1847, письма Н. Ф. Павлова к Гоголю, напечатанные сначала в "Московских ведомостях", 1847, а затем в "Современнике", 1847.

При всей умеренности критики Павлова, Белинский, однако, отнесся к ней сочувственно: "Особенно понравилась мне в статье одна мысль, - умная до невозможности: это ловкий намек на то, что перенесенная в сферу искусства, книга Гоголя была бы превосходна, ибо ее чувства и понятия принадлежат законно Хлестаковым, Коробочкам, Маниловым и т. п. Это так умно, что мочи нет!".

Белинский сразу занял непримиримую позицию по отношению к Гоголю, автору "Переписки". Но Белинский, разумеется, не мог высказать всего, что он думал об этой книге. Этому препятствовала цензура. Полным голосом Белинский высказался позднее в своем знаменитом письме к Гоголю из Зальцбрунна 15 июля 1847 года.

В письме В. П. Боткину 28 февраля 1847 года критик писал: "Природа осудила меня лаять собакою и выть шакалом, а обстоятельства велят мне мурлыкать кошкою, вертеть хвостом по-лисьи..."; "Статья о гнусной книге Гоголя могла бы выйти хорошею, если бы я в ней мог, зажмурив глаза, отдаться моему негодованию и бешенству... Эффект этой книги был таков, что Никитенко, ее пропустивший, вычеркнул у меня часть выписок из книги, да еще дрожал и за то, что оставил в моей статье. Моего он и цензора вычеркнули целую треть, а в статье обдуманной помарка слова - важное дело".

Восстановить выпущенное цензурой нет возможности, так как рукопись статьи затеряна. Исправление, вписанное Никитенко, о котором пишет Белинский к Боткину 6 февраля 1847 года:

В русской литературе трудно найти другое произведение, которое вызвало бы столь значительный общественный резонанс, как книга Н.В.Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847). Подтверждением тому может служить почти полутора вековая дискуссия, начатая современниками, подхваченная последующими поколениями читателей и продолжающаяся по сей день. Многочисленные отклики современников, в свою очередь, послужили для писателя поводом к созданию "Авторской исповеди", в значительной степени посвященной ответам критикам и читателям "Выбранных мест...". Необходимость изучения гоголевской книги с учетом последовавших на нее отзывов была осознана уже первым поколением читателей - об этом свидетельствуют критические статьи князя П.А.Вяземского "Языков - Гоголь" (1847) и С. П. Шевырева "Выбранные места из переписки с друзьями Н.Гоголя" (1848). Впоследствии, обращаясь к "Переписке", биографы писателя и авторы историко-литературных исследований (с середины XIX века до настоящего времени) неизменно учитывали и хронологически ближайший контекст бытования книга - полемику конца 1840-х годов.

История изучения "Переписки с друзьями" в оценке современников открывается трудами биографов Гоголя и первых исследователей его творчества. Эти работы носили обзорный (и нередко фрагментарный) характер, однако в них нельзя не заметить стремления авторов дать как можно более полную и разнообразную картину мнений читателей-современников Гоголя: в названных исследованиях рассматривались не только журнальные публикации, но и отзывы частного характера, а также отзывы духовных лиц. Наряду с основной задачей, состоявшей в поиске и отборе документального материала, предпринимались попытки осмысления причин массового неприятия "Выбранных мест..." читающей публикой. В частности, П.А.Матвеев писал: "Русское общество сороковых годов жаждало всякого прогресса, кроме того, который был указан в книге. Оно пришло в смущение и раздражение, когда любимый и авторитетный писатель, со всей силой горячего убеждения указал ему, что в основе всякого серьезного общественного воспитания и развития должно лежать стремление к нравственному и духовному совершенствованию природы человека, перед которым все остальное не более как пыль. Такое учение уже не удивляет теперь, но сорок лет тому назад такая мысль была признана вредной ересью со стороны друзей прогресса, прискорбным заблуждением расстроенного ума. Таким образом, книга Гоголя, которую объявили плодом его крайней отсталости, как оказалось, значительно опередила свое время.

Впоследствии вопросы восприятия и бытования "Переписки" в истории русской литературы и общественной мысли разрабатывалась исследователями разных культурных и научных ориентации вплоть до настоящего времени, однако, за редкими исключениями, это были не собственно литературоведческие изыскания. Главным объектом изучения была не поэтическая сторона "Выбранных мест...", а философские, социально-исторические, религиозно-нравственные взгляды Гоголя, составившие идейную основу книги, что было спроецировано и на характер осмысления полемики конца 1840-х годов. Из исследований подобного плана, написанных в дооктябрьский период, можно назвать работы Д.С.Мережковского ("Гоголь. Творчество, жизнь и религия", 1909).

Из литературоведческих исследований русского зарубежья особый: интерес представляет статья Д.И.Чижевского "Неизвестный Гоголь". Автор, назвав Гоголя человеком, духовно принадлежащим к "Александровской эпохе", отличительной чертой всего его творчества считал идеологическую программность и с этими моментами связывал судьбу "Переписки с друзьями". "Гоголь входит, - писал Чижевский, - как эпигон "александровской эпохи" в культурную сферу, в которой зачинаются славянофильство и западничество, "официальная народность" и политический и социальный радикализм <...> Именно поэтому он, с одной стороны, "отстал" от своего времени, с другой - "опередил" его. Гоголь постоянно стремился быть "идеологом", глашатаем каких-либо идей, — и полному пониманию идеологии (или идеологий), выраженной в его произведениях, мешает, а не помогает его литературный талант...". Будучи одним из немногих, указавших на значимость исследования "Выбранных мест...", как прежде всего литературного произведения, Чижевский, однако, ограничился лишь выводом о слабости "публицистического оружия Гоголя" по сравнению с "эстетическим оружием".

Негативистская традиция в отношении "Выбранных мест...", продержавшаяся в отечественном гоголеведении не одно десятилетие, была впервые нарушена лишь в 1979 году И. П. Золотусским в его книге.

Как ни удивительно, но именно неожиданная новизна поэтических форм вызвала недоумение первых читателей "Переписки", что обнаружилось уже в момент подготовки ее к изданию. Очевидно, что главная задача книги, обозначенная в письме Гоголя к Н. М. Языкову от 9/21 апреля 1846 года как "польза, а не доставленье какого-либо наслажденья", не исключала для писателя значимости ее художественного начала. Не случайно еще в том же письме, делясь замыслом будущего сочинения, Гоголь предполагал включить в текст "кое-что вообще о литературе". Не менее важной для автора "Выбранных мест..." была и законченность формы, в частности это выразилось в тщательно продуманной композиции, о чем Гоголь писал графине А. М. Виельгорской 25 января/6 февраля 1847 года: "В этой книге все было мною рассчитано и письма размещены в строгой последовательности, чтобы дать возможность читателю быть постепенно введеным в то, что теперь для него дико и непонятно". Тем более неожиданной была резолюция Петербургского цензурного комитета: исключение пяти глав-писем обосновывалось не столько сомнениями в "благонамеренности" воззрений автора, сколько заведомой "нелитературностью" изъятых частей текста. В частности, об этом свидетельствует выписка из журнала заседания цензурного комитета от 29 октября 1846 года относительно глав XIX - XXI "Нужно любить Россию", "Нужно проездиться по России" и "Что такое губернаторша". "Сочинение его (Гоголя) уже не есть общая картина вещей, дозволенная нравописателю и сатирику, а какое-то почти официальное изображение разных определенных сторон и случаев в нашем гражданском быту и по службе". Отделить же одно от другого, по мнению петербургских цензоров, невозможно "и по самой принятой автором форме писем, в которой он не держится строгого порядка в распределении и переходах своих мыслей". Таким образом, цензурное вмешательство, исказившее гоголевский замысел, свидетельствовало о неприятии в личности автора "Выбранных мест..." не только мыслителя, но и писателя. Это соотношение по степени важности для первого поколения читателей идейного и художественного начал книги, задавшее основной тон полемики, остается комплексно неизученным.

между двумя племенами, убито более 1 млн. племени тутси -> геноцид

4 прецедент.

Конец 1993 – трибунал по Балканам в Гааге

Пару лет назад в ходе конфликта между Израилем и Леваном также была инициатива создать трибунал.

1998 – учрежден Специальный статус (Римский статус) => Международный уголовный суд6, который рассматривает в т.ч. и военные преступления, но не все страны поддерживают его работу (в т.ч. и крупные государства).

Меры материальной ответственности за участие в войнах. 3 типа:

  1. Репарации (возмещение материального ущерба)

  2. Реституция (возврат имущества)

  3. Субституция (один вид имущества заменяют на другой)

Защита определенных категорий граждан во время вооруженных конфликтов.

Защита детей:

Участники вооруженного конфликта не должны «разрушать детство» (должны быть гаранты доступа к образованию, физическому взрослению, нельзя разрушать семьи, превращать детей в солдат; если дети до 15 лет => тяжкое военное преступление)

3 Женевская конвенция (о военнопленных)

15-18 лет – в плену содержаться отдельно, не обязаны участвовать в тяжелых физических работах.

Защита женщин:

1 Женевская конвенция (ст.42)

К женщинам надо относиться со всем соответствующим их полу уважением.

3 Женевская конвенция (ст.44)

С женщинами надо обращаться не хуже, чем с мужчинами.

4 Женевская конвенция (ст.13)

Раненые, больные, инвалиды и беременные должны находиться под особым покровительством.

4 Женевская конвенция (ст.17)

Находящиеся в конфликте стороны должны составить соглашение об эвакуации из зоны осаждения раненых, больных, инвалидов, детей, рожениц и обеспечить допуск религиозного, медицинского и др. персонала.

4 Женевская конвенция (ст.27)

Женщины в любом случае имеют право на уважение их чести, личности, семейных прав, религиозных убеждений, обычаев, всегда гуманное отношение, охраняются от актов насилия, от оскорблений и любопытства толпы.

Дополнительный протокол №1 (от 08.06.1977)

Ст.76 «Меры по защите женщин».

Женщины пользуются особым уважением, им обеспечивается защита при любых обстоятельствах.

Ст.77 «Меры по защите детей».

Дети пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают им защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине.

Вопрос о предоставлении защиты журналистам согласно документам МГП.

МГП рассматривает только вопросы защиты.

Основные положения:

Ст.13 Гаагские положения о законах и обычаях войны

«Обращение с военнопленными» - ст.81, Женевская конвенция от 27.07.1929.

1949 – специальный документ:

Ст.4 п.4 (3 Женевская конвенция)

Лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие при этом в их личный состав, корреспонденты, репортеры газет, маркитанты7 и поставщики, оказавшиеся во власти противника, который считает необходимым их задержание, имеют право на обращение с ними, как с военнопленными, если есть разрешение военных сил, за которыми они следуют.

«Журналист не должен вмешиваться в вооруженный конфликт».

Эта формулировка вызвала обсуждения. Журналистам предполагалось носить повязку с буквой P (черная на фоне золотого круга – «Pressa»).

Ст.10 этого проекта: участники конфликта должны предоставлять журналистам разумную защиту от опасности, создаваемой конфликтом, предостерегать от посещения опасных зон, где проходят военные операции ит.д.

Но проект не был принят.

1977 – в 1 Дополнительном протоколе были адаптированы многие положения этого проекта.

«Меры по защите журналистов» (единственный документ, где четко говорится про журналистов).

Ст.79:

  1. Журналист в опасной командировке, будучи гражданским лицом, пользуется в полном объеме защитой МГП гражданским лицам.

  2. За военными корреспондентами, аккредитованными при вооруженных силах, сохраняется особый статус (ст.4 п.4 – 3 Женевская конвенция)

  3. Удостоверения личности, согласно образцу, являются доказательством того, что этот человек действительно журналист (на 5 мировых языках)

Вопрос о статусе журналиста в зоне вооруженного конфликта.

  1. Категория

  2. Журналисты и гражданские лица (те, кто не носит оружие, военную форму, не имеют знаков отличия, не принимают участие в военных действиях)

  • Прохождение процедуры аккредитации (право на получение определенной информации, возможность посещения специальных мероприятий для журналистов), информационное преимущество, но потеря преимущества с точки зрения безопасности.

  • Возможность сопровождать военные силы (сами участие в военных действиях не принимают участие)

Сложные случаи, связанные с работой журналиста:

От статуса конфликта (международный, региональный, смешанный) зависит предоставление защиты журналисту, а также от того, к какой стороне относится журналист.

Например, в условиях внутреннего конфликта к журналисту могут применяться только меры задержания.

  1. В отношении журналиста, если он из страны, в которой проходит конфликт, действует национальное законодательство

  2. К журналистам из зарубежных стран – меры МГП (как в условиях мирного времени)

Журналист – это особое лицо, занимающееся сбором, обработкой и передачей информации. (международная формулировка)

Журналисты в зоне вооруженного конфликта нанимают вооруженную охрану.

Журналисты способствуют коммерциализации конфликтов.

Основные проблемы, связанные с МГП в начале 21 века.

    1. Появление конфликтов нового типа (во-первых, с точки зрения участия различных сторон в конфликте):

  1. Международные конфликты. Их количество сокращается в последнее время, сейчас больше

  2. Локальных (внутренних) конфликтов. МГП имеет не много наработок, связанных с локальными конфликтами – по сути, только 2 Дополнительный протокол.

  3. Смешанные (Ливия в 2011).

  4. Борьба с международным терроризмом. Много неясностей, т.к. страны проводят антитеррористические операции на территории других государств, границы становятся условными, глобализация ит.д. Террористы не носят оружие открыто, действуют вероломно (не заявляя о намерениях), следовательно, их нельзя считать законными участниками конфликта. Этот тип конфликтов создает новый вызов, возникает потребность создания 3 Дополнительного протокола.