
- •Тема 7. Философское и научное понимание мироустройства
- •2.Бытие природы как объект философского и научного анализа. Современная научная картина мира.
- •3.Движение как атрибут бытия. Пространственно-временная организация бытия.
- •4.Философский анализ развития: основные концепции. Диалектика и синергетика о принципах и законах развития.
- •Тема 8. Проблема сознания в философии
- •Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу. Сущностные черты сознания.
- •Генезис сознания
- •Структура сознания: мышление, эмоции, память, воля. Сознание и бессознательное.
- •Тема 9. Теория познания в системе философского знания
- •Проблема познания в философии. Субъект и объект познания.
- •Структура и динамика познавательного процесса.
- •Проблема истины в философии: основные концепции. Проблема критериев познания.
- •Тема 10. Наука. Специфика научного познания
- •Понятие науки. Развитие науки и типов научной рациональности.
- •Научное познание: специфика, формы, методы. Метатеоретические основания науки.
- •Наука в современном мире, ее этические нормы и ценности.
- •Тема 11. Предмет логики. Понятие
- •Предмет, структура и основные принципы (законы) формальной логики
- •Понятие как логическая форма мышления
- •Операции с понятиями: определение, деление, классификация, ограничение, обобщение
- •Тема 12. Суждение и умозаключение
- •Общая характеристика суждения, его структура и виды. Отношения между простыми атрибутивными суждениями
- •2. Общее понятие об умозаключении. Особенности и виды дедуктивных и индуктивных умозаключений.
- •3.Индуктивные методы установления причинных связей. Умозаключение по аналогии.
- •Тема 13. Аргументация и критика, доказательство и опровержение
- •1. Логические основы аргументационного процесса. Понятия доказательства и опровержения, их логическая структура
- •2. Виды и правила доказательств и опровержений
2. Виды и правила доказательств и опровержений
Доказательства и опровержения делятся на генетические и по существу. В генетических доказательствах заключение об истинности тезиса получается из аргументов, показывающих происхождение тезиса и тот путь, которым тезис до нас дошел. Поэтому аргументы генетического доказательства не касаются существа содержания тезиса, а говорят лишь о том, что источники и передатчики тезиса не вызывают сомнения или, по крайней мере, вызывают доверие. Демонстрация в генетическом доказательстве — это рассуждение о том, что при названных источниках и передатчиках информации, составляющей содержание тезиса, последний нужно признать истинным или достаточно обоснованным. Генетические доказательства используются чаще в тех случаях, когда нет возможности обосновать тезис по существу. Генетическое опровержение — это обоснование суждения, что тезис противоречит информации, полученной из надежного источника и дошедшего до нас надежным путем. В тех же случаях, когда речь идет об использованных в доказательстве источниках или передатчиках, вызывающих сомнения, опровержение не получается. Ненадежное или неудачное генетическое доказательство никогда не может рассматриваться как генетическое опровержение.
Доказательства по существу — это доказательства, где анализу подвергается само содержание тезиса, а не его происхождение. Аргументы в таком доказательстве относятся к содержанию тезиса, а демонстрация показывает, что содержание аргументов заключает в себе содержание тезиса или подтверждает его. Доказательства по существу делятся на прямые и косвенные. Различие между прямым и косвенным доказательством заключается не в различных типах используемых аргументов и не в способе демонстрации, а в направленности аргументации. Если аргументы и демонстрация обращены, непосредственно к тезису, т.е. если демонстрируется связь аргументов прямо с тезисом, то налицо прямое доказательство. Если же, помимо тезиса, в доказательстве имеется еще одно или несколько суждений и процесс демонстрации обращает аргументы к ним, то это доказательство косвенное. Структуру прямого доказательства схематически можно представить так:
Т
a1 а2 а3 … аn
где Т — тезис, а1 ... аn— аргументы, а стрелки от аргументов к тезису – демонстрация.
Структура косвенного доказательства от противного имеет вид:
~
~Т ~А
a1 а2 а3 … аn
где А – суждение, прямо следующее из антитезиса. Ложность А обосновывается какими –либо истинными аргументами (а1 … аn). Тогда по правилу правильного отрицающего модуса условно-категорического силлогизма ложность следствия строго доказывает ложность основания, т.е. получается «неверно, что не -Т». Поскольку антитезис — это суждение, противоречащее тезису, его ложность достоверно свидетельствует об истинности тезиса (двойное отрицание равнозначно истинности). Такое косвенное доказательство называется доказательством от противного. Поэтому смысл доказательства от противного состоит в демонстрации ложности антитезиса.
Другой тип косвенных доказательств – так называемые разделительные доказательства. Демонстрация в них строится по отрицающе-утверждающему модусу разделительно-категорического силлогизма. Разделительное доказательство можно представить такой схемой:
A V B V С V D
~A Λ ~B Λ ~C
D
Суждения А, В, C, D альтернативны, т. е. одно из них обязательно истинно. И оно обнаружится, если все остальные будут опровергнуты. Поэтому в разделительном доказательстве аргументы направлены на опровержение всех альтернатив, кроме одной, и то, что она не опровергнута, рассматривается как доказательство ее истинности.
Опровержение по существу полностью аналогично доказательству. Разновидности опровержения — те же, что и доказательства: прямое и косвенное. Если аргументы направлены непосредственно на обоснование ложности тезиса, то опровержение прямое, а если они обращены на какое-то посредствующее суждение – опровержение косвенное. Но следует заметить, что косвенные опровержения встречаются чрезвычайно редко, так как они существенно сложнее прямых – ведь продемонстрировать истинность всегда труднее, чем показать ложность. Прямое опровержение осуществляется тем же способом, что и доказательство от противного (по правильному modus tollens опровергаются следствия из тезиса оппонента), а косвенное опровержение строится как прямое доказательство (по правильному modus ponens), но только подтверждается аргументами антитезис.
Термин "опровержение" нередко употребляют еще в одном смысле, не имеющем уже ничего общего с рассмотренным. Это опровержение в смысле разрушения доказательства, т.е. демонстрация несостоятельности приведенного кем-нибудь доказательства. При опровержении доказательства, естественно, не нужно искать аргументы против тезиса или обосновывать свой тезис, несовместимый с данным. Для опровержения доказательства достаточно показать, что приведенное доказательство имеет некоторые недостатки, т.е. что в нем нарушено хотя бы одно из правил доказательства. Обнаружив в доказательстве ложный аргумент или аргумент необоснованный, либо ошибку в демонстрации, можно считать, что доказательство опровергнуто. Тезис после такой операции приходится считать необоснованным, его истинностная оценка, как и до всякого доказательства, неопределенна. Но ни в коем случае опровержение доказательства нельзя рассматривать как опровержение тезиса. После опровержения любого доказательства тезис может быть доказан уже без погрешностей, и, таким образом, истинность его будет обоснована.
Логические правила доказательства и опровержения. Для каждого элемента структуры доказательства (тезиса, аргументов и демонстрации) существуют свои правила. По отношению к тезису обычно формулируют два правила: 1) тезис должен быть точно, ясно и одндзначно сформулирован; 2) тезис не должен меняться в ходе доказательства. Нарушение первого требования может привести к так называемой потере тезиса, когда доказывающий забывает его, запутывается, или к ошибке «двусмысленность тезиса», когда он определен неточно. Нарушение второго правила ведет к «подмене тезиса», что считается серьезной ошибкой доказательства. При этом нужно заметить, что логической ошибкой считается лишь негласная, тайная подмена тезиса. А в тех случаях, когда доказывающий видит, что ему не удается доказать или опровергнуть выдвинутый тезис, он вполне может его ослабить или каким-то еще образом изменить, и не обязан просто отказываться от доказывания. Если же доказательство (обоснование) проводится для нового научного знания, то совершенно абсурдно требовать, что если первоначально сформулированная гипотеза не доказывается, то она должна быть полностью отброшена. Видоизменение тезиса в процессе доказательства, когда его не скрывают, часть процесса отыскания и обоснования истины.
По отношению к аргументам выдвигаются также два требования: 1) аргументы должны быть истинными суждениями, не противоречащими друг другу; 2) истинность аргументов должна быть обоснована до и независимо от тезиса; 3) аргументов должно быть достаточно для обоснования тезиса. Нарушение первого требования ведет к ошибке, называемой «ложное основание» – использование ложного аргумента. А нарушение второго – к ошибкам, называемым «предвосхищение основания», когда используется недоказанный аргумент, и «круг в доказательстве», когда при обосновании тезиса используется утверждение, которое само в свою очередь подкрепляется тезисом.
Достаточность аргументов нужно понимать не только в количественном, но и качественном смысле, и следует отличать логическую достаточность от практической. Всегда были люди, для которых доводы разума – пустой звук по сравнению с силой, властью и деньгами. Но логика стоит на страже истины, в ней не считаются корректными следующие аргументы: доводы к авторитету (ссылка на чье-то мнение еще требует доказательства), к личности (вместо анализа тезиса обсуждают личные качества его автора), к публике (апелляция к чувствам и интересам слушающих), доводы к верности, к чувствам оппонента (грубая лесть, игра на жалости, сочувствии), «палочные» аргументы (угроза силой, увольнением, другими последствиями в случае несогласия), «муссирование инициативы» (свист, топот, иронические хлопки и выкрики во время речи оппонента). Неэтичны и некорректны также такие приемы, как отказ от ответа или уход от него. Непогрешимых и всезнающих людей не существует, и нет ничего зазорного в том, чтобы признать правоту (хотя бы частичную) соперника и по взаимной договоренности отложить свой ответ для более фундаментальной подготовки.
Следует оговориться, что требование, чтобы аргументы доказательства были абсолютно истинными (несомненными), обязательно лишь для доказательств в узком (формально-логическом) смысле, для полного обоснования истинности. Однако во многих случаях полезнее достигнуть относительного подтверждения тезиса, обоснования его достаточно вероятными, хотя и не достоверными аргументами, чем совсем отказаться от обоснования.
Наконец, требования к демонстрации. Они во всех случаях сводятся к тому, что способы рассуждения при доказательстве должны быть правильными, т.е. в умозаключениях разных типов не должно быть ошибок, которые мы изучали в соответствующих лекциях. И поскольку способы демонстрации не исчерпываются дедукцией, полной индукцией и строгой аналогией, то все используемые в доказательствах вероятностные рассуждения должны быть максимально обоснованными.