Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Защитник в уголовном процессе.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
189.95 Кб
Скачать

1. Защитник в уголовном процессе: его права и обязанности

1.1. Понятие, цели и роль деятельности защитника в уголовном процессе

В уголовно-процессуальной литературе процессуальное положение защитника как представителя, как правило, определяется через характер его взаимоотношений с обвиняемым.1 Это означает, что защитник участвует в деле в интересах обвиняемого, по его поручению или с его согласия и в любой момент может быть устранен, если обвиняемый откажется от него; но если обвиняемый не отказался от защитника, то ни суд, ни следователь не вправе устранить его из процесса, равно как и сам защитник не может отказаться от защиты.

Однако отношения между защитником и подзащитным существенно отличаются от отношений представителя и представляемого в гражданском праве и процессе. Эти отличия состоят в следующем. Во-первых, в гражданском праве и процессе представитель может заменить представляемого, а в уголовном судопроизводстве защитник не заменяет обвиняемого, а действует вместе с ним. Во-вторых, в гражданском судопроизводстве защитник не является стороной – он лишь представитель стороны и действует не от своего имени, а от имени представляемого. В уголовном же судопроизводстве защитник действует от своего имени. Он не только представитель обвиняемого, но и сторона, реализующая свои права в целях оказания юридической помощи обвиняемому. В-третьих, в гражданском праве представитель в любой момент вправе отказаться от выданной ему доверенности. В уголовном судопроизводстве адвокат не вправе отказаться от принятой на себя обязанности защищать обвиняемого. Поэтому не следует, как считали сторонники взгляда на защитника как на представителя обвиняемого2, отождествлять его с представителем в гражданском праве и процессе.

Кроме того, для определения процессуального положения защитника имеет значение и характер его взаимоотношений с государственными органами и их должностными лицами, ведущими процесс. Это означает, что защитник имеет определенную самостоятельность по отношению к обвиняемому, поскольку представляет его права и законные интересы в процессуальных отношениях с лицом, производящим дознание, следователем, прокурором и судом, используя при этом законные средства и способы защиты.

Итак, можно выделить несколько ключевых моментов, на которых основывается взгляд на защитника как на представителя обвиняемого. Первый: процессуальное положение защитника как представителя определяется через характер его взаимоотношений с обвиняемым и государственными органами и их должностными лицами, ведущими процесс. Второй: несмотря на то, что характер взаимоотношений защитника и обвиняемого позволяет первого характеризовать как представителя, это не является основанием к его отождествлению с представителем в гражданском праве и процессе, поскольку в эти понятия вкладывается различный смысл.

Однако эти ключевые моменты не выдерживают критики. Во-первых, определение процессуального положения защитника как представителя через характер его взаимоотношений с обвиняемым и государственными органами и их должностными лицами, ведущими процесс, не вписывается в определение процессуального положения, поскольку подобные взаимоотношения регулируются нормами профессиональной адвокатской этики, а не уголовно-процессуальным законом, где отражаются лишь права и обязанности защитника.

Во-вторых, определение защитника как представителя отличается от определения представителя в гражданском праве и процессе. И это следует не только из указанных выше различий. Обычно сторонники взгляда на адвоката как на представителя определяют адвоката таким образом, «поскольку он в своем лице выражает и защищает права и законные интересы своего подзащитного».1

Таким образом, взгляд на защитника как на представителя обвиняемого нельзя признать состоятельным по двум причинам: 1) определение процессуального положения защитника как представителя через характер его взаимоотношений с обвиняемым и ведущими процесс государственными органами и должностными лицами не вписывается в определение процессуального положения, поскольку подобные взаимоотношения регулируются нормами адвокатской этики, а не уголовно-процессуальным законом, как требует это определение; 2) термин «представитель» в обыденном понимании нельзя употреблять в отношении защитника ни с точки зрения законодательной техники, ни исходя из толкования этого термина.

В литературе существует мнение о процессуальном положении защитника как самостоятельного участника процесса.2 Такая позиция обоснована следующими аргументами: во-первых, защитник наделен законом внушительным объемом прав, обязанностей, позволяющих эффективно осуществлять защиту; во-вторых, защитник вправе представлять доказательства; в-третьих, защитник обладает полным процессуальным равноправием с другими участниками процесса по представлению доказательств и участию в их исследовании, заявлению ходатайств на судебном следствии; в-четвертых, в выборе тактических процессуальных средств и методов защиты адвокат самостоятелен, независим от воли подзащитного и исходит из конкретных обстоятельств дела и закона.3

Данная позиция вписывается в определение процессуального положения адвоката через его права и обязанности, установленные законом, и потому ее надлежит признать правильной.

Цель участия защитника в производстве по уголовным делам – осуществление защиты, уголовно-процессуального представительства и поддержание частного обвинения по поручению потерпевшего по делам частного обвинения (ч. 1, 2 ст. 20 УПК РФ), а также оказание квалифицированной юридической помощи подзащитному. Для этого защитник обязан использовать весь арсенал предусмотренных законом средств, а также иных не противоречащих праву мер и средств.

Цель деятельности защитника – не допустить незаконных и необоснованных неблагоприятных для обвиняемого процессуальных решений. К незаконным и необоснованным благоприятным для подзащитного решениям, которые могут быть приняты, в том числе, в связи с деятельностью защитника, последний относится индифферентно. Однако на принятие таких решений деятельность адвоката не направлена. Если такого рода решения состоялись (а они объективно могут иметь место), то основная их причина – недостаточно эффективная деятельность стороны обвинения или нарушения, допущенная судом и не позволившая стороне обвинения действовать более успешно.

Итак, защитник – участник уголовного судопроизводства, который стремясь к конкретной цели, обусловленной его задачами, процессуальным статусом, требованиями профессиональной морали объективно способствует достижению назначения уголовного судопроизводства и содействует эффективному доказыванию. Реализуя свои процессуальные полномочия, защитник обеспечивает достижение такого аспекта назначения уголовного судопроизводства как охрана личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.