- •Классификация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете
- •Изменения с 2006 г. "Малоценные" объекты основных средств
- •Варианты учета "недорогих" основных средств
- •Признаем в качестве материально-производственных запасов
- •Контроль за движением "недорогого" имущества
- •Оценка при списании "недорогих" основных средств
- •Налоговый учет
- •Модернизация объектов с нулевой стоимостью
- •Изменения в налоговом учете основных средств с 2008 г.
Модернизация объектов с нулевой стоимостью
Порядок признания расходов на модернизацию объектов с нулевой стоимостью был изложен в Письме Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/3/50.
Для ее определения по "недорогим" объектам основных средств организация должна была сложить сумму уже учтенной в составе материальных расходов первоначальной стоимости основного средства и сумму расходов на произведенные улучшения. Если полученное значение больше 10 000 руб., то имущество признавалось амортизируемым. Соответственно, остаточная стоимость такого объекта будет равна расходам на его модернизацию. Следовательно, сумма расходов на модернизацию (дооборудование, реконструкцию, техническое перевооружение) данного объекта будет списываться в налоговом учете только через механизм начисления амортизации.
Однако Минфин России поменял свою точку зрения. Причем изменение позиции Минфина произошло в пользу налогоплательщиков.
Новая позиция министерства изложена в Письме Минфина России от 07.05.2007 N 03-03-06/1/266. Минфин разрешает расходы на модернизацию основных средств первоначальной стоимостью менее 10 000 руб. учитывать для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Новая позиция Минфина России не имела даты ввода и полностью соответствовала положениям гл. 25 НК РФ. Дело в том, что по имуществу, которое стоит менее 10 000 руб., в налоговом учете первоначальная стоимость не формируется. Расходы на приобретение таких объектов включаются в состав материальных расходов и списываются сразу по мере ввода объекта в эксплуатацию на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Норму п. 2 ст. 257 НК РФ, согласно которой расходы на реконструкцию и модернизацию увеличивают первоначальную стоимость объекта, в данном случае применить нельзя, так как нет первоначальной стоимости.
Изменения в налоговом учете основных средств с 2008 г.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ.
Во-первых, лимит отнесения к амортизируемому имуществу повышен до 20 000 руб. "Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.".
Во-вторых, изменениями, внесенными в п. 1 ст. 257 НК РФ, под "основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.".
С 01.01.2008 введен стоимостный лимит классификации основных средств для целей налога на прибыль - более 20 000 руб.
Что означает введение этого лимита?
Обратимся к тексту гл. 25 НК РФ.
Если имущество, приобретенное после 01.01.2008, не отвечает критериям п. 1 ст. 257 НК РФ, то есть не является основным средством, то расходы на его приобретение включаются в состав материальных расходов в полной сумме в момент ввода объекта в эксплуатацию. На это указывается в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются, в частности, расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
Как и раньше, расходы на приобретение средств труда стоимостью менее 20 000 руб. включаются в расходную базу по налогу на прибыль одномоментно.
Модернизация, дооборудование, реконструкция или техническое
перевооружение
Возможна ситуация, когда впоследствии возникнет необходимость в модернизации, дооборудовании, реконструкции или техническом перевооружении этих объектов. Так как п. 1 ст. 258 НК РФ устанавливает порядок признания расходов по модернизации (реконструкции, техническому перевооружению) основных средств, расходы такого вида по данным объектам для целей налога на прибыль не принимаются.
Для признания расходов на ремонт таких объектов для целей налога на прибыль нужно руководствоваться не ст. ст. 260, 324 НК РФ, а ст. 253 НК РФ. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ в состав расходов, связанных с производством и реализацией, включаются "расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии".
Пример 3. Организация-лизингополучатель ООО "Раскон" по окончании срока договора лизинга 10 февраля 2008 г. выкупает автомобиль. Выкупная цена назначена 19 000 руб. плюс НДС 3420 руб. Стоимостный лимит установлен 20 000 руб. В июле 2008 г. провели модернизацию автомобиля. Расходы по модернизации - 50 000 руб. плюс НДС. В бухгалтерском учете ООО "Раскон" будут сделаны следующие записи 10 февраля 2008 г.
1. Дебет счета 10 19 000 руб.
Кредит счета 60 - принят к учету автомобиль, бывший
в лизинге.
2. Дебет счета 19 3420 руб.
Кредит счета 60 - сумма НДС по приобретенному автомобилю.
3. Дебет счета 20, 26, 44 19 000 руб.
Кредит счета 10 - списана на затраты стоимость
приобретенного автомобиля.
В налоговом учете расходы на приобретение автомобиля включаются в расходную базу по налогу на прибыль.
В бухгалтерском учете в июле 2008 г. будут сделаны следующие записи.
4. Дебет счета 91 50 000 руб.
Кредит счета 60 - отражены расходы на модернизацию автомобиля.
5. Дебет счета 19 9000 руб.
Кредит счета 60 - отражена сумма НДС по расходам на модернизацию
автомобиля.
6. Дебет счета 91 9000 руб.
Кредит счета 19 - списана сумма НДС по расходам на модернизацию
автомобиля.
В налоговом учете расходы на модернизацию данного автомобиля не будут приняты для целей налогообложения. Для целей налогообложения не учитываются и суммы НДС по расходам на модернизацию данного автомобиля.
Напомним, что расходы на ремонт и эксплуатацию автомобиля, которые не являются объектом основных средств, для целей налога на прибыль принимаются на основании пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ.
Л.П.Хабарова
Профессор,
главный редактор
журнала "Бухгалтерский бюллетень"
Подписано в печать
23.04.2008
