Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебная дея-ть.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
161.79 Кб
Скачать

Тема 4. Общий анализ учебной деятельности.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Учебная деятельность в системе других видов деятельности.

2. Определение учебной деятельности.

3. Анализ процесса учебной деятельности.

4. Деятельность учения, ее структурные моменты

а) Субъект учения

б) Предмет и продукт учения

5. Виды сотрудничества в учебной деятельности

1.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сначала выясним, какова функция учебной деятельности. Бу­дучи познавательной, учебная деятельность так или иначе направле­на на генезис центрального звена субъекта какой-либо деятельности (в частности, также учебной), т.е. является подкомпонентом соот­ветствующего подготовительного компонента этой деятельности.

Это ясно формулируется у С.Л. Рубинштейна: цель учения «...заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудо­вой деятельности» [Рубинштейн С. Л., 1946, с. 599] и «...осваивая итоги прошлого общественного труда, человек подготовляется к собственной трудовой деятельности» [Там же, с. 599, 600].

Подготовительный характер учебной деятельности (учения) можно считать общепризнанным в психологии, хотя и имеются тенденции пересмотреть эту позицию. В концепции так называе­мого инновационного обучения эта деятельность предстает как «полиморфная, преобразующая», включающая в себя и игру, и труд, и творчество [Ляудис В.Я., 2000]. Совершенствование обра­зовательной системы предполагает поиск эффективных методов и организационных форм обучения, обеспечивающих комплексное решение главных задач — освоения учащимися общественного опы­та, развития их личности и творческого потенциала.

Вместе с тем фундаментальное направление психолого-педа­гогических исследований должно быть прежде всего нацелено на выявление наиболее характерного, принципиального соот­ношения учебной деятельности с прочими видами деятельности.

Однако и другие деятельности могут обеспечивать познаватель­ный результат, вносящий вклад в решение той же задачи, напри­мер исследование, игра, труд или такое усвоение, которое проте­кает вне специально организованных условий, а также деятель­ность стихийного общения.

Поэтому следующий вопрос связан с выявлением отличи­тельных особенностей учебной деятельности в ее сравне­нии с другими деятельностями, рассматриваемыми в аспекте по­знавательного эффекта.

Обратимся к схеме 2. На ней представлены различные деятель­ности, в ходе которых достигается также и познавательный эф­фект. Она составлена с применением последовательного ряда клас­сификационных оснований. Благодаря первому основанию все рас­сматриваемые случаи разделяются на две большие группы. В одной из них познавательный эффект является прямым продуктом дея­тельности, а в другой он получается в качестве побочного ее резуль­тата. В свою очередь, последняя группа подразделяется на две под­группы: в одних случаях значимый для деятеля познавательный ре­зультат получается стабильно, а в других — случайно, эпизодически.

Приобретение опыта в качестве стабильно получаемого побоч­ного продукта происходит в труде, игре, стихийном общении, а также преднамеренном познании другого опыта. Так, в труде со­вершенствуется умение выполнять соответствующую деятельность, упрочиваются знания, используемые в ней. Естественно, трудо­вая деятельность имеет своей целью получить некий «деловой» продукт, хотя и необязательно вещественный. Игра, даже если она организуется для того, чтобы ребенок что-то усвоил, самим ребенком осуществляется ради чего-то другого. Вместе с тем в ней достигается приобретение ребенком тех или иных знаний и уме­ний; при этом опыт получается также стабильно, в каждом цикле этой деятельности, в частности, осуществляется умственное раз­витие. В качестве стабильного побочного продукта получение опы­та может происходить и в деятельности стихийного общения, а также в ходе преднамеренного приобретения какого-либо другого опыта (например, совершенствование учащимся умения учиться в ходе учебной деятельности).

В этих же видах деятельности опыт может приобретаться и в качестве случайного побочного продукта. Речь идет уже об ином опы­те — знаниях и умениях, связанных с особенностями предметно­го содержания каждой из этих деятельностей, с конкретной спе­цификой их выполнения в тех или иных обстоятельствах. Напри­мер, в ходе некоторой трудовой деятельности, подготовляя ее орудие, работающий человек неожиданно для себя выявляет но­вые свойства материала, из которого оно сделано, или научается адекватно оперировать с этим материалом и т. п. Аналогичное мо­жет произойти и в игре. Стихийное общение и преднамеренное познание другого опыта также могут сопровождаться подобными незапланированными и случайными открытиями новых истин или способов выполнения каких-либо действий.

Наибольший интерес, однако, представляют те виды деятель­ности, которые осознанно или неосознанно осуществляются ради самого опыта (первая из названных выше групп).

Рассмотрим сначала деятельности, в которых приобретение опыта производится без осознанной цели. Можно выделить три типа: дидактические игры, стихийное общение и некоторые другие де­ятельности. Они характеризуются тем, что, хотя субъект приобре­тения опыта не ставит перед собой цель — овладеть данным опы­том, он его закономерно и стабильно получает в конце процесса. При этом познавательный результат — единственное рациональ­ное оправдание затрат времени и сил субъекта. Вместе с тем ре­ально действующий мотив сдвинут на процесс деятельности: че­ловек общается с другими или играет потому, что ему доставляет радость сам процесс общения или игры.

Эти две деятельности — не исключения. Все деятельности, имеющие жизненно важное значение, осуществляются человеком прежде всего ради их процесса. Такова деятельность потребления пищи, отдых, обеспечение психического или физического разви­тия организма, воспроизведение рода.

Смещение положительных эмоций на промежуточные резуль­таты и вообще на процесс обеспечивает перманентное подкреп­ление производимой активности. Это мотивирует ее продолже­ние, «привязывая» субъекта к данной деятельности, что увеличи­вает вероятность достижения конечного результата.

Помимо дидактической игры и стихийного общения, приоб­ретение опыта в качестве прямого продукта, но без сознательной цели достигается в свободном наблюдении, при чтении художе­ственной литературы, просмотре кинофильмов, спектаклей.

Что касается дидактической игры, то есть два ее вида: игры, в которых ребенок усваивает опыт, и игры, в которых он самосто­ятельно открывает для себя какие-либо закономерности. Строго говоря, поскольку открытие планируется обучающим, а получае­мый опыт является новым только для играющего субъекта, а не для общества, этот вариант также следует рассматривать как усво­ение, имеющее некоторую специфику в своей процедуре, — имен­но поэтому игра и в этом случае остается дидактической.

«Открытие —усвоение» становится одним из наиболее значи­мых критериев классификации видов преднамеренного познания. В свою очередь, усвоение также предполагает два случая: когда опыт дан в готовом виде, но субъект усвоения должен самостоятельно подготовить все или некоторые условия, обеспечивающие про-цесс усвоения, и когда он выполняет только лишь познаватель­ные компоненты этой деятельности, а условия усвоения подго­товляются другими людьми.

Этот последний случай заслуживает особого внимания, поскольку отражает существенные черты явления, имеющего место в любом человеческом обществе и заключающегося в передаче старшим по­колением младшему опыта, которым располагает общество.

Этот вид деятельности и есть учебная деятельность. Вместе с тем и самообучение, которое никогда не бывает полным (посколь­ку в нем имеются компоненты, выполняемые другими людьми), также может рассматриваться как вариант учебной деятельности, хотя и не основной.

Собственно учебная деятельность также может выполняться в различных вариантах, которые можно объединить в две группы: когда учащийся обладает полноценным умением учиться и реали­зует собственно познавательный процесс без посторонней помо­щи и внешних материальных носителей его алгоритма, и — про­тивоположный случай — когда обучающий по ходу усвоения под­сказывает, какие познавательные действия он должен выполнять в данный момент («программированное учение» в одном из зна­чений этого термина1).

Подытоживая сказанное, дадим развернутую характеристику учебной деятельности, выделив как те особенности, которые род­нят ее с другими деятельностями, направленными на приобрете­ние опыта, так и специфичные для нее черты.