Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основная часть.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
2.4 Mб
Скачать

Содержание

Введение 4

Стенопейская (Маньчжурско-Северокитайско-Северояпонская неморальная) биогеографическая область 10

Географические границы. 10

Климат и условия обитания живых организмов. 11

Почвы. 11

Растительный покров. 12

Животный мир. 13

Скифская (Евразиатская степная) биогеографическая область 17

Географические границы. 17

Климат и условия обитания живых организмов. 19

Почвы. 19

Растительный покров. 21

Животный мир. 25

Сетийская (Сахаро-Гобийская пустынная) биогеографическая область 32

Географические границы. 32

Климат и условия обитания живых организмов. 33

Почвы. 33

Растительный покров. 35

Животный мир. 36

Введение

Рассмотренные в предыдущих пособиях (Голуб, Бережнова, 2008; Голуб, Бережнова, Соболева, 2011) особенности биогеографических царств суши и большинства областей бореальной части Палеарктики позволяют составить представление о дифференцировке наземной биоты в соответствии с исторически сложившимися условиями обитания. В пределах каждого из крупных биогеографических выделов (царств, или областей, в зависимости от принятой схемы районирования суши) условия обитания сильно различаются в зависимости от широты и долготы местности, высоты над уровнем моря и т.д. Поэтому для понимания структуры биот в разных частях каждого царства и эволюционных процессов их формирования биогеографы подразделяют царства на более мелкие соподчиненные биогеографические единицы – области, подобласти, провинции, подпровинции (и даже еще более мелкие).

В данном пособии рассмотрены особенности наиболее восточной области Палеарктического царства – Стенопейской (Маньчжурско-Северокитайско-Северояпонской неморальной), относящейся к бореальной территории Палеарктики, и двух областей аридной территории – Скифской (Евразиатской степной) и Сетийской (Сахаро-Гобийской пустынной).

Общая характеристика Палеарктического царства (Палеарктики)

Палеарктика – одно из биогеографических царств, или территорий суши Земли (рис. 1).

Рис. 1. Биогеографические царства суши: I – Ориентальное; II – Эфиопское; III – Австралийское; IV – Неотропическое; V1 – Палеарктическое; V2 – Неарктическое.

Географически Палеарктика охватывает почти весь материк Евразия за исключением юга Аравийского полуострова, Индостана и Индокитая (рис. 2). Кроме того, к Палеарктике относится Северная Африка к югу примерно до тропика Рака, а также ряд архипелагов и островов Атлантического и Тихого океанов (в Атлантике – острова Зеленого Мыса, Канарские, Азорские, Исландия; в Тихом океане – Командорские, Курильские и Японские). На юге Палеарктика имеет широкий континентальный контакт с Эфиопской и Ориентальным царствами, а на северо-западе и северо-востоке – островные контакты с Неарктикой.

Природные условия Палеарктики достаточно разнообразны. Они определяются, прежде всего, зональностью и секторностью в распределении климатов и растительности. С севера на юг простираются зоны тундры, тайги, смешанных, широколиственных лесов, лесостепи, степей, субтропических лесных и жестколиственных формаций, полупустынь и пустынь. Значительные пространства занимают горные хребты с характерной поясной зональностью. По направлению с запада на восток, от побережья Атлантики до Восточной Сибири, усиливается континентальность климата, а далее на восток, вплоть до Тихого океана, континентальность климата вновь снижается. В соответствии со степенью континентальности климата меняется и состав растительных формаций.

В связи с большой неоднородностью климатических условий в разных частях Палеарктики исторически сформировались сильно различающиеся биоты, на основе которых выделяются биогеографические области, подобласти и провинции. Разными авторами выделяется различное количество этих областей с различным их объемом. Единства во взглядах на это счет пока нет. Однако, такие области Циркумполярная тундровая, Евросибирская таежная, Европейская (или Европейско-Обская) неморальная, Восточно-Сибирская (Ангарская), Средиземноморская, Евразиатская степная (Скифская), Ирано-Туранская пустынная, Палеархеарктическая (крайний юго-восток Палеарктики) выделяются всегда или почти всегда (Голуб, Бережнова, 2008).

В целом, как флора, так и фауна Палеарктики характеризуются молодостью, по сравнению с таковыми других биогеографических царств, за исключением Неарктики. Большую роль в обновлении современной биоты Палеарктики (и Голарктики в целом) сыграли мощные оледенения, происходившие в четвертичном периоде кайнозоя, закончившиеся сравнительно недавно (несколько десятков тысяч лет назад).

Флора голосеменных и цветковых растений Палеарктики проявляет большое сходство с флорой Неарктики. Особенно хорошо иллюстрируют голарктические связи ряд реликтовых родов из семейства таксодиевых и монотипический род Liriodendron из семейства магнолиевых. Поэтому многие флористы (как и зоогеографы) объединяют Палеарктику и Неарктику в единое Голарктическое царство (см. также характеристику Неарктики). Однако общность палеарктической флоры с ориентальной и эфиопской флорами на уровне родов и даже видов – также проявляется вполне отчетливо.

Флора Палеарктики характеризуется наличием почти 20 эндемичных семейств, представители которых произрастают, главным образом, на юго-востоке Палеарктики. К ним относится реликтовое семейство Ginkgoaceae. Единственный вид этого семейства, Ginkgo biloba, представляет собой двудомное дерево высотой до 30 м и является остатком обширной группы растений, известной с конца палеозоя. Другое монотипическое реликтовое семейство – сциадопитиевые (Sciadopityaceae) – представлено в Палеарктике японским видом Sciadopitys verticillata – деревом высотой до 40 м. Ископаемые остатки близких видов известны с нижней юры (средний мезозой) из Палеарктики и Неарктики.

Эндемизм на видовом уровне выражен в Палеарктике повсеместно и в южных горных регионах достигает 50% от всего видового состава. В горах обнаруживаются и эндемичные для Палеарктики роды. Даже в северо-восточной части Палеарктики (в Восточной Сибири), сравнительно бедной во флористическом отношении, установлены эндемичные роды из семейства крестоцветных – Gorodkovia, Borodinia, Redowskia.

Фауну Палеарктического царства обычно оценивают, как основанную на древней тропической и субтропической фауне Евразии, сильно измененной в результате похолодания и аридизации (иссушения климата) – процессами, происходившими, начиная с конца третичного периода и, особенно, вследствие четвертичных оледенений. Потому она, во-первых, сильно обеднена, во-вторых, ей свойственно множество филогенетически молодых групп, обладающих сухо- и холодоустойчивостью. Некоторое количество реликтов связывает фаунистически Палеарктику, в первую очередь, с Ориентальным царством, а также – Эфиопским. Так, на юго-восток Палеарктики из Ориентального царства заходят дождевые черви семейства Moniligastridae. До Японии и гор Южной Европы проникают наземные пиявки родов Наеmadipsa и Xerobdella. В Японии распространен ориентальный по происхождению представитель семейства телифонов (Thelyphonidae) одного из тропических отрядов паукообразных – жгутоногих. Из Ориентального царства в Палеарктику проникают наземные моллюски семейств Bradybaenidae и Ariophantidae. Однако, наиболее крупные семейства наземных брюхоногих моллюсков, Helicidae (виноградная улитка и др.) и Limacidae (слизни), являются автохтонными палеарктами. В то же время, слизни рода Arion населяют, как Палеарктику, так и Неарктику.

В Палеарктике обитают около 100 видов скорпионов (из 600 видов мировой фауны). При этом одно из подсемейств скорпионов (Scorpioninae), распространенное в Средиземноморье, эндемично для Палеарктики в целом. Сольпуги (фаланги) семейств Galeodidae и Ragodidae имеют центры видового разнообразия в пустынях западной и центральной частей Палеарктики.

Рис. 2. Границы Палеарктики.

Хорошо выражен на родовом и видовом уровнях эндемизм среди насекомых (более 30%). Ряд семейств отличается обилием эндемичных родов (род Carabus из семейства жужелиц, некоторые роды семейства жуков-чернотелок и многие другие). Имеются эндемичные роды в семействах Papilionidae (бабочки парусники, к которым относится махаон), Satyridae (бабочки бархатницы) и многих других. Особенно резко выражен родовой эндемизм в горных районах Южной Палеарктики.

Пресноводные рыбы в большинстве состоят из видов семейств карповых и лососевых, причем первые преобладают на юге, а вторые на севере царства. Голарктические связи ихтиофауны проявляются на основе семейств лопатоносов, веслоносов, щуковых, осетровых, лососевых. В то же время, ихтиофауна Палеарктики хорошо отличается от таковой Неарктики обилием карповых. Озеро Байкал населяют два эндемичных семейства – голомянковые и широколобки. В качестве эндемичных палеарктических родов можно указать карася (Carassius), горчаков (Rhodeus), ершей (Acerina).

Фауна рептилий и амфибий в Палеарктике намного беднее, чем в тропических районах Африки или Азии, но в южных частях царства она достаточно разнообразна и самобытна.

В Палеарктике имеется эндемичное семейство хвостатых амфибий – углозубы (Нуnоbisdae), хотя в целом отряд хвостатых населяет, как Палеарктику, так и Неарктику. Другие семейства хвостатых (скрытожаберники, настоящие и безлегочные саламандры, протеи) имеют голарктическое распространение. Достаточно разнообразны бесхвостые амфибии, в частности семейства лягушек и жаб, но из семейства квакш (древесных лягушек) в Палеарктике имеются только 2 вида. Из бесхвостых эндемичны круглоязычные (представитель – чесночница, заселяющая леса в средней полосе Европейской части России. На крайний юго-восток Палеарктики из Ориентального царства проникают узкоротые и веслоногие лягушки.

Из пресмыкающихся характерны ящерицы – настоящие Lacertidae и агамы Agamidae. В Неарктике их замещают два других семейства – игуановые и тейиды. На крайнем юго-западе Палеарктики встречаются отдельные виды хамелеонов. Ядовитые змеи относятся главным образом к гадюковым. На востоке царства к ним добавляются единичные виды ямкоголовых (щитомордники) и аспидовых (кобры). Ямкоголовые объединяют герпетофауны Палеарктики и Неарктики. Удавы в Палеарктике представлены лишь мелкими удавчиками (род Eryx). Крокодилы, слепозмейки и кожистые черепахи встречаются только на юге Палеарктики. При этом они представлены единичными видами.

Фауна птиц Палеарктического царства значительно беднее орнитофаун тропических регионов. В составе его орнитофауны 53 семейства. Эндемизм, как правило не превышает уровня родового ранга: имеется только одно эндемичное семейство – завирушки (Prunellidae, 2 рода, 12 видов). Несколько семейств, как уже было указано в характеристике Неарктического царства, являются голактическими – чистиковые, тетеревиные, свиристелевые, синицевые, корольковые. Многие из семейств, представленных в Палеарктике, имеют ориентальное или эфиопское происхождение: фазановые, славковые, мухоловковые, скворцовые, ткачиковые и ряд других.

Некоторые семейства отряда воробьинообразных имеют в Палеарктике центры видового разнообразия – семейства славковых (свыше 300 видов), овсянковые, вьюрковые. Довольно многочисленны здесь и врановые. Среди них есть эндемичные роды – сорока (Pica), саксаульная сойка (Podoces) и др. В то же время, некоторые группы и даже целые отряды в Палеарктике представлены весьма бедно. К таким отрядам относятся кукушки, дятлы, голуби, ракшеобразные и др. Эти группы во много раз многочисленнее в тропиках Старого Света. А такие пантропические группы, как попугаи, нектарницы, птицы-носороги и многие другие отряды и семейства в Палеарктике либо отсутствуют вообще, либо представлены единичными видами и только на крайнем ее юге.

Среди млекопитающих Палеарктики есть 2 эндемичных семейства – выхухоли и селевинии, а также одно субэндемичное семейство – тушканчики. Эндемичных родов много. Из копытных это серна (Rupicapra), косуля (Capreolus), верблюд (Camehis), хомяк (Cricetus) и др.

Исторические корни многих семейств относятся к тропическим районам Ориентального и Эфиопского царств и субтропическим районам Палеарктики – ежиных, свиных, лошадиных, бычьих, мышиных, виверровых, гиеновых, мартышек и др.

Каждый из отрядов млекопитающих имеет несколько доминирующих по разнообразию семейств в Палеарктике. Так, насекомоядные, кроме выхухолей, включают кротов, ежей и землероек. Среди последних самыми обычными являются бурозубки (Sorex), Из грызунов наиболее типичны беличьи (белки, суслики, сурки, бурундуки), сони, мыши, слепыши и тушканчики. Из зайцеобразных распространены зайцы и пищухи.

Из непарнокопытных в Палеарктике встречаются только виды семейства лошадей – лошадь Пржевальского и кулан, несколько подвидов которого населяют пустынные и полупустынные территории от Ирана до Монголии и Тибета, Парнокопытных в Палеарктике тоже немного. Это дикий кабан, верблюды, овцы, козы, зубр и олени.

Хищные также немногочисленны. В основном это собачьи (волк, лисица) кошачьи (дикие виды кошек), куньи (лесная куница, каменная куница, горностай и др.), медвежьи (бурый медведь, белый медведь). Гиены и виверры заходят лишь в южные районы Палеарктики.

В Палеарктике отсутствуют хоботные, носороги, жирафы, человекообразные обезьяны и некоторые другие группы, свойственные фаунам Эфиопской и Индо-Малайской областей.