Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
[elib[1].tsogu.ru]_izjumov.doc
Скачиваний:
159
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
2.29 Mб
Скачать

5. Понятие обязательства и ответственность за их нарушение

Все многообразие отношений, возникающих в гражданском обороте, определяется одним термином — «обязательственные правоотношения», которые при всем их внешнем различии об­ладают некой юридической общностью, позволяющей систематизировать эти отношения, выявляя их характерные при­знаки.

Обязательственные правоотношения в гражданском праве принято именовать обязательствами.

Обязательства представляют собой относительные правоот­ношения. Они характеризуются конкретным субъектным соста­вом, полной определенностью участников. Их предмет обычно составляют реальные действия (по передаче имущества, купле-продаже, поставке и др.) либо воздержание от вполне конкрет­ных действий. Предметом обязательства могут быть только пра­вомерные действия.

В отличие от правоотношения собственности, которое явля­ется абсолютным, не зависящим от действий других лиц (они обязаны лишь воздерживаться от нарушений права собственно­сти), обязательство — относительное правоотношение, реали­зация которого зависит от одного или нескольких конкретных субъектов.

Субъектами обязательства являются кредитор и должник, однако схема «кредитор-должник» формальная, а не фактичес­кая: «Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой сторо­ны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать» (п. 2 ст. 308 ГК).

Таким образом, обязательство представляет собой относительное имущественное правоотношение, в котором должник обязан совершить в пользу кредитора определен­ное действие (передать имущество, произвести работу и т. д.) или воздержаться от определенного действия, а кре­дитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей.

Под обязанностью воздерживаться от действия понимается, например, обязанность сотрудника фирмы воздержаться от раз­глашения коммерческой тайны.

Здесь надо отметить, что речь идет о правовых, а не о факти­ческих отношениях. Между участниками обязательств возни­кают права и обязанности, исполнение которых обеспечивается неотвратимостью (страхом) имущественной ответственности и мерами принудительного порядка. Следовательно, сущность данных правоотношений состоит в понуждении конкретных лиц к определенному поведению, преследующему имущественную цель.

Под исполнением обязательства понимается совершение или воздержание от действий, составляющих предмет обязатель­ства.

Ст. 309 ГК устанавливает, что «обязательства должны ис­полняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативно-право­вых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Надлежащее исполнение оз­начает, что обязательство должно быть исполнено надлежащим субъектом, в надлежащем месте, в надлежащее время, надле­жащим предметом и надлежащим образом. Ст. 396 ГК РФ предусматривает, что предмет обязательства не мо­жет быть заменен денежным эквивалентом в виде возмещения убытков и уплаты неустойки. Однако ст. 396 ГК РФ данный принцип распространяет лишь на ненадлежащее исполнение обязатель­ства: «Уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненад­лежащего исполнения обязательства не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмот­рено законом или договором». При неисполнении обязательства возмещение убытков и уплата неустойки освобождают должни­ка от исполнения обязательства в натуре, если иное не предус­мотрено законом или договором.

В то же время неисполнение обязанности передать индиви­дуально-определенную вещь предоставляет кредитору право тре­бовать изъятие этой вещи и передачи ее кредитору на предус­мотренных обязательством условиях (ст. 398 ГК). Однако неис­полнение обязанности выполнить определенную работу предпо­лагает уже не требование об однозначном исполнении данной обязанности в натуре, а возможность кредитора «...в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за ра­зумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или суще­ства обязательства, и потребовать от должника возмещения по­несенных необходимых расходов и других убытков» (ст. 397 ГК).

Ст. 310 ГК РФ не допускает односторонний отказ от исполнения должником своих обязанностей по обязательству, за исключе­нием случаев, предусмотренных законом, а для предпринима­телей — так же и за исключением случаев, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обя­зательства.

Под ответственностью в обязательственных (товарно-де­нежных) отношениях необходимо понимать меры государствен­ного или общественного принуждения, носящие имуществен­ный компенсационный характер и являющиеся мерами наказа­ния. Такого рода ответственность именуют гражданско-право­вой. Моральная ответственность здесь не применима.

Глаза 25 ГК РФ предусматривает меры ответственности за нарушение обязательств. Однако в эту главу включена одна из мер защиты гражданских прав — принудительная мера к ис­полнению обязательства в натуре. Меры защиты гражданских прав (признание права; признание оспоримой сделки недействи­тельной; присуждение к исполнению обязательства в натуре; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создаю щих угрозу его нарушения; и т. п.) отличаются от мер ответ­ственности тем, что они направлены на предупреждение или пресечение правонарушения, а также — на восстановление по­ложения, существовавшего до правонарушения, и в отличие от мер ответственности, не преследуют цели наказания, т. е. не связаны с дополнительными обременениями для правонаруши­теля. Такие обременения могут выражаться в виде возложения на правонарушителя дополнительной гражданско-правовой обя­занности или лишения принадлежащего ему права. Последнее может произойти, например, в соответствии со ст. 179 ГК, ког­да по иску потерпевшей стороны при сделке, совершенной под влиянием обмана, сторона, прибегнувшая к обману, лишается права на переданное ею по сделке имущество, которое обраща­ется в доход государства, а также обязуется возвратить все по­лученное ею по сделке потерпевшей стороне и возместить ей причиненный реальный ущерб.

Под основанием гражданско-правовой ответственности понимается совокупность условий, необходимых для ее наступления. Такими условиями являют­ся: противоправное поведение, наличие вреда, причинно-след­ственная связь между ними, а также вина.

Противоправным признается поведение лица — участника гражданско-правовых отношений, чье поведение противоречит требованиям законодательства или обязательства.

Причинно-следственная связь в гражданском правонару­шении — это объективная прямая связь между противо­правным поведением и последствием такого поведения. Так, например, при транспортировке продовольствия по договору перевозки груза поломалось транспортное средство, вследствие вынужденного простоя транспорта продовольственный груз ис­портился, и тем самым их собственнику — грузоотправителю был нанесен материальный ущерб. Поломка транспорта про­изошла по вине транспортной организации, своевременно не устранившей неполадки в двигателе. В данном случае налицо прямая объективная связь между своевременно не устраненны­ми неполадками и последующим простоем поломавшегося транс­порта, а также порчей груза.

Вина является субъективным фактором любой, в том числе и гражданско-правовой, ответственности. Она представляет со­бой психическое отношение лица к своему противоправно­му поведению. В зависимости от осознаваемого или неосознава­емого отношения лица к своему противоправному поведению различают вину в форме умысла и неосторожности. В свою очередь неосторожность может быть простой или грубой. Фор­мы вины в некоторых случаях, прямо предусмотренных зако­ном или договором, могут повлиять на размер гражданско-пра­вовой ответственности. По общему же правилу при наличии вины независимо от ее форм правонарушитель обязан возместить при­чиненные им убытки в полном объеме (п. 1 ст. 15 ГК). Отсут­ствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК). Это говорит о присутствии в гражданском законодательстве презумпции виновности правонарушителя.

Следует, однако, иметь в виду, что правило о вине как усло­вии ответственности является диспозитивным. Законом или договором может быть предусмотрено, что ответственность лица, нарушившего обязательство, наступает независимо от его вины. Та же статья (п. 3 ст. 401) говорит, что лицо, нарушившее обя­зательство при осуществлении предпринимательской деятель­ности, отвечает перед потерпевшими лицами независимо от своей вины.

Способы прекращения обязательств:

1. Обязательство может быть прекращено посредством его надлежащего исполнения (ст. 408 ГК). Обязательство прекращается исполнением, полностью соответствующим всем требованиям. Ненадлежащее исполнение не прекращает обя­зательства. Исполнение обязательства удостоверяется документом (ч. 2 ст. 408 ГК). Кредитор обязан вернуть должнику долговой доку­мент, выданный в подтверждение обязательства, или указать об этом в расписке.

2. Обязательство прекращается путем взаимного зачета кре­дитором или должником встречного однородного требования (ст. 410 ГК). При этом существуют случаи, при которых прекра­щение обязательств невозможно (ст. 411 ГК).

Не допускается зачет требований:

- по заявлению другой стороны к требованию подле­жит применению срок исковой давности и этот срок ис­тек;

- о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

- о взыскании алиментов и пожизненном содержании;

  1. Прекращение обязательств при совпадении должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК).

  2. Прекращение обязательств из-за невозможности его ис­полнения по причинам, за которые должник не несет ответствен­ности (ст. 416 ГК). Однако в отдельных случаях, предусмотрен­ных законом, должник отвечает и за случайно наступившую невозможность исполнения (например, при допущенной им про­срочке).

5. Прекращение обязательства из-за смерти гражданина или прекращения юридического лица (статьи 418 и 419 ГК).

Ликвидация юридического лица или смерть гражданина прекращает все обязательства, в которых они участвовали, если обязательства не влекут правопреемства.

6. Прекращение обязательства на основании акта государст­венного органа (ст. 417 ГК). Прекращение обязательства может последовать вследствие принятия акта госорганом, делающего невозможным его исполнение полностью или частично.

Отдельные договорные обязательства могут прекращаться и по другим основаниям, предусмотренным зако­ном.