Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Стилистика ПЗ №7.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
79.36 Кб
Скачать

5. Прочитайте текст. Определите, каким образом в нём сочетаются стандарт и экспрессия.

Окружные власти очень серьёзно относятся к проблемам строительства социально значимых объектов, начиная от жилых домов до зданий больниц и новых школ. К примеру, летом нынешнего года были построены станции «Скорой помощи». Унылым и серым ещё недавно смотрелся недостроенный и наполовину разрушившийся корпус. Сегодня это своевременное трёхэтажное здание с удобными подъездными путями для автомобилей, гаражом, ремонтными цехами, 11 подъёмниками.

6. Проанализируйте речевую структуру передовой статьи. Выделите характерные для жанра публицистические, информационные, аналитические фрагменты. Выделяется ли в передовой статье позиция автора? Если да – то какими языковыми средствами это достигается?

До Великой Отечественной войны основная часть населения нашей страны проживала в сельской местности. Однако грянули индустриализация, коллективизация. А потом и послевоенное восстановление народного хозяйства закономерно потребовало больше рабочих рук. С этого времени Россия становится преимущественно городской страной. Всплеск урбанизации пришёлся на 60-70-е годы – за это время городское население выросло почти на 20 процентов. И к моменту последней советской переписи (1989 год) на селе осталось немногим более четверти населения страны.

По предварительным данным последней – октябрь 2002 года – переписи населения, городские жители составляют 73,3 процента (на одну десятую процента меньше, чем по итогам предыдущей переписи), сельские – 26,7 процента (соответственно на одну десятую больше предыдущего показателя). Впрочем, можно сказать, что реальное соотношение осталось прежним. Дело в том, что в межпереписной период у нас появилось 300 сельских поселений, которые прежде именовались посёлками городского типа или городами. Они поменяли статус по инициативе местных администраций с надеждой на лучшую долю (селянам полагается ряд социальных льгот, да и тарифы до поры до времени были ниже).

Наибольшей популярностью пользуются города с населением до 100 тысяч человек, то есть районного уровня. В них проживают 35,8 процента горожан. На втором месте по населенности – города-миллионеры, в полку которых прибыло и составило теперь 13 против 12. К тем мегаполисам, которые традиционно перевалили за миллион, добавился Волгоград. Но более всего прирастала Россия в последние годы городами с населением от 100 до 250 тысяч человек. Их количество увеличилось с 87 в 1989 году до 93. А вот «середняков» (от 250 тысяч до миллиона) поубавилось.

40 процентов горожан – жители больших городов. Как правило, это крупные промышленные центры, которые одновременно являются центрами притяжения и всякой иной деловой активности. Здесь, как правило, и сосредоточие учебных заведений, а также прочих «очагов культуры». А в городах сравнительно небольших, какими были в эпоху индустриализации центры лёгкой и угольной промышленности, экономическая активность зачастую идёт на убыль, «старые» производства хиреют, а жителям порой не просто сдвинуться с места, чтобы искать лучшей доли где-то вдали от родного порога.

Сегодня учёные приходят к выводу, что урбанизация – в её «классическом» понимании какой она была раньше – закончилась. Возможно, через пару-другую десятилетий, как сегодня на какой-нибудь нью-йоркщине, люди будут предпочитать не каменные джунгли, а сравнительно небольшие поселения, сочетающие привычный городской комфорт и близость к природе. Кстати, уже сегодня крупные города потихоньку обрастают поясами коттеджной застройки. Это уже примета постиндустриального времени. Так что, думается, соотношение горожан и селян стабилизировалось, и ближайшие годы резких колебаний здесь не предвидится.

(Т. Смольякова, «Российская газета». 2003. 14 апреля)

7. Познакомьтесь с газетной рецензией. Укажите общие и отличительные черты газетной и научной рецензий. Проанализируйте композицию: определите основную мысль, проследите ход её развития. Выявите оценочные средства, выражающие авторское отношение к теме.

Политкорректность на грани абсурда

В Соединённых Штатах издана книга «Полиция языка». В неё включены 500 слов и выражений, которые никогда не встречаются в американских школьных и университетских учебниках. Список поражает. Казалось бы, что может быть предосудительного в таких словах, как «Бог», «ад», «слепой», «старик», «варвар», «домохозяйка», «сова», «библиофил», «игрок в гольф»? Оказывается, все они были сочтены «неполиткорректными».

Автор нашумевшей книги – известный эксперт в области образования, профессор Нью-Йоркского университета Диана Равич. Раньше она работала в Министерстве образования, а до этого – консультантом в администрации Клинтона. Теперь пишет книги. Последняя, которую можно приобрести через Интернет всего за 24 доллара, обещает стать бестселлером.

Казалось, американскую политкорректность, в том числе в области образования, успели «приложить» все кому не лень. Но Равич сумела удивить. Результаты контент-анализа американских учебников, который провела Диана, шокируют. Как выяснилось, авторы, издатели, местные комиссии, занимающиеся контролем учебной литературы, школьные советы подвергают учебники беспощадной цензуре.

«Я специально изучила «исключения» из учебников – ту лексику, которая или вообще не употребляется, или её крайне мало. Многие из таких исключений так называемая «Комиссия по вопросам предвзятости и щепетильности» отнесла к категории «необъективных» и «предвзятых», - рассказывает Диана Равич «Известиям». – На самом деле слова, против которых протестовала комиссия, большинство людей никогда бы не восприняла как «необъективные». Могу привести пример: из одной книги для средней школы был извлечён рассказ, относящийся к середине XIX века, - о женщине и её дочери, которые шили одеяло в приданое. Члены комиссии сочли эту историю, «ущемляющей права женщин», поскольку мать и дочь в ней показаны «слабыми» и «покорными». Между тем рассказ абсолютно достоверен и вовсе не принижает достоинство женщин. Еще один пример: рассказ об арахисе был исключён под тем предлогом, что существуют люди, у которых аллергия на арахис. Но ведь никто не призывает есть арахис. Неужели нельзя даже читать о нём?!»

Согласно неписаным правилам нельзя упоминать всё, что хоть как-то может ущемлять права той или иной категории американцев. А значит, в список запрещённых слов автоматически попадают «яхта» и «игра в поло» (как принижающие достоинство тех, кто не принадлежит к элите). «Красотка» вызовет недовольство феминисток, «глухой» и «хромой» унижают инвалидов. Совы попали в «чёрный список» исключительно из-за проживающих в США индейцев навахо: для них любое упоминание птиц – табу.

О Боге и рае вообще говорить не приходится – ведь книги могут попасть в руки атеистов или приверженцев религий, не признающих эти понятия. Если следовать этой логике, утверждает Равич, от знаменитого «Старика и море» Эрнеста Хемингуэя вообще ничего не останется. «Старик» - явное предубеждение против возрастной группы, а «море» покоробит тех, кто живёт в глубине континента. Последний пример, может быть, и преувеличение, но факт остаётся фактом: если американские политкорректные цензоры не уймутся, от книг рано или поздно придётся вообще отказаться.

«Конечно, все эти инициативы идут от правительства, - говорит Равич. – Администрация просит не использовать определённые слова, темы, образы и ссылки. Но это касается лишь половых, возрастных стереотипов, ущемления прав этнических меньшинств. Издатели же занимаются самоцензурой, опасаясь снижения тиража». Общая сумма прибыли от издания учебников в США – 4 миллиарда долларов. И издатели боятся потерять хотя бы один из них, если содержание книг не понравится покупателям.

«Не обидеть никого – вот главный принцип. Результат – скучные книги, лишённые наглядных примеров, а зачастую и исторической точности. При этом цензура касается в основном книг по литературе и истории. А какая может быть литература без «Старика и море»? Какая может быть история, если диктаторов начинают называть диктаторами спустя годы после их смерти?» – задаёт риторический вопрос Равич.

Стремление к политкорректности может сыграть с американской демократией злую шутку. «Именно поэтому я написала книгу, – признаётся Равич. – Сейчас самоцензура издателей широко практикуется, но люди о ней ничего не знают. Я хочу сделать эти факты достоянием общественности, заставить издателей и официальные лица объяснить, какими принципами она руководствуются, вычёркивая те или иные куски из текстов.

(Е. Шестернина, «Известия». 2003. 19 мая)

8. Прочитайте интервью. Определите тип: интервью-расспрос, интервью-обмен мнениями, интервью-портрет. Докажите, что тема разговора влияет на выбор речевых средств. Отметьте синтаксические и композиционные особенности этого жанра.