Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дубровский. Лекция 8 - Сознание и принятие решения.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
101.89 Кб
Скачать

СОЗНАНИЕ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД[1]

1. Введение

Деятельностный подход является одним из четырех основных подходов к сознанию в науке и философии, наряду с феноменологией, теологией и естественнонаучным подходом, или натурализмом. Противопоставляясь феноменологии и теологии как субъективистским подходам, деятельностный подход как и естественнонаучный подход постулирует объективность человеческой деятельности, сознания и психики. В то же время, в отличие от естественнонаучного подхода, деятельностный подход рассматривает деятельность, сознание и психику, как задаваемые культурными, социальными, и др. нормами и стандартами, нежели подчиненные законам природы. Основные принципы деятельностного подхода, которыми я руководствуюсь в этой статье, были разработаны в 1960-70е гг. Московским методологическим семинаром, руководимым Г.П. Щедровицким (1995).

Эта статья является лишь намеком на рассмотрение сознания с деятельностной точки зрения, к тому же только в аспекте, ограниченном темой этой конференции – принятием решения.

1.1. Принцип нормативной заданности деятельности

Согласно принципу нормативной заданности деятельности, люди действуют поскольку они должны действовать, и действуют они таким образом каким они должны действовать. Другими словами, человеческая деятельность не детерминирована законами природы, а исключительно и исчерпывающе задается культурными, социальными, организационными, и др. нормами (стандартами, правилами, законами, обычаями и др.). Одни нормы формируются исторически (культурные нормы), другие устанавливаются в результате социальных движений и политических компаний, третьи -- в результате разрешения различного рода конфликтов, четвертые являются продуктами специальной деятельности нормировки и стандартизации (например, производственные нормы выработки и торговые квоты, юридические законы и государственные постановления). Вещи, люди, знаки, понятия, предметы окружающей среды и др. «материальные» и «идеальные» предметы, вовлеченные в деятельность, также стандартизированы. Изготовляемые людьми предметы производятся в соответствии с стандартами, в то время как природные объекты определяются, характеризуются и называются в соответствии с принятыми культурными, научными и индустриальными стандартами. Простейшей единицей деятельности принято считать акт, единство которого задается целью, и который имеет, по крайней мере, две логических составляющих – действие и ситуацию. Действие осуществляется в соответствии с особой нормой – способом. Ситуация есть многообразие вовлеченных в действие предметов, соответствующим образом сорганизованных.

Следует подчеркнуть, что все действия и все известные нам объекты соответствуют некоторому стандарту. Если осуществляемое действие отклоняется от заданной нормы, оно, в соответствии с определенными критериями, должно быть идентифицировано как определенный тип отклонения, в соответствии с существующим референтным набором отклонений – стандартом отклонений. Другими словами, всякое исполнение действия имеет нормативный статус – либо статус нормы, либо статус определенного стандартного отклонения из референтного набора. То же самое справедливо и по отношению ко всем предметам, вовлеченным в деятельность. Это подобно совершенному миру идей Платона, который был бы дополнен идеями всех возможных типов отклонений от совершенных идей. Тогда любое событие или вещь этого бренного мира, в точности соответствовали бы некоторой идее – совершенной идее или идее отклонения от совершенной идеи.

2. О принятии решения

Существует широко распространенное мнение, что принятие решения является сугубо умственным, или когнитивным процессом. Даже люди не разделяющие взгляды, согласно которым человек является устройством по переработке информации, убеждены, что принятие решения является по сути внутренним когнитивным процессом, включающим восприятие, память, мышление и др. Не удивительно, что подобные убеждения с неизбежностью ведут к представлению, что в основе принятия решения лежат нейронные процессы головного мозга.

2.1. Действительно ли мы мыслим мозгом?

Взгляд, что мы «мыслим мозгом», является настолько широко принятым, что он «пропитал» обыденный язык (например, «подумай головой» и «пораскинь мозгами»). Люди которые не разделяют этого взгляда считаются странными. Им объясняют, что информация поступает в наши рецепторы, передается по нервным путям в кору головного мозга, обрабатывается за счет сложных взаимодействий нервных клеток, а затем результат, или решение, поступает в наши внешние органы движения и речи. Им, возможно, также расскажут, что стиль принятия решения человека зависит от того, какая половина мозга у него более развита -- левая или правая. А, возможно, еще и добавят, что мы – люди употребляем всего только 10% наших мозговых клеток, но если бы мы употребляли больше, то существенно увеличили бы наши мыслительные способности.

Принадлежа к категории странных и наивных людей, я продолжаю задавать вопросы. Разве не получается, что думаю-то не я, а мой мозг делает это вместо меня? Ведь будучи природными процессами, нервные процессы не могут нарушать законы природы и, следовательно, «принятие решения» не может протекать иначе, чем оно происходит. Как же возможны ошибочные решения? Или как возможны волевые действия? И как люди могут быть ответственны за свои решения и действия? На эти вопросы обычно ссылаются на недостаточность наших знаний о мозговых процессах, лежащих в основе мышления вообще и принятия решения, в частности. Однако мои собеседники соглашаются, что не совсем правомерно объяснять мне то, чего я не понимаю, с помощью того, чего никто еще не понимают.