Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2.Из истории села Введенское.rtf
Скачиваний:
13
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
6.61 Mб
Скачать

Знай свой край

Из истории

села

Введенское,

Тереньга тож

Под редакцией Ю. С. Лавкина с использованием

материалов краеведа М. Н. Сентябрева

Родина от слова род

В туманной дали веков теряется прошлое славянского рода. В памяти людской сохранилось лишь то, что наиболее поразило ее. Деды рассказывали о тех, веками не забываемых событиях внукам, внуки – своим внукам, а те – снова своим. Так и передавались из поколения в поколение сказы, создавая историю народа. Поныне гордится русский народ тем, что были в его прошлом мужи, воистину мудрые, которые сами утвердились и других утвердили в мысли о том, что пуща лесная, болото – не такие уж надежные укрытия. Даже обнесенное стеной или рвом жилище не дает человеку уверенности в том, что он защищен от врагов. Уверенность может дать только единство родов в племени и единство племен одного языка, одного обычая в делах и помыслах. Именно единение помогло нашим далеким предкам, да и не только им, но и дедам нашим и прадедам выстоять перед ударами многочисленных врагов, создать и сохранить государство русское, Родину свою. И через преданья седой старины, былины, сказы передали пращуры свой наказ: отчий дом, землю предков беречь пуще жизни своей.

Неуемной энергии и отчаянной смелости были наши далекие предки. С котомкой за плечами, с рогатиной да топором в руках пускались в поисках лучшей доли в новые края. Благодаря их отваге и стараниям обживались окраины земли русской, в том числе и Поволжье. Вряд ли мы когда узнаем, кто были те люди, которые первыми пришли на берег речки Теренгул и основали поселение на землях бывшего Казанского ханства, завоеванного Иваном Грозным. Наверное, в те времена немало опасностей подстерегало их здесь. Но не побоялись, стали жить.

Первые дома появились не сразу. Поначалу, скорее всего, жили в шалашах, крытых от непогоды сосновым лапником, а на зиму вырыли землянки, сложили в них печи. Благо глины, песку и камня в округе имелось в изобилии. Потихоньку готовили бревна, сосновые плахи для потолка, мох…

И вот как-то поутру глава семейства объявил домочадцам:

- Начнем сегодня избу новую ладить!

Работали споро, руки мужицкие сызмальства к топору привычны. Не прошло и двух семидниц, как неказистая, но прочная и теплая изба стояла на взгорке, возле расчищенной от кустарника под огород пустоши. Сладили и сараюшки для живности. А к осени зазеленел лоскут озими неподалеку.

Только приметили пытливые ребятишки, что батюшка с матушкой в день накануне начала стройки озабоченно все шептались о чем-то, а затемно незаметно покинули землянку. Вернулись под утро. Покою не давали старенькой бабушке: что, да как, зачем? Особенно досаждала старшая внучка. И как-то уже глубокой осенью, когда бабка с внуками и внучками устроилась на полатях, обдаваемых теплом от печной трубы, поведала им о тайне.

- Ты все спрашиваешь, чего шептались отец с матерью, когда закладывали избу новую? – обратилась бабка к старшей внучке. – Тебе скажу, самой скоро хозяйкой быть. И вы внимайте, пострелы, и вам счастья желаю под крышей дома.

Где-то рядом, похоже, что на крыше, неожиданно громко загукала сова. Ребятки вздрогнули, тесней прижались друг к другу.

- На твою голову, проклятая! – старая приподнялась и трижды сплюнула в ту сторону, откуда донесся звук. Некоторое время прислушивалась, топчется ли сова на крыше или улетела. А потом, как убедилась, что ее нет, заговорила.

- Дом – не только место, где род живет под защитой огня-пената, он и жертвенник. Тот храм, из которого голос поселянина, молитва о помощи в беде или о спасении поднимается через дымоход в заоблачную высь, чтобы там ее могли слышать самые высокочтимые боги наши – Сварог, Лада, Перун. Те добрые и светлые боги, под которыми живет на земле, на ласку которых уповает весь человеческий род…

Окажись в тот момент в этой избе монах ли, поп или иной священнослужитель, посчитал бы и бабку старую, и деток еретиками. Ведь крещеные все. Да только долго еще в этих местах не раздаваться колокольному звону, да и попов не скоро увидят местные жители. Так что своих старых славянских богов считали надежной защитой местные поселенцы. А бабка продолжала торжественно и строго…

- А злая сила так и зырит, так и норовит раз за разом подглядеть, когда и где зарождается новый очаг, лишь бы первой оказаться, засесть там, когда закладывается новый дом, и после шкодить. Потому-то место для дома выбирается тайно, глухой ночью, когда пропоют первые петухи и присмиреет, запрячется по оврагам нечистая сила. Той порой берут хозяева самого лучшего петуха, самого голосистого, идут на место нового дома, отрубают петуху голову и закапывают ее, где будет красный угол – покуть. Это жертва огню-пенату, заклинание, чтобы домовой перешел на новое место и стал на защиту дома, всякого достатка в нем. Потом, уже когда станут закладывать дом, туда же бросают зерна, чтобы семья была богатой, а дом – полная чаша. А когда поселятся…

- Ну, а что делают, когда поселятся, сами видели, - уже веселее сказала старуха. - Поведаю лучше о том, чего не видели и не знаете. – Не скупитесь на жертвы огню – хранителю рода вашего. Они должны быть щедрыми, а самые щедрые–в день солнцеворота на лето. Это день рождения бога Сварога, а Сварог в этот день, как и сыны Сварожьи, самый щедрый. Посуду, в какой приносишь жертву, разбей, чтобы не воспользовался ею никто другой, не то вместо счастья будет тебе несчастье. Если заболеет кто, лечи возле печи или на печи, поближе к огню. А чтоб огонь совсем поборол мор и всякую нечисть, которая засела в теле, надо бросить в воду угли из очага и дать той водицы напиться больному, тогда всякую хворь, как рукой снимет. Если же нет, обратись к высшим богам – солнцу, месяцу, звездам. А еще знайте: порог – межа, по одну сторону от нее боги помогают, по другую нет. Да смотрите, никогда не подавайте, слышите, никому не подавайте руки через порог. За порогом пенат-домовой уже не имеет силы, и кто знает, доброму или злому подаешь руку, зло или благодать введешь в дом…

П ритихла ребятня, внимает бабкиной мудрости. А придет время и кто-то из них, уже умудренный жизненным опытом, вот также будет своим внукам передавать все то, что слышал и узнал.

По весне неподалеку от первой избы выросла еще одна, потом другая, третья. (Рис). И появилась на земле симбирской не деревня даже, а пока деревушка. Поселенцы, побывав у живших в верстах в восьми ниже по течению татар по поводу покупки лошадей для хозяйства, узнали, что речка местная зовется Теренгул. Не мудрствуя лукаво, и деревню свою нарекли так же. Не так уж и много времени прошло, как дотянулась до тереньгульцев длань воеводы князя Долгорукого. Данью обложил, повелел налог в казну платить. Куда деваться, корни пущены, не срываться же с насиженного места…

Так это было или не так, кто об этом нам поведает? Но стала с той торы земля по речке Теренгул для поселенцев Родиной, а сами они тереньгульцами.

Экскурсия в прошлое

Что же привело наших предков на берега речки Теренгул? Увы, об этом мы сейчас можем только предполагать. Немногочисленные исторические документы свидетельствуют, что в Х веке вся территория нынешней Ульяновской области находилась под властью государства Волжская Булгария с мусульманской религией. Булгары вытеснили из Присурья племена мордвы мокша в бассейны рек Мокша и Цна на территорию нынешних Пензенской, Тамбовской и Рязанской областей. Основали множество селений, городищ и даже городов. Однако в связи с тем, что территория края была огромна и булгарам трудно было ее контролировать, на западе Среднего Поволжья в ХI –ХII веках стали появляться первые русские поселения.

Татаро-монгольское нашествие прекратило развитие края. Орды монгол в 1223 году разгромили в приазовских степях объединенное русско-половские войска и повернули на Среднее Поволжье. Через территории нынешних Николаевского, Кузоватовского, Тереньгульского и Сенгилеевского районов ордынцы пересекли южную часть Волжской Булгарии, и, переправившись через Волгу, остановились на реке Черемшан. Борьба шла с переменным успехом, но в 1237 году монголы разгромили булгар, предали край разграблению, сожгли все поселения. В 1247 году войска татаро-монголов ушли в каспийские степи, где основали свое государство Золотую Орду. Многие десятилетия понадобились, чтобы в крае затеплилась жизнь. Но и потом монголы не давали булгарам покоя, совершая постоянные набеги на города и селения.

После объединения русских княжеств, разгрома туменов Золотой Орды войсками Дмитрия Донского и свержения татаро-монгольского ига, русские князья, учитывая горький опыт прошлых лет и осознавая постоянную угрозу с востока, стали решать задачу присоединения Среднего Поволжья в Руси. Решали ее и силой, и мирным путем. К примеру, мордовские племена добровольно помогали русским. Так были освоены земли до впадения Суры в Волгу. Здесь стали появляться крепости и монастыри.

В 1431 году московский князь Василий II наголо разбил войска Волжской Булгарии. От ее столицы остались только развалины. Еще бы немного усилий, и край бы присоединился к Руси. Но промедление русских князей позволило набрать силу Казанскому ханству, и край оказался под его властью. В начале между ним и Русью были мирные отношения. Но уже в ХVI веке участились набеги казанцев на русские земли, они жгли поселения, а взятых в полон русских пленников продавали в Крым в рабство. Чтобы обезопасить страну, на казанском и крымском рубежах приходилось держать большие военные силы, строить оборонительные сооружения.

Уже в первые годы своего правления царь Иван Грозный совершил поход на Казань, но безрезультатно. Летом 1552 года он вновь во главе 150-тысячного войска выступил на Казань. 2 октября Казань пала.

Покорением Казанского и Астраханского ханств окончательно завершилась многовековая борьба русского народа против татаро-монгольского ига. Среднее Поволжье было присоединено к России. В первое время освоение края, а оно проводилось государственным, монастырским и вольным путем, шло медленно, особенно левобережья. В 60-е годы ХVI века русское население оставалось еще малочисленным. Достаточно сказать, что в громадном по территории Казанском уезде, куда входили земли и нашей области, числилось всего 5 сел, 2 сельца, 68 деревень, 4 починка, 1 займище и 14 пустошей с населением 222 человека мужчин, проживавших в 212 дворах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]