Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Деревенские ремесла в средневековой Европе.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
706.66 Кб
Скачать

Часть вторая. Деревенское ремесло в условиях развитого феодального строя. Первый этап (XI—XIII вв.)

Глава V. Условия для деревенских ремесел и промыслов в Европе XI—XIII вв.

С начала второго тысячелетия ландшафт средневековой Европы заметно изменился. Поредели леса, разрослась сеть дорог, увеличилось число распаханных территорий, выросло множество новых поселений, тут и там поднялись мощные замки, крепости, монастыри. Но главное, появились тысячи городов — центров товарного [70] ремесленного производства и рынка. Складывание городского строя ознаменовало созревание в рамках феодализма простого (мелкого) товарного уклада как системы отношений. Это означало переход от безраздельного господства натурального хозяйства, допускавшего лишь элементы мелкотоварного уклада в виде, главным образом, чрезвычайно узкого, поверхностного товарного обращения, к сочетанию господствующего натурального уклада с возникшим мелкотоварным укладом. Начался новый этап в развитии феодализма, его зрелая фаза.

Преобладающей на континенте формой поселения оставалось сельское, аграрное поселение. Абсолютным большинством населения и основным производительным классом являлось крестьянство. Деревенское хозяйство оставалось по основным параметрам самовоспроизводящимся. Сложившиеся и складывающиеся города в массе своей, за исключением нескольких десятков крупных центров, были малы, полуаграрны. Городские ремесленники более кого-либо — и с самого начала — производили для обмена, но и они получали многие нужные предметы, прежде всего продукты питания, со своей или арендуемой земли: товарность их хозяйства была неполной. Очевидно, что масштабы, глубина, роль товарного производства при феодализме были ограниченными, ведь оно находилось тогда на низшей, «простой» стадии. Но воздействие городов и товарного уклада в целом уже на первом этапе развитого феодализма привело к значительной эволюции крестьянства и, в числе главных моментов этой эволюции, — к расширению неземледельческих занятий, т. е. ремесел и промыслов.

Новые условия европейской жизни и развитие ремесла

Помимо развития города в европейской жизни произошли и другие перемены, связанные с экономическими, социальными, политическими отношениями внутри феодальной системы. Многие из этих перемен непосредственно затрагивали крестьянские ремесла и промыслы.

Уже первым показателем общественных сдвигов в то время служит динамика населения. Увеличение темпов и объема прироста населения, а также его плотности, которая была наибольшей в Италии, Франции, [71] Германии, отмечается многими исследователями. Возросшее население требовало больше пищи, одежды, других предметов потребления. Это расширяло масштабы и темпы вовлечения в хозяйство природных богатств, земельных и других ресурсов. В свою очередь, колонизация, развитие городов и торговли создавали новые условия для роста населения. В процессе внутренней колонизации, при освоении значительных земельных массивов возникало множество новых поселений. Одновременно происходила расчистка лесов под пашни и осушение болот. Мелиорацией особенно интенсивно занимались в Англии и Северной Италии; в Ломбардии болота исчезли уже в XIII в. Начались относительно регулярные лесоразработки, т. е. вырубки лесов для хозяйственного использования древесины.

Активное хозяйственное освоение природной среды стало важным экономическим фактором дальнейшего развития средневекового общества, хотя результаты этого процесса использовались в первую очередь господствующим классом и государством. Из-за расширения помещичьей и государственной собственности на угодья, оформления банов, исключительных прав феодалов в отношении земли и ее недр, вод, фауны и т. д., условия для использования крестьянами природных ресурсов значительно сузились.

Это еще больше побуждало к расширению сельскохозяйственного производства, к интенсификации ряда его отраслей. Заметно возросло количество крупного скота, особенно лошадей. Грубое сукноделие (в Англии, Скандинавии, Франции), а затем тонкое (в Италии и Брабанте с XII в., в Западной Германии с XIII в.) все больше распространялось, и овцеводство стало одной из важнейших отраслей европейского животноводства. С XII в. прибыльным делом в деревне стало получение красителей: красного (кошениль, добывалась из дубового червячка в Испании, Южной, а позднее и Северной Франции), желтого (из шафрана, делали в Испании, Италии, позднее Южной Германии), синего (из вайды). Все более распространялось производство хлопчатобумажных тканей: с XII в. в Италии, затем в Испании, Фландрии, Германии; в Германии быстро завоевало популярность производство бумазеи.

Ассортимент злаковых по сравнению с ранним средневековьем практически не изменился, но с X—XII в. значительно расширились посевы масличных и [72] технических культур: олив, льна, конопли, вайды и других, потребность в которых стимулировалась ростом населения, развитием судостроения, возросшим спросом на более сложную одежду, а позднее на белье и бумагу.

Интенсификация земледелия особенно коснулась «малых» форм: садоводства, виноградарства, огородничества. За X—XIV вв. виноградарство достигло уровня, неизвестного Европе ни до, ни после этого времени; виноградники простерлись далеко на север, в заальпийские районы, включая окрестности Берлина, всю Баварию, земли по нижней Висле, южные графства Англии. Успешно развивались также маслоделие, мукомольное дело, изготовление олифы, квасцов, солода и т. п. В Северной и Центральной Европе, наряду с растительным маслом, животным жиром и овечьим сыром стали употреблять коровье масло и коровий сыр. С X—XII вв. в документах все чаще фигурируют прессы — виноградные, фруктово-ягодные (для сидра), масличные. Это деревянное устройство, состоящее из рамы и нажимной балки с грузом, приводилось в движение одним человеком при помощи простого ворота. Все больше распространялись водяные мельницы (когда спадала вода, они приводились в движение конной тягой). Плотины и запруды перегородили теперь все сколько-нибудь заметные внутренние водные бассейны. В XII в. появились и ветряные мельницы, с XIV в. получившие особенное распространение в Голландии.

С начала II тысячелетия произошел и переход к систематическому бортничеству, а вслед за тем — пчеловодству.

Больших успехов достигло сельское хозяйство в Италии. Арабы завезли сюда через Сицилию и распространили, как и в Испании, хлопок, сахарный тростник. Тутовые деревья, которые раньше ценились из-за ягод (из них изготовляли напиток), с XII—XIII вв. стали использоваться для шелководства. В XIII в. на острове Кипр венецианцы заложили первые плантации сахарного тростника, снабжавшие рафинадом Италию. Передовой сельскохозяйственной страной в это время становится Англия, успешно внедрявшая новые методы земледелия и скотоводства.

Расширение земледелия сопровождалось подъемом урожайности, в том числе зерновых, которая к XIII в. достигла уровня сам-4 и затем при всех перерывах и спадах увеличивалась на протяжении всего [73] классического средневековья. Успехи сельского хозяйства способствовали общему подъему крестьянства, укреплению его экономических позиций, постепенному — в течение XIII—XIV вв. — освобождению от личной зависимости.

Воздействие городов, рынка, товарно-денежных отношений, коммутация ренты и углубление феодальной системы изменяли характер сельского хозяйства: оно все более втягивается в товарные отношения. Пока это еще не товарное производство, когда все возмещение (воспроизводство рабочей силы, сырья, орудий труда) идет через рынок, а лишь товарное обращение (обмен) преимущественно сбыт продовольствия и промышленного сырья ради уплаты ренты. Но участие в обмене стимулировало специализацию сельского хозяйства, выделение таких его отдельных отраслей, как разведение винограда, огородных и технических культур, молочное и мясное животноводство. По мере роста городов эти «отрасли» занимали все большее место в занятиях крестьян, особенно пригородных.

Торговля, финансы, сельское хозяйство, военное дело архитектура и строительство, составление календарей и ремесло требовали математических знаний, упорядоченной системы мер, астрономических исследований, новых орудий труда. Значительное развитие претерпели техника и наука, особенно после крестовых походов. Появились рычажные механизмы, толчеи, молоты, приводимые в движение водяным колесом (в ткачестве, горном и мельничном деле). Развивалась прикладная химия (красильное дело, стеклоделие, металлургия, изготовление алкогольных напитков, мозаики, эмали и др.). Распространяются очки, механические часы, ножной гончарный круг, римский водопровод, многие сложные инструменты, с XIV в. — артиллерия. Большие успехи были достигнуты в военном снаряжении, кораблестроении и технике судоходства, градостроительстве и фортификации, устройстве гидротехнических сооружений. Создавались книги под названием «Механика», где рассматривались прикладные вопросы, элементарная теория пяти простых механизмов (рычаг, полиспаст, клин, винт, ворот), а затем, с XII—XIII вв., также статика (главным образом, гидростатика) и кинематика. Появились записки и книги о различных ремеслах, в том числе переводные с арабского и греческого.

Значительно расширилась торговля, которая с появлением городов стала особой и очень важной сферой [74] общественной жизни. С начала II тысячелетия наряду со Средиземноморским все очевиднее становилось значение Североморско-Балтийского и Черноморско-Каспийского торговых регионов. В области трансконтинентальной— «большой», дальней — торговли все больший удельный вес получают так называемые «красные» товары (ткани) и «тяжелые» товары: рыба, вино, соль, металлы, мех, кожа, пенька, смола, воск, пряжа, сукно, шерстяные и льняные ткани, позднее — хлеб. Эти товары имели широкую социальную базу производства и спроса, и их распространение на рынках — существенный показатель втягивания в рыночные отношения массы непосредственных работников.

Развитие городов и торговли, разрастание политико-административной сети сопровождались ростом коммуникаций, особенно водных, более дешевых и удобных для транспортировки именно «тяжелых» товаров. Росли сухие пути, строились каналы (в Ломбардии, Южной Франции, Нидерландах, германских, северо-западных русских землях), осваивались волоки и перевалы. В результате возникали комбинированные дорожные системы, одной из мощнейших был «путь из варяг в греки», проходивший преимущественно по территории Руси и особенно развившийся с XI в. Расширение связей давало мощный стимул местной промышленности. Английская и испанская грубая шерсть-сырец и полуфабрикаты тканей домашнего производства стали сырьевой базой итальянского, в частности тосканского сукноделия. На привозном сырье базировались прославленные металлообрабатывающие ремесла Парижа, Милана, Нюрнберга. И раньше издалека доставляли некоторые красители (например, индиго) и закрепители для мощного европейского сукноделия; теперь же стало возможным издалека привозить соль. Безусловно, что «только от распространенности сношений зависит, теряются — или нет — для дальнейшего развития созданные в той или другой местности производительные силы, особенно изобретения».

Конечно, в жизнь населения вторгался прежде всего сугубо местный обмен, местные сырьевые и прочие возможности. Но в процессе более дальнего обмена закреплялось природно-хозяйственное районирование, оно перерастало в экономическое районирование — один из [75]

1, 2 – менялы; 3 – мелкое литье; 4, 5 – височные подвески. [76]

важнейших типов общественного разделения труда, сыгравший большую роль также в развитии сельских ремесел и промыслов. Так, отдельные районы Европы, которые славились виноделием, получали возможность регулярно сбывать свое вино (Аквитания, Бургундия, Анжу, Шампань, Гасконь, Тоскана, Кампанья, районы Рейна и Мозеля, Испания, Византия). Основными житницами Европы, особенно с XIV в., стали Северо-Западная и Южная Германия; соответственно там развились такие ремесла, как мукомольное, кожевенное, сыроварение. Дания славилась сконской сельдью. Грубое сукно, олово, свинец, позднее уголь поступали из Англии; вино и сукна — из Франции; железо, медь, серебро, оружие — из Германии, Чехии, Швеции; пушнина, воск, смола, деготь, поташ — из Руси; изысканные ремесленные изделия и левантийские товары — из Италии и Византии и т. д.

Ко второму периоду средневековья значительно возросли роль и масштабы промыслов: добыча и переработка металлических руд, соли, рыбы, леса и лесных продуктов, удобрений и др. Особенно поднялось горное дело, где с XII в. стал применяться шахтный способ, а уже через три столетия оно становится одной из первых в Европе сфер раннекапиталистического производства. Значительно развилась и металлургия, составившая базу самой разветвленной и продвинутой отрасли средневековой промышленности — кузнечного дела. По мере подъема горнометаллургические промыслы начали бороться за освобождение от сеньориальной зависимости и подобно городам добиваться фиксации своих обычаев: особого горного права, привилегий, личной свободы участников. Правда, комплексных привилегий добились лишь крупнейшие промысловые районы, прежде всего немецкие, чешские, венгерские, шведские, прочие же либо довольствовались отдельными привилегиями (как английские промыслы известного Форест оф Дин — Динского леса), либо оставались в зависимом состоянии. Но и ограниченные привилегии, закрепляя повышенный статус промыслов, способствовали превращению их к XIV в. в особую — в производственном, административном, социальном и правовом отношениях — и очень важную сферу жизни. Это означало следующий за выделением города этап и параллельное направление общественного разделения труда. Большинство промыслов, однако, оставалось на более низких [77] производственных и социальных стадиях; обычно в рамках домашнего хозяйства, хотя и они эволюционировали под воздействием городов и обмена и также превращались в важные участки общественного производства.

Еще заметнее, чем добывающие отрасли, изменялось ремесло, не связанное со статичной производственной базой и встречающее неизмеримо меньше трудностей на пути организации труда, выработки новой техники и технологии. Развитие ремесла стимулировалось и более активным освоением среды, и хозяйственными условиями, но также, во все большей мере, социальными и политическими факторами.

Сложение господствующего класса с его бытом и военно-административными обязанностями, усиление политико-административной и военной систем феодального государства, рост церковных учреждений, разрастание городов, междоусобицы и развитие фортификационных сооружений — все это давало значительный импульс строительству. Строили очень много, дома, дороги, корабли. В строительном деле (включая архитектуру, украшение и убранство зданий) увеличились темп, качество, затраты средств и труда. С XI в. интенсифицировалось каменное строительство, особенно военное — замков, крепостей, все шире внедрялся кирпич. Мощными сооружениями стали, в частности, северофранцузские замки с их донжонами (с XII в.). Город, монастыри, даже поместья окружались стенами. Те же обстоятельства стимулировали кузнечное, оружейное и ювелирное дело и монетную чеканку, привели к расширению сферы обслуживания. Ведущие позиции в товарном промышленном производстве занимали города. Как ни слаб и малонаселен был город, но концентрация в нем профессиональных ремесленников и торговцев по сравнению с деревней была внушительной: он имел по несколько десятков, а в крупных городах и сотен, мастеров и десятки торговцев. И только с возникновением городов ремесленники и купцы составили самостоятельные, со своими функциями и особенностями, категории самодеятельного населения.

По мере складывания городов в них перемещались многие ремесла: ювелирное и монетное, точная металлообработка (слесарное и токарное дело), оружейное, изготовление военного снаряжения. В городах, по преимуществу, сосредоточились ремесла архитектурное и стекольное, сапожное и кожевенное, ткацкое и [78] сукнодельное, кораблестроение и изготовление наземных средств сообщения, с XII в. — производство книг и многое другое. В городе развивались тонкие, специализированные ремесла, появился более сложный инструментарий, сложились наиболее благоприятные на том этапе условия труда и сбыта. В городе усовершенствовалась ремесленная мастерская как производственная ячейка, сложились институты подмастерьев и ученичества. Там возникли наиболее передовые для своего времени формы организации ремесленников и торговцев — цехи, гильдии, компании.

С развитием города профессиональное ремесло в деревне потеряло свои ведущие позиции, а специализация промыслов снизила значение разобщенных сельских старателей. Наиболее важным вкладом деревни в промышленную историю на этапе зрелого феодализма стало домашнее ремесло, которое под воздействием городов также претерпевало серьезные сдвиги: с одной стороны, происходило его определенное профилирование, товаризация и распространение вширь; с другой — шло ограничение по номенклатуре, качеству, концентрации, формам организации и рынкам сбыта.