Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 курс Кантимирова_2008.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
2.85 Mб
Скачать

Свобода, равенство, братство.

...Общественная и частная собственность, мосты, дороги, железнодорожные пути, памятники находятся под защитой республики.

Всякий, кто будет застигнут совершающим повреждения общественных дорог или посягающим на собственность, уничтожающим или перерезающим железнодорожные пути, портящим общественно полезные предметы, будет немедленно наказан в соответствии с законами, в частности, согласно закону об охране железных дорог...

Граждане, уничтожение собственности всегда является отвратительным актом; в настоящих условиях это измена республике; будьте же бдительны и активны. Защищая себя, вы также защищаете священный интерес родины.

(11 подписей)

ДЕКРЕТ О ДОСРОЧНОЙ ОПЛАТЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАЙМАМ2 Париж, 4 марта 1848 г.

Именем Временного правительства.

Министр финансов,

принимая во внимание, что для благосостояния республики необходимо, чтобы все работы были возобновлены и чтобы торговля как можно скорей вошла в свою обычную колею;

принимая во внимание, что наилучшим средством для достижения этой двойной цели является восстановление прямого обращения звонкой монеты;

принимая во внимание, что государственное казначейство в настоящее время располагает наличностью, необходимой для полугодовой оплаты 5-процентной ренты...

постановляет:

5-процентная рента, срок оплаты которой за полугодие истекает 22 сего марта, будет оплачена в Париже и департаментах в обычном порядке кассами казначейства, в Париже начиная с 6 марта текущего года, в департаментах – начиная с 15 марта.

М. Гудшо

ДЕКРЕТ О 45-САНТИМНОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ НАЛОГЕ НА ЗЕМЕЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ1

Временное правительство,

считая, что интересы республики требуют немедленного ассигнования крупных средств для поддержки промышленности и торговли,

считая не менее важным и не менее срочным реорганизацию военных сил республики,

постановляет:

временно и только в 1848 г. будет взиматься 45 сантимов (с каждого франка) общей суммы податного обложения по четырем прямым налогам за указанный год;

сантимы, облагающие поземельные налоги, ложатся только на владельца независимо от всякого иного указания в договорах о найме и соглашениях;

сумма временного обложения взимается немедленно, без новых предупреждений плательщикам; расходы по взиманию этих сантимов определяются сборщиками налогов в размере четверти суммы, определяемой для обыкновенных налогов; общим и особым сборщикам не будет предоставлено никакого вознаграждения.

Дан в Совете правительства 16 марта 1848 г.

Члены Временного правительства

ДОГОВОР МЕЖДУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И РАБОЧИМИ ЗАВОДА ДЕРОНА И КАЙЛЯ2 25 марта 1848 г.

Сегодня, в 8 часов утра, в Люксембургском дворце имело место под председательством г. Л. Блана собрание рабочих представителей завода господ Дерона и Кайля. На этом собрании, на котором присутствовал г-н Кайль, долго обсуждался вопрос о временном договоре, подлежащем заключению в целях немедленного возобновления работы, а также вопрос о постоянном договоре. После всестороннего обсуждения собрание принял о по вопросу о временном договоре следующее постановление:

1. Рабочие-механики завода Дерона и Кайля образуют между собой ассоциацию, в основании которой будет лежать считающийся утвержденным с настоящего момента принцип, состоящий в том, что в случае, когда количество имеющейся работы находится не в соответствии с количеством наличных рабочих, работа будет распределяться так, чтобы ни один из последних не был бы лишен заработка, т. е. куска хлеба...

2. Общая сумма заработной платы, получаемой в настоящее время рабочими-механиками, остается без изменения.

3. Особый комиссар совместно с представителями рабочих и инженером должен будет составить проект настоящего договора. Г-н Видаль назначается комиссаром по указанию присутствующих на собрании рабочих.

Ш. Дерон и Кайль. Древе. Лалойе. Колдэн. Мэ

округа А. Дюран Сент-Аман.

Утверждено: Луи Блан – член Временного правительства, председатель правительственной комиссии по труду

ИЮНЬСКОЕ ВОССТАНИЕ ПАРИЖСКОГО ПРОЛЕТАРИАТА

ИЗ ПРИКАЗА О ЧАСТИЧНОЙ ЛИКВИДАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ1

1. Холостые рабочие в возрасте от 18 до 25 лет приглашаются встать под знамена республики для пополнения различных полков армии.

Те, кто откажется добровольно направиться в армию, будут немедленно исключены из списков национальных мастерских.

2. Немедленно начинается перепись рабочих Парижа. Рабочие, которые не смогут документально доказать, что они пробыли в Париже до 24 мая в течение шести месяцев, будут сняты с работы и перестанут получать заработную плату.

3. Списки рабочих... будут выставлены в специальных бюро, расположенных по возможности ближе к центру Парижа, где с ними при посредстве администрации смогут ознакомиться хозяева предприятий... Рабочие, отказывающиеся встать на работу, будут тотчас же вычеркнуты из общих списков национальных мастерских.

4. Рабочие, которые не будут исключены из списка согласно предыдущим параграфам, ... будут получать сдельную, а не поденную плату.

5. Возможно в более короткий срок будут организованы бригады рабочих, которые будут направлены в департаменты для выполнения под руководством инженеров путей сообщения крупных общественных работ.

ИЗ ДОНЕСЕНИЙ ПРЕФЕКТА ПОЛИЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ1

21 июня

Вчера вечером, в 9 часов, когда войска покинули площадь Ратуши, бунтовщики, хлынув к мосту Д'Арколь, стали издавать возмутительные возгласы и бросать камнями в парижских гвардейцев и в войска. Тотчас по приказанию комиссара полиции толпа была оттеснена к мосту Парижской богоматери.

22 июня, 11 часов дня.

Колонна рабочих в 500 человек со знаменем впереди только что прошла по 7-му району. Она прошла по улице Тиссерандери и направилась в сторону Бастилии. Лица, составлявшие эту колонну, говорили, что они не отправятся в Солонь, что они лучше умрут здесь. Они добавляли, что с оружием в руках пойдут против Национального собрания и что им поможет легкая гвардия.

12 часов дня.

На площади Ратуши находятся довольно многочисленные группы. Разговаривают о Солони. Говорят, что эта нездоровая местность, что рабочие должны отказаться отправиться туда и что правительство приняло эту меру для того, чтобы избавиться от них.

Колонна, о которой шла речь, направляется по улице Сент-Антуанского предместья. Лица, составляющие ее, повторяют хором: «Мы не поедем!» Они наносят оскорбления Ламартину и Мари и говорят, что богачи – воры. Они прибавляют, что сегодня в 6 часов вечера они должны все встретиться на площади Пантеона.

7 1/4 – часа вечера.

Колонна, которая идет по улице Сен-Жак и состоит из 3 тысяч рабочих с дюжиной знамен национальных мастерских, пересекает улицу Ситэ, мост Парижской богоматери и входит в улицу Сен-Мартен с крикам: «Работы! Работы! Хлеба! Мы не уедем!» Другие кричат: «Мы ее получим! Мы ее получим!» Некоторые: «Да здравствует Барбес!».

9 часов.

Колонна приблизительна в 8-10 тысяч человек, которая, как видно, идет из Сент-Антуанского предместья, проходит в настоящее время мимо ратуши. Эта толпа, над которой видны многочисленные знамена, направляется к Пантеону, чтобы присоединиться к рабочим 12-го района. Смешанные крики раздаются из этого сборища, в котором принимают участие и женщины. Демонстранты требуют работы и прибавляют: «Мы не уедем! Мы ее получим! Мы его повесим! Да здравствует республика!» Некоторые требуют убийств и грабежей, крича: «Долой правителей! Долой национальную гвардию!» Среди этой толпы был замечен одетый в форму сапер, который нес знамя, и много солдат подвижной гвардии с патронташами, которые вместе с другими голосили: «Этому надо положить конец!»

ИЗ ПОЛИЦЕЙСКИХ ДОНЕСЕНИЙ О ХОДЕ ВОССТАНИЯ 23 ИЮНЯ 1848 г.1

На улице Сен-Мартен раздаются крики: «К оружию!», «На баррикады!»

Улица Сен-Дени до того забита людьми, что по ней невозможно пройти. Говорят, что там возводятся баррикады, лавки повсюду закрываются.

В доме № 10 по набережной Сыромятников только что разграблена оружейная лавка.

Рота стрелков выступила против двух баррикад, построенных у входа на улицу Пти-Пон и охраняемых вооруженными людьми. Как только инсургенты увидели войска, они дали по ним два залпа, стрелки отвечали тем же.

200–300 человек возводят две баррикады на бульваре Сен-Дени и приступают к постройке третьей...

В 11-м округе возводятся баррикады, повсюду разносится клич: «К оружию!».

Возле площади Бастилии и на бульварах рабочие строят баррикады.

Полдень... При входе на улицу Планш-Мибрэ высится баррикада.

У заставы Сеи-Дени, у заставы Сен-Мартен опрокидываются повозки для постройки баррикад. Если не будут приняты решительные меры, если движению дано будет разрастись, мы можем, судя по донесениям агентов, ждать второго издания февраля.

Баррикады высятся на улице Сен-Виктор, в верхней части улицы Сен-Жак, вооруженные люди спускаются из этого предместья.

Мятеж бушует на территории от бульваров до набережных.

Баррикады у заставы Сен-Дени. Баррикады на набережной Жевр, против префектуры. Войск не видно. Офицер мобильной гвардии обезоружен, его отряд, поспешно отступил во Дворец юстиции. Лавка оружейника Лейд в доме № 16 по набережной Жевр разгромлена, он отдал сабли и кинжалы; на улице Планш-Мибрэ опрокинут омнибус. Всюду от набережной до бульваров двери запираются, жители в панике, массы на улицах крайне возбуждены...

ИЗ ДОНЕСЕНИЯ Я.Н. ТОЛСТОГО В ПЕТЕРБУРГ1 15 июня 1848 г.

...Невозможно определить количество жертв, но составить о них представление можно хотя бы лишь по тому, что взятие баррикады моста С.-Мишель стоило национальной и мобильной гвардиям и войскам 4000 человек. Несколько батальонов мобильной гвардии были почти уничтожены: 7-й батальон потерял из 700 человек 300; в 19-м, где насчитывалось 750 человек, осталось только 120. Генерал Негрие был убит, 10 других генералов были более или менее тяжело ранены. Генерал Бреа и его адъютант, взятые в плен мятежниками, были, тут же расстреляны...

Пленный, которого упрекали за то, что он поднял оружие на своих братьев, отметил: «Чего вы хотите? Это война неимущего против имущего!» Таков вообще был лозунг мятежников.

Если у вас есть перед глазами план Парижа, то вы увидите, что мятеж господствовал на пространстве огромного полукруга, составляющего приблизительно половину Парижа. В случае неудачи расположение домов и бесчисленное количество узких улиц создавали почти непреодолимые затруднения для войск и обеспечивали мятежникам верное отступление. Многие баррикады имели вид настоящих крепостей: они достигали вышины трех этажей и были сооружены из строительного камня и других прочных материалов. Решетчатые ставни занятых мятежниками домов были обиты мягким, лестницы были уничтожены и было установлено сообщение по всей линии захваченных анархистами зданий.

Все эти ужасные события придают Парижу зловещий вид. Движение по городу воспрещено: выходы улиц заняты пикетами, нельзя пройти без письменного разрешения мэра или полицейского комиссара, вас обыскивают, и вы идете к месту своего назначения, переходя от поста к посту в сопровождении национального гвардейца. Несколько газет появилось в объеме полулиста; сообщаемые ими известия противоречивы. Впрочем, они не смеют ничего печатать без согласия диктатора...