Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 курс Кантимирова_2008.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
2.85 Mб
Скачать

Документы и материалы революционное и национально-освободительное движение в XIX в.

1815 г. – Второе сербское восстание.

1819 г. – Подъем национально-демократического движения в Англии. «Битва при Питерлоо».

1820 г. – Восстание под руководством Р. Риего в Испании.

1820–1823 г. – Вторая буржуазная революция в Испании.

1820–1821 г. – Буржуазные революции в Неаполитанском королевстве и в Пьемонте.

1821–1829 г. – Национально-освободительная революция в Греции.

1830 г. – Лондонский протокол о независимости Греции.

1830 г. – Июльская революция 1830 г. во Франции.

1830 г. – Революция в Бельгии и признание независимости Бельгии.

1830 г. – Закрепление автономии Сербии.

1830 г. – Польское восстание.

1831 г. – Восстание рабочих Лиона.

1831 г. – Революция в Центральной Италии.

1831–1832 г. – Введение Органических регламентов в Валахии и Молдавии.

1833-1840 г. – Первая карлистская война в Испании.

1834 г. – Восстание рабочих в Лионе.

1834–1843 г. – Третья буржуазная революция в Испании.

1836 г. – Основание лондонской ассоциации чартистов.

1836 г. – Основание Союза справедливых в Германии.

1837 г. – Создание тайного общества О. Бланки во Франции.

1843 г. – Революция в Греции.

1844 г. – Восстание ткачей в Силезии.

1846 г. – Краковское восстание.

1847 г. – Гражданская война швейцарских кантонов.

1847 г. – Основание «Союза коммунистов».

1848 г. – Первое издание «Манифеста коммунистической партии».

1848 г. – Восстание в Париже и провозглашение Второй республики во Франции.

1848 г. – Крестьянское восстание в Западной Галиции.

1848 г. – Принятие конституции в Сардинском королевстве.

1848 г. – Восстание в Берлине.

1848 г. – Восстание в Милане.

1848 г. – Начало революции в Австрии, Венгрии, Чехии.

1848 г. – Польское восстание в Познанском герцогстве.

1849 г. – Римская республика.

1849 г. – Провозглашение независимости Венгрии.

1852 г. – Превращение Черногории в светское государство.

1854–1856 г. – Четвертая буржуазная революция в Испании.

1859 г. – Австро-итало-французская война.

1859–1861 г. – Объединение Валахии и Молдовы, образование Румынии.

1861 г. – Образование Италии.

1862 г. – Буржуазно-демократическая революция в Греции.

1863–1864 г. – Польское восстание.

1864–1876 г. – Первый интернационал.

1868–1874 г. – Пятая буржуазная революция в Испании.

1872–1876 г. – Вторая карлистская война в Испании и провозглашение Испанской республики.

1877–1878 гг. – Сербско-турецкая война за освобождение.

Франция накануне революции

ФРАНЦУЗСКАЯ ПРЕССА ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ 1847–1848 гг.

Из демократической газеты «реформа» от 1, 13 и 20 января 1847 г.

Около 80 тысяч каменщиков, плотников и других являются безработными: работы сильно сокращены... Промышленность расстроена до основания. Заработная плата снижается... Капитал прячется в сундуки, как при самых больших бедствиях... По парижским улицам нельзя сделать шагу, чтобы не видеть закрытых магазинов. Большая часть мелких торговцев, которые держались только кредитом, не может противостоять кризису. Каждый день приносит бесчисленные банкротства, аресты, продажи имущества судебными властями.

ИЗ ГАЗЕТЫ «МОНИТЕР» ОТ 30 АПРЕЛЯ 1847 г. 1

Город Эльбеф. Многочисленное рабочее население находится в весьма тяжелом положении вследствие сокращения фабричных работ и дороговизны хлеба.

Город Руан – ...вдвойне затронут сокращением промышленных и торговых операций и повышением цены хлеба.

Затяжной кризис, поразивший промышленность, и особенно недостаток, денег вызывают снижение ставок заработной платы.

ИЗ КНИГИ Ж. А. БЛАНКИ «О РАБОЧИХ ВО ФРАНЦИИ В 1848 ГОДУ»2

В хлопчатобумажной промышленности есть категории рабочих, заработной платы которых не хватает на жизнь, даже если заработок постоянен... Самые уязвимые пункты в промышленности – это антисанитарность жилищных условий и злоупотребление детским трудом на фабриках... В Руане, а еще больше в Лилле, есть трущобы, не заслуживающие названия жилищ, где люди дышат убийственным воздухом, где дети преждевременно дряхлеют после тяжелых болезней... Свыше 30 тысяч детей не получают никакого образования.

В департаменте Севера царит наибольшая нужда наряду с блестящим богатством. Значительная часть населения Лилля живет в подвалах, находящихся на 2–3 метра под землей. Свежий воздух проникает туда лишь через дверь лестницы...

ИЗ ВОСПОМИНАНИИ МАРКА КОССИДЬЕРА1

Двор, министры, чиновники и аристократы истощали финансовые ресурсы страны. Дворцовое ведомство разоряло государственные поместья и хищнически вырубало государственные леса. Государственный бюджет распухал, дабы можно было удовлетворять алчные вожделения всех служителей королевской власти... Места, поставки, постройка общественных зданий – все служило предлогом для постыдного взяточничества...

Министр, пэр Франции и миллионер были преданы суду и изобличены во взяточничестве; один князь был осужден за подлог, один адъютант регента был прогнан за мошенничество; один королевский посол покончил самоубийством при таинственных обстоятельствах; другой королевский посол зарезал бритвой своих детей; секретарь министра и пэр Франции продавали по высоким ценам государственные должности; в продовольственном, морском и военном ведомствах агенты короля расхищали государственные финансы и государственное имущество и совершали всякого рода другие мошенничества...

Повсюду среди высших классов личная честность и честность политическая, святость семьи, чистая совесть приносились в жертву грубым инстинктам и господству материальных интересов, превозносимых правителями...

Политика стала жульничеством, ложью, предметом торговли, а Франция – лавочкой, в которой вели свою торговлю бесчестные люди. Все благородные чаяния, все стремления были подавлены: закрывали любимые молодежью кафедры истории, литературы и философии, преследовали газеты и всех представителей независимой мысли, открыто демонстрировали и с парламентской трибуны, и в королевском дворце, и в подкупленных листках ненависть к народу и к революции.

Под влиянием всего этого все классы населения... стали пробуждаться. Избиратели, буржуазия, промышленники и торговцы капиталисты и собственники, дотоле поддерживавшие этот гнусный режим, увидели, наконец, что он истощает все источники общественного достояния и выгоден только интриганам, прикармливаемым властью...

Над возродившимся либерализмом поднималась в свою очередь и проникалась справедливым сознанием своей силы великая партия французской традиции, свободы, равенства, братства, партия народной республики, которую мучили и преследовали в течение пятидесяти лет.

К моменту открытия новой сессии парламента королевский двор и министерство очутились, таким образом, перед лицом всей Франции, готовой к борьбе, исход которой тогда уже легко было предвидеть...

ИЗ РЕЧИ ОДИЛЛОНА БАРРО НА БАНКЕТЕ В ШАТО-РУЖ 10 июля 1847 г.1

Не будем взваливать ответственность за недостатки современной политики на эту славную июльскую революцию. К постыдному зрелищу, которое открывается теперь перед нашими глазами, мы пришли, не управляя согласно принципам этой революции, но, наоборот, действуя в противоположность им и извращая их...

Будем откровенны, не одно только правительство виновно во всем этом. Не являемся ли мы сами собственными хозяевами?… Избиратели, это я к вам обращаюсь! Посмотрим на самих себя: не будем неразумно обращаться к причинам, которые не являются настоящими причинами зла; зло – в нас самих; зло в политическом индифферентизме; зло – в наших политических нравах, зло – в инстинктивном и сохраненном по привычке от времен самодержавия отчуждении от истинных условий свободы! Франция еще может сама располагать своей судьбой, и всякое отчаяние, так же как и всякий неразумный гнев, должно нанести ей ущерб. И именно вследствие этого пусть мне будет позволено, возвращаясь к этому новому и, я надеюсь, окончательному установлению суверенитета нации и вдохновляясь теми чувствами, которые нас воодушевляли тогда, провозгласить: «Да, назад к июльской революции!».

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1848 г.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЯ МАРКА КОССИДЬЕРА О ПОСТРОЙКЕ БАРРИКАД В ПАРИЖЕ ВЕЧЕРОМ 23 ФЕВРАЛЯ И В НОЧЬ НА 24 ФЕВРАЛЯ2

Восставший народ вышел на улицы со своими профессиональными инструментами, которые на следующий день должны были уступить место оружию. Подпиливали прекрасные деревья бульваров, выворачивали железные решетки памятников, газовые фонари, фонтаны и бараки и все, чем можно было загородить улицы для войск.

На мостовые сваливали материалы строившихся зданий – балки, огромные глыбы камней, доски, тележки. И все это прикрывалось ужасающими стенами из камней мостовых. Повсюду слышны были только удары топоров и гул деревьев, которые, падая, ломали свои сухие ветви. Временами доносилось щелканье ружей и раздавался треск выстрелов, терявшихся во мраке. И почти беспрестанно, точно монотонный аккомпанемент, гудел набат.

Вскоре баррикады были заняты и поставлены были часовые. И вокруг искрившихся костров виднелись присевшие на корточки люди, отливавшие пули, спокойно попыхивая трубками, на этих своеобразных биваках, посреди великого города, вспаханного для посадки свободы.

Республиканцы, рабочие, тайные общества, все люди с благородными и любящими сердцами мужественно работали всю эту памятную ночь. Одни обходили баррикады и уже провозглашали низложение короля. Другие собирали снаряды и оружие. И повсюду – непоколебимая решимость и почти верная надежда завоевать, наконец, республику, за которую народ так много страдал.

С зарею Париж проснулся, таким образом, среди разгара восстаний, и равнодушные, те, что провели у себя дома тревожную ночь, должны были сильно удивиться нечеловеческой мощи трудящегося народа, который в несколько часов превратил изящный и благоустроенный город в несокрушимое поле сражения с нагроможденными деревьями, всякими обломками и укреплениями.

Весь центр Парижа принадлежал восстанию на территории по крайней мере квадратной мили – между улицей Монмартр и улицей Сент-Антуан, между набережной и бульварами. Проход через ворота Сен-Дени был закрыт огромнейшей баррикадой, и главные входы в лагерь инсургентов были также защищены непроходимыми барьерами. В небольших уличках центра, каковы улицы Бобур, Транснонен, Гравилье и другие, баррикады следовали друг за другом почти через каждые десять шагов, и повстанцы с энтузиазмом готовились к бою в этом лабиринте небольших цитаделей, сообщавшихся между собой и с соседними домами...

ИЗ ДОНЕСЕНИЙ Я.Н. ТОЛСТОГО1 Четверг, 24 февраля

К 6 часам утра до 2 тыс. баррикад уже возвышается на улицах, площадях, окраинах. Толпа держит себя угрожающе. Лица, принадлежащие к республиканским и коммунистическим ассоциациям, руководят рабочими, раздают пули, порох, оружие и дают инструкции. Решетки у всех застав, вокруг всех памятников разрушаются и служат для укрепления баррикад, из коих некоторые доходят до уровня второго этажа. Все деревья на бульварах скошены, как после бури. Бьют сбор. Национальная гвардия сливается с толпой и шествует вместе с нею. Железнодорожные рельсы сняты, чтобы воспрепятствовать прибытию войск. Эти гигантские приготовления совершились как будто одновременно и одним человеком. К 10 часам утра все готово. Массы приходят в движение и спускаются из предместий к центру столицы с национальными гвардейцами во главе. 45-й полк и пожарные передали свое оружие народу; все мэрии также сдали имевшееся оружие; частные лица были вынуждены поступить так же. На подъездах домов делаются мелом пометки: «оружие сдано»...