Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 4 о шагах становления системы аффективной организации сознания и поведения в онтогенезе

Поведение ребенка в это время характеризуется как циклич­ное, ритмичное, периодичное, а поведение мамы описывается как отслеживание изменений в состоянии ребенка и чуткая, спонтан­ная (интуитивная) подстройка к его нуждам и ритмам их проявле­ний. То есть здесь мы можем определить подстройку мамы как адаптацию первого уровня — усвоение ритмов и кольцо отслежи­вания «свежих следов», позволяющее наиболее полно воспринять, что происходит с младенцем, и предупредить возникновение его недовольства. Если дискомфорта ребенка все же не удается избе­жать, к разрешению проблемы подключаются другие, более ак­тивные уровни; трудности фиксируются, осознаются и опредме­чиваются, могут вербализироваться. В их преодолении мама при­меняет свой опыт и изобретательность, обращается к опыту семьи, подруг, ищет решения в популярной литературе, на интернет-кон­ференциях или вызывает врача.

Сохранение собственного душевного равновесия матери в это время впрямую зависит от состояния ребенка. Как указывают М. Айнсворт и С. Белл (Ainsworth, 1963; Bell, Ainsworth, 1972; Ains-worth, Bell, 1974), при общем настрое матери на ребенка более все­го она чутка к проявлениям его дискомфорта. Поэтому, если он продолжает быть недоволен в ситуации, когда все возможное уже сделано, и очевидные «серьезные» нужды удовлетворены, она про­должает успокаивать и его, и себя тактильным контактом, тра­диционным укачиванием, ритмическими приговорами и колы­бельными.

Таким образом, мать с самого начала берет на себя функции не только внимательного организатора удовлетворения виталь­ных потребностей, но и активного регулятора аффективных со­стояний младенца. Известно, что уже около двух месяцев ее спо­собность влиять на состояние ребенка значительно возрастает, мама становится более уверенной в себе и знает, что при необхо­димости может помочь ему перенести даже реально неустрани­мый дискомфорт — отчасти унять, закачать и заговорить его не­довольство.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в норме активность взрослого в регуляции аффективных состояний младенца уже в это время инициируется и поддерживается не только реакциями

Гл а в а 4 ^ шагах становления системы аффективной организации сознания и поведения в онтогенезе

213

на появление дискомфорта. Недовольство ребенка призывает близких в первую очередь искать его конкретную причину и под­бирать способ ее реального устранения. Все остальное выступает как вспомогательное средство для разрешения возникшей пробле­мы. Например, сильно проголодавшийся младенец может возбу­диться настолько, что это помешает ему взять грудь или соску, он начнет захлебываться, терять ее, что, в свою очередь, будет только усиливать его раздражение, поэтому опытная мать, чтобы не «со­рвать» кормление, постарается сначала успокоить малыша.

Другое дело — исходно проявляющаяся ориентация ребенка налицо и, вскоре, на глаза взрослого. Как известно этологам, об­ращение взгляда к другому человеку является механизмом ини­циации эмоционального контакта. Существующая у младенца ори­ентация на близкого человека становится призывом к общению, запускающим эмоциональные реакции взрослого — соответству­ющую мимику, улыбку, разговор, тактильное воздействие.

В этих первых формах непосредственного эмоционального контакта происходит уже не столько успокоение малыша и редук­ция его отрицательного возбуждения, сколько осторожное тони­зирование, достижение уровня оптимальной активности в воспри­ятии'7 . Как известно, диапазон такой активности у младенца не­велик, и его собственным механизмом дозирования контакта является пресыщение и отведение взгляда. Поэтому и здесь взаи­модействие строится на основе синхронизации обращений мамы с циклами внимания ребенка: стимуляции в моменты его готов­ности к контакту и чуткой реакции на признаки пресыщения — пластичное усвоение ритма пауз и сосредоточения на общении, позволяющего ребенку избежать перевозбуждения и дискомфор­та^8 . Такое общение сравнивается с взаимодействием партнеров в танце (Condon, Sander, 1974; Stem, \Э11; Field, 1977; Brazelton, 1982; Brazelton, Cramer, 1991).

1 7 М.И. Лисина (1974 б), СЮ. Мещерякова (1988) выделяют как не­ специфическую функцию общения повышение общего тонуса младенца, активности по отношению к предметному миру, к другим людям, к себе.

18 Для поддержания общения взрослый должен удовлетворять потреб­ ность младенца в паузе (Field, 1977).

214

Гл а в а 4 ^ шагах становления системы аффективной организации сознания и поведения в онтогенезе

Таким образом, в норме, при правильной организации взаи­модействия, младенец очень рано имеет возможность использо­вать взрослого в решении не только всех реальных адаптивных задач, но и для полноценной саморегуляции: редукции возбужде­ния и поддержания оптимальной активности, необходимой для развития отношений со средой. Если этого не происходит, психи­ческое развитие ребенка нарушается даже в случаях удовлетвори­тельного ухода, как мы видим это в случаях госпитализма и вос­питания детей с аутизмом19.

Мы видим, что первые формы взаимодействия младенца и взрослого в норме в основном организуются с помощью аффектив­ных механизмов первого уровня. Именно они лучше всего подхо­дят для обеспечения гибкой и спонтанной подстройки друг к другу. Рассмотрим далее, как в складывающейся системе общей адапта­ции актуализируются и развиваются другие, более активные меха­низмы организации отношений с миром и способы саморегуляции.

В ситуации, когда взрослый отвечает за сохранение комфор­та, удовлетворение потребностей и постоянно согласует свои дей­ствия с его жизненными ритмами, взаимодействие младенца со средой происходит сначала как пластичное уподобление, приня­тие предлагаемых ему удобных форм адаптации. Это — усвоение позы на руках, общего движения в ситуациях купания или пеле­нания, самого ритма жизни — сна и бодрствования, еды и других режимных моментов, а также миметическое заражение эмоцио­нальным состоянием матери.

Именно пластичность помогает младенцу естественно и удоб­но вливаться в организуемые взрослым ситуации кормления и ухо-

1 9 Известно, что дети с аутизмом часто проявляют гиперсензитивность к социальным стимулам. В связи с этим в раннем возрасте они в меньшей степени инициируют общение с близкими, согласование ритма взаимодей­ствия дается маме особенно трудно, и они больше чем другие дети рискуют лишиться ее поддержки в саморегуляции. Близкие научаются точно пони­мать и выполнять требования детей в «серьезных» ситуациях ухода и корм­ления, разрабатывают изощренные приемы, помогающие пережить дис­комфорт, но не ощущают, насколько нужны им и тогда, когда все в порядке — для «игры», для поднятия эмоционального тонуса — и часто осознают это, только получив опыт общения с другим, обычным младенцем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]