Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мет_рек_рус_13.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
142.85 Кб
Скачать

5. Перестройка и национальное возрождение Украины. Народный Рух Украины (1989).

Смерть Леонида Брежнева в 1982 г. положила начало переходному периоду в советском руководстве. Непосредственным преемником Брежнева стал опытный политик Юрий Андропов, бывший глава КГБ, который, казалось, был готов к проведению определенных изменений. Когда он умер, пробыв при власти меньше чем два года, его место заступил старый и немощный Константин Черненко - представитель старика режима, который не желал осуществлять реформы, которая их так спешно нуждался в Советский Союз. Но и он в скором времени после прихода к власти умер. Ситуация, за которой один за одним умирают престарелые советские лидеры, со всей очевидностью обнаруживала потребность в младшем, энергичному и новаторском руководстве. В результате в 1985 г. для проведения в СССР нового курса руководители партии избрали протеже Андропова Михаила Горбачева. С его приходом к власти на арену вышла новая генерация партийных аппаратчиков. Умный и прагматический Горбачев и его сторонники были первым поколением советских лидеров, которые выдвинулись уже после смерти Сталина.

Несмотря на глубоко эшелонированное сопротивление партийных консерваторов и общества в целом, Горбачев начал кампанию перестройки советской системы и особенно ее застойной экономики на эффективную крепкую и продуктивную. Чтобы достичь этой цели, он провозгласил новый, демократический стиль руководства, создавая впечатление большей доступности и приближенности его режима к народу, призывая к гласности в управлении государством и к плюрализму мыслей в рамках социалистического выбора.

С началом перестройки в Москве много фактов свидетельствовало о старании Горбачева провести реформы, несмотря на значительное сопротивление приверженцев твердой линии в системе власти и скептицизм публики. Новые расположения духа гласности и самокритики стали пронимать наибольшие газеты; неоднократно подвергал критике культ лица Сталина и злоупотребление властью со стороны органов внутренних дел и бюрократии популярный журнал «Огонек» во главе с бывшим киевлянином украинским поэтом Виталием Коротичем: стали публиковаться русские поэты, которые придерживаются откровенно антисоветских взглядов; даже остается незапрещенной общественная организация «Память», что пропагандирует воинствующий и крайне вражеский марксизму русский шовинизм и антисемитизм.

В сравнении с этим проявления «нового духа» на Украине оставались явлением редчайшим и относительно замедленным. Осторожность украинцев была целиком понятной. Киев все еще находился вотчиной Щербицкого, ярого консерватора, последнего в Политбюро пережитка застойного брежневского режима. И вдобавок украинский КГБ имел репутацию наиболее репрессивного в СССР. И в конце концов, украинская интеллигенция весьма хорошо помнила, как болезненно она «обожглась», с энтузиазмом поверив хрущевским 60-реформам х лет.

Вопреки этим опасениям среди украинской интеллигенции появлялись определенные признаки непокорности. В 1987 г. в Киеве было основано Украинский культурологический клуб. Много его членов были бывшими диссидентами, которые старались проявить границы гласности, открыто дискутируя такие политическое чувствительные вопросы, как голодомор 1932- 1933 гг., тысячелетие христианства на Украине, борьба за независимость 1917- 1920 гг.

Намного более широкий отклик политика гласности нашла в Льве - этой столице национальное сознательных западных украинцев. В июне и июле 1988 г. было проведено несколько несанкционированных и беспрецедентных за своими масштабами митингов, которые собрали тысячи людей. На демонстрациях, организованных такими бывшими диссидентами, как Чорновил, братья Горыни, Игорь и Ирина Калинке, и новым деятелем Иваном Макаром, звучали призывы соорудить в Льве достойный памятник Тарасу Шевченко, а также жертвам сталинских репрессий. Эти деятели выступали против партийных бюрократов, которые самые себя избрали представителями Львова на будущем партийном съезде в Москве, открыто говорили о многочисленных притеснениях, которые их испытать украинцы. В августе львовский КГБ среагировал в типичный для себя способ: он предъявил обвинение организаторам в «антисоветской деятельности» и арестовал кое-кого из них. Это еще раз подтвердило, что украинцы едва лишь начинают длинный и нелегкий путь к демократии.

Чуть раньше вокруг вечноактуального вопроса русификации и статуса украинского языка с партийными консерваторами, которые группировались вокруг Щербицкого, столкнулись представители прорежимного Союза писателей Украины (законным интересам которой отвечало недопущение упадка украинского языка). В июне 1986 г. против вытеснения из обихода в школах республики украинского языка выступил ряд известных украинских писателей, среди них Олесь Гончар, Дмитрий Павлычко, Иван Драч и Сергей Плачинда, а Союз писателей образовал комиссию для связи с образовательными закладами. В апреле 1987 г. министр высшего образования УССР М. Фоменко представил комиссии гнетущий, хотя и целиком очевидный отчет о состоянии украиноязычного образования. За его данными, на Украине существовало 15 тыс. украиноязычных школ, т.е. около 75 % всех школ, вместе с тем в 4500 русскоязычных школах, которые составляли меньше 22 % общего количества, училось больше половины всех учеников. Еще не нормальнишим было положение в Киеве: с 300 тыс. учеников на украинском языке учились только 70 тыс.

Конец 1989 г. - первая половина 1990 г. прошли под знаком новых моральных побед оппозиции. 28 октября 1989 г. Верховная Рада Украинской ССР, в ответ на аналогичные мероприятия в соседних республиках, приняла закон о государственности украинского языка. 1 декабря 1989 г., во время визита Горбачева в Ватикан, объявлено легализацию Украинской греко-католической церкви. 21 января 1990 г. в честь отметки Акта о соединении (22 января 1919 г.) Рух организовал “живая цепь” между Львовом и Киевом - акцию, которая собрала, по разным оценкам, от 400 тыс. до 3 млн. чел.

События 1989 г. и начала 1990 г. создавали впечатление, которое украинское движение досяг необходимой критической массы, и что теперь его ближайшей задачам являются завоевания политической власти в республике. Возможность легального прихода к власти открылась после принятия в конце октября 1989 г. Верховной Радой Украинской ССР решение о проведении непосредственных соревновательных выборов (на каждое место должны были видвигать не меньше двух человек) к Советам всех уровней.

Однако результаты мартовских выборов 1990 г. стали разочарованием для демократической оппозиции. Ей удалось завоевать лишь четвертую часть всех мест в парламенте. Наилучшими были результаты в Галиции, где демократы выиграли 47 из 43 мест. В Центральной Украине они получили половину голосов. Вместе с тем в Восточной и Южной Украине, за исключением некоторых больших городов, как вот Донецк и Харьков, Демократический блок испытать поражения.

Выборы 1990 г. показали, что КПУ потеряла свою монополию на власть в Украине, но оппозиция есть не достаточно сильной, что перебрать эту власть в свои руки. Главой Верховной Рады 4 июня было выбрано Ивашка. Коммунистически - номенклатурное ядро объединилось в группу “За суверенную Советскую Украину” (лидер - Александр Мороз), составляло большинство (239 из общего числа 442 депутатов). Ей противостояло объединение большинства демократических и нескольких независимых депутатов под названием «Народный Совет» (глава - Игорь Юхновский, численность 115-133 чел.). Хотя «Народный Совет» представлял меньшинство, ему непосредственно удавалось проводить свои решения, умело используя разные методы парламентской борьбы - от бойкота заседаний к перетягиванию на свою сторону ценой далекоидущих компромиссов «независимых» и по-реформаторски настроенных кандидатов. С другой стороны, «группа 239» не ощущала себя целиком вероятно как перед лицом постоянного давления снизу, так и в результате послабления позиций партийной номенклатуры в соседних республиках, в первую очередь - в России и балтийских странах.

В условиях такого неустойчивого равновесия каждое новое изменение в политической жизни Союза и Украины могла иметь далекоидущее значение. Огромного удара политической репутации украинских коммунистов мало внезапный отзыв Ивашка в Москву на должность заместителя генерального секретаря ЦК КПСС. В связи с этим 11 июля 1990 г. он покинул пост Главы Верховной Рады Украинской ССР. Всего через пять дней - 16 июля 1990 г. Верховная Рада Украинской ССР приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины вслед по аналогичному решению Верховной Рады Русской РСФСР (11 июня 1990 г.).

Параллельно в Украине началось формирование политических партий. От осени 1989 по зиму 1990 г. состоялось учредительное собрание украинских “зеленых”, республиканцев, демократов, социал-демократов, крестьянских демократов, народных демократов и др. В октябре 1989 г. в Киеве и Льве было провозглашение создания партии “зеленых” и радикальной Украинской национальной партии. 29-30 апреля 1990 г. съезд Украинского хельсинского союза объявил о создании на ее основе Украинской республиканской партии. Оппозиционная группа внутри КПУ и образовала Партию демократического возрождения Украины в декабре 1990 г. В этом же месяце группа лидеров Руха и Народного Совета провозгласили образование Демократической партии. Осенью-зимой 1990 г. свое учредительное собрание провело также социал-демократы, крестьянской демократии, народные демократы и др. Все вышеназванные партии провозгласили о координации своих действий с Рухом. Рядом с левыми и центристскими партиями образовались крайние националистические партии, которые идеологически связывали себя с традициями освободительной 50-борьбы х гг. и подвергали критике Рух как весьма умеренный и коллаборационистский. Летом 1990 г. они объединились в Украинскую международную ассамблею (УМА).

Понятно, что самая по себе Украина не имела шансу выйти из Советского Союза, если бы на это летом 1991 г. не сложилось несколько обстоятельств. Но не значит это, что Украина была лишь пассивным наблюдателем - на самом деле, в украинском обществе развило несколько центров оппозиции, которые сильно дестабилизировали советский режим. Львов и Западная Украина дали наиболее радикальное движение, которое на лето 1991 г. практически перебрал власть в регионе. Подобно в самому Киеве оппозиция имела за собою власть городе, а на «республиканскому равные» послужила причиной глубокого прищепа когда-то единого партийно-государственного аппарата. На Востоке Украины действовало сильное рабочее движение, под давлением которого значительная часть старой номенклатуры должна была отойти от власти. И вдобавок почти в каждом большом городе действовали свои ячейки оппозиции. Они имели разные политические программы, но их объединяла одно - недоверие а то и враждебность к центру.

1 декабря 1991 года 90,3% участников референдума поддержали идею самостоятельности Украины. Референдум был последним гвоздем, забитым в гроб Советского Союза. В начале декабря 1991 года на встрече в Минске лидеры трех наибольших республик - Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Глава Верховной Рады Республики Беларусь Шушкевич - заявили, что СССР как субъект международного правая и геополитическая реальность перестала существовать.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]